Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие методические указания↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Вокально-интонационные навыки Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т. д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух. Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио. При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т. д. Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать элементы существующих современных систем начального музыкального образования, как, например, показ ступеней по болгарской столбице, ручными знаками из венгерской системы относительной сольмизации, а также и некоторые другие приемы (числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточкам с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т. д.). В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании (в двух- и трехголосном). В двухголосных ладовых упражнениях, так же как и в одноголосных, можно использовать болгарскую столбицу или ручные знаки релятивной системы (одновременный показ двумя руками). Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука. Учащиеся старших классов должны уметь разрешать интервалы, аккорды и их обращения, мысленно представив себе ту или иную тональность. Вокально-интонационные упражнения чаще всего исполняются в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это лишь вспомогательное средство воспитания основных навыков. Музыкальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.
Воспитание чувства метроритма Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово-интонационных навыков. Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения. При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией (ходьба, бег под музыку, хлопки). Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть – “шаг”, восьмые – “бег”). Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторение (простукивание хлопками, карандашом, на ударных музыкальных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмические остинато, аккомпанемент к песням; двух- и трехголосные ритмические упражнения, ритмические каноны с текстом, без текста; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т. д.). Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые. Необходимо помнить, что каждая новая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование. Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но не следует делать его самоцелью. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для учащегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов. Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух) Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом). Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой учащихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте. Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях: а) целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков; б) анализ отдельных элементов музыкального языка.
Целостный анализ Основная задача этого вида анализа – научить учащихся слушать музыкальные произведения. О важности этого навыка в музыкальном воспитании детей можно судить по высказыванию Д.Кабалевского: “Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство,...это особое “чувство музыки”, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это – способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером исполнения; это способность на слух определить автора (или стиль) незнакомой музыки”. И далее: “Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того: можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее (играть, петь, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства”. (Кабалевский Д. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательных школ. Вводная статья. – М., 1975). Эти слова Д.Кабалевского, относящиеся к музыкально-эстетическому воспитанию в общеобразовательной школе, могут быть адресованы детским музыкальным школам. Но наши задачи этим не ограничиваются. Хотя большинство учащихся музыкальных школ мы не рассматриваем как будущих профессионалов, но они, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, имеют значительно больший слуховой опыт, элементарные теоретические знания, а главное, сами играют на различных музыкальных инструментах. Поэтому мы можем научить их не только эмоционально воспринимать, определять характер музыкального произведения, его жанровые особенности, некоторые моменты формообразования и т. д., но и слышать в музыке конкретные элементы музыкального языка (лад, размер, темп, регистры и т. д.). При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т. д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т. д. и дать всему словесное объяснение. При анализе многоголосной музыки учащиеся музыкальных школ должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная). Решающую роль при этом играет подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическим особенностям. (Предлагаемые в программе музыкальные примеры для слухового анализа взяты, в основном, из учебников сольфеджио, а также сборников педагогического репертуара для ДМШ. Это облегчает педагогу подбор материала; вместе с тем эти примеры не являются обязательными: их можно заменить или добавить новые.) Желательно максимально использовать произведения, исполняемые учащимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условий для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в механической записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важным он является в 1–3 классах, т. е. до начала занятий по музыкальной литературе.
Музыкальный диктант Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от подвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями (см. раздел “Диктант” 1 кл.). Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности учащегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т. д. Не менее важно для учащегося уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка. Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 5–10 минут. Такую форму диктанта целесообразнее использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка. Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2–3 раза подряд (учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом в 2–3 минуты (к концу реже). Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т. е. только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно анализировать мелодию. Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся, в частности, для домашней работы, самодиктант, запись знакомой мелодии по памяти. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением. Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов), ритмический и другие. Перед началом записи необходима ладовая настройка, которая дается несколькими способами (см. раздел “Сольфеджирование”). Время для записи диктанта устанавливается педагогом в зависимости от его объема и трудности. В младших классах (2, 3), где записываются небольшие и несложные мелодии, это 5–10 минут; в старших, где трудность и объем увеличиваются – 20-25 минут. Для развития ладо-функционального слуха полезно первоначально проигрывать мелодию диктанта с гармоническим сопровождением. Проигрывание диктанта может осуществляться не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах; запись диктанта возможна также с голоса (тембровые диктанты). Необходимо научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах. Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, учащиеся проверяют тетради друг друга, один из учащихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т. д.). Дома можно выучивать диктанты наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, в некоторых случаях, мелодии, сочиненные педагогом.
Теоретические сведения Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы подводится итог знаниям, приобретенным учащимися к моменту окончания музыкальной школы. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, Это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. Органическая связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально-теоретических дисциплин. Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т. д.) на фортепиано. В первую очередь это необходимо для учащихся, обучающихся на фортепиано; но следует практиковать данную форму работы и с учащимися других отделений (в зависимости от состава и подвинутости группы). Учащиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, поэтому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 7 классе.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ. – М., 1975. 2. Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 2 класса ДМШ. – М., 1977. 3. Давыдова Е. и Запорожец С. Сольфеджио: Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976. 4. Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978. 5. Давыдова Е. Сольфеджио: Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1981.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976. 2. Андреева М. От примы до октавы, ч. II. – М., 1978. 3. Антошина М. и Надежина Н. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. – М., 1970. 4. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М, 1975. 5. Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты. 1-4 классы ДМШ. – М., 1979. 6. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968. 7. Ветлугина Н. Детский оркестр. – М., 1976. 8. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972. 9. Двухголосное сольфеджио для учащихся 2–7 классов ДМШ / Сост. Н.Боголюбова, Е.Германова, М.Гиндина, Н.Лушина, Н.Федорова. – М., 1964. 10. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. – М., 1965. 11. Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1979. 12. Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М. 1978. 13. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980. 14. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980. 15. Методическое пособие по музыкальному диктанту (общая ред. Л.Фокиной). – М., 1975. 16. Музыкальные диктанты / Общая ред. В.Вахромеева. – М., 1975. 17. Писаревский А. Сольфеджио. – Киев, 1963. 18. Писаревский А. Музыкальные диктанты. – Киев, 1969. 19. Ромм Р. Изучение тональностей в ДМШ. – М., 1977. 20. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981. 21. Сольфеджио для детских музыкальных школ (1–4 классы) /Сост. А.Барабошкина. – М.–Л., 1966. 22. Сольфеджио для детских музыкальных школ (5–7 классы) / Сост. Н.Котикова. – Л., 1974. 23. Тембровые диктанты (набор из четырех пластинок). – М.,1966. 24. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1976. 25. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., 1973. 26. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КЛАСС Музыкальный диктант Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха. Подготовительные упражнения к диктанту: – запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом; – устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием); – письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма. Запись: – знакомых, ранее выученных мелодий; – ритмического рисунка мелодии; – мелодий, предварительно спетых с названием звуков; – мелодий в объеме 2–4 такта (для подвинутых групп до 8-ми тактов) в пройденных тональностях; – длительности: четвертные, восьмые, половинные и половинные с точкой в размерах 2/4, 3/4. Теоретические сведения Понятия: – высокие и низкие звуки; – звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки; – устойчивость и неустойчивость; – тоника, тоническое трезвучие, аккорд; – мажор и минор; – тон, полутон; строение мажорной гаммы; – скрипичный и басовый ключи; – ключевые знаки, диез, бемоль; – транспонирование; – канон.
Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков, нотный стан. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.). Понятие о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках (f и р), кульминации; о мелодии и аккомпанементе. Тональности До, Соль, Ре, Фа мажор. Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях. Ритмические длительности четвертные, восьмые, половинные и половинные с точкой и их сочетания в размерах 2/4, 3/4. Целая нота и размер 4/4 (для более подвинутых групп).
КЛАСС Музыкальный диктант Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений (см. 1 класс). Диктант с его предварительным разбором. Запись мелодий, подобранных на фортепиано. Диктант письменный в объеме 4–8 тактов, с пройденными мелодическими оборотами; ритмические длительности: восьмые, четвертные, четвертные с точкой, половинные, половинные с точкой и шестнадцатые (ритмический рисунок четыре шестнадцатых – для подвинутых групп); размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы – половинные, четвертные. Тональности: До, Соль, Фа, Ре мажор, ля, ми, си, ре минор.
Теоретические сведения Понятия: – параллельные тональности, тетрахорд, бекар; – интервал; – мотив, фраза, секвенция; – фермата, динамические оттенки cresc, dim, mf, mp и др. (по выбору педагога); – цифровое обозначение ступеней. Тональности: До, Соль, Ре, Фа, и Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре и соль минор (трех видов). Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 2/4,3/4, 4/4. Затакт восьмая и две восьмые. Пауза целая. Интервалы: прима, б.2 и м.2, б.3 и м.3, ч.4, ч.5, ч.8; умение построить их в пройденных тональностях (см. раздел “Вокально-интонационные навыки”). Проигрывание на фортепиано: – выученных мелодий в пройденных тональностях; – тонического трезвучия, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях. Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
КЛАСС Музыкальный диктант. Различные формы устного диктанта. Запись выученных мелодий. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты; ритмические группы с шестнадцатыми в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, затакт, паузы восьмые.
Теоретические сведения Понятия: – разрешение, опевание; – обращение интервала; – обращение трезвучия; секстаккорд, квартсекстаккорд; – главные трезвучия лада (трезвучия главных ступеней); – переменный лад; – трехчастная форма; реприза.
Тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе. Ритмические группы с шестнадцатыми и четвертными с точками в пройденных размерах. Интервалы: б.6 и м.6 в пройденных тональностях в составе секстаккорда и квартсекстаккорда; ув.2 в гармоническом миноре. Тоническое трезвучие с обращениями. Проигрывание на фортепиано: – выученных мелодий в пройденных тональностях; – тонических трезвучий с обращениями; – тонических трезвучий параллельных тональностей. Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
КЛАСС Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта. Запись знакомых мелодий по памяти. Письменный диктант в изученных тональностях в объеме 8–10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы, состоящие из восьмых с точкой и шестнадцатых, триолей и синкоп в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (в мало подвинутых группах ритмический рисунок восьмая, четверть и восьмая можно давать только в устных диктантах и упражнениях); наиболее употребляемые ритмические группы в размере 6/8. Тембровые диктанты.
Теоретические сведения Понятия: – тритон; – септаккорд; – трезвучия главных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта); – модуляция, хроматизм (в подвинутых группах); – пунктирный ритм; синкопа; триоль; – имитация. Тональности мажорные и минорные до четырех знаков. Си мажор и соль-диез минор (для подвинутых групп). Ритмические группы состоящие из восьмых с точкой и шестнадцатых, триолей и синкоп в размерах 2/4, 3/4, 4/4; наиболее употребляемые ритмические группы в размерах: 3/8, 6/8. Пауза – шестнадцатая. Интервалы: ув.4 на IV ступени, ум.5 на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре; б.7 и м.7 в тональности и от звука, Обращения мажорного и минорного трезвучий. -Д7 в мажоре и гармоническом миноре. Проигрывание на фортепиано: – выученных мелодий в пройденных тональностях; – интервалов и аккордов в тональности и от звука. Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
КЛАСС Музыкальный диктант Различные формы устных диктантов. Запись знакомых мелодий по памяти. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 – 10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты. Ритмические длительности: четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа в размерах 2/4, 3/4, 4/4, более сложные сочетания длительностей в размерах 3/8, 6/8. Тембровые диктанты.
Теоретические сведения Понятия: – квинтовый круг тональностей; – период, предложение, каденция; – органный пункт, фигурация; – альтерация, хроматизм, модуляция. Тональности мажорные и минорные до 6 знаков. Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4, сложные ритмические группы в размере 6/8. Переменный размер (в подвинутых группах). Интервалы: м.7 на VII ступени в мажоре, ум.7 на VII ступени в гармоническом миноре; ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII ступени с разрешениями в одноименные тональности. Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях; уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре. Обращения мажорного и минорного трезвучий от звука (секстаккорды, квартсекстаккорды). Доминантсептаккорд от звука с разрешением в одноименные тональности. Проигрывание на фортепиано: – выученных мелодий в пройденных тональностях; – интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях; – интервалов и аккордов от звука. Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте; – определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность доминанты, II ступени (для подвинутых учащихся). Буквенные обозначения звуков, тональностей.
КЛАСС Музыкальный диктант Различные формы устного диктанта. Запись знакомых мелодий по памяти. Письменный диктант в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий пройденные мелодические обороты; размеры – все пройденные. Тембровые диктанты.
Теоретические сведения Понятия: – гармонический мажор; – характерные интервалы; – пентатоника; – переменный размер. Тональности мажорные и минорные до 7 знаков. Ритмические группы: (см. предыдущий раздел “Музыкальный диктант”); – переменный размер; размер 3/4. Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз; ув.4 на VI ступени и ум.5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре, ув.2 и ум.7 в. гармоническом мажоре и миноре. Обращения Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре; уменьшенное трезвучие на II ступени в миноре и гармоническом мажоре; субдоминантовое трезвучие с обращениями (минорная субдоминанта в гармоническом мажоре), уменьшенный септаккорд в гармоническом миноре и гармоническом мажоре на VII ступени. Проигрывание на фортепиано: – выученных мелодий в пройденных тональностях; – интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях; интервалов и аккордов от звука. Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в нотном тексте. Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, тональность доминанты, II ступени. КЛАСС Музыкальный диктант Устные диктанты. Запись знакомых мелодий по памяти. Письменный диктант, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма; объем – период 8–10 тактов, однотональный и модулирующий. Запись простейших двухголосных примеров или последовательности интервалов, аккордов (для подвинутых групп). Тембровые диктанты.
Теоретические сведения Понятия: – родственные тональности; – модуляция в родственные тональности; – параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности; – хроматическая гамма; – смешанный размер. Тональности – все употребительные. Мажор натуральный и гармонический, минор трех видов. Общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале). Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы, вспомогательных и проходящих хроматических звуков. Ритмические группы и размеры – все пройденные. Группировки в смешанных размерах. Интервалы: все пройденные диатонические на ступенях лада и от звука вверх и вниз; ув.2 и ум.7, ув.4 на IV и VI ступенях, ум.5 на VII и II ступенях в мажоре и миноре, а также с разрешениями от звука (четыре разрешения каждого тритона); ум.4.и ув.5 в гармоническом мажоре и миноре (для подвинутых групп). Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями; уменьшенное трезвучие на VII и II ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешениями; вводные септаккорды VII ступени в мажоре, миноре и от звука с разрешениями; Д7 с обращениями в пройденных тональностях и от звука с разрешениями; Д7 в основном виде с разрешением в трезвучие VI ступени; трезвучия побочных ступеней. Септаккорды II ступени в мажоре и миноре (для подвинутых групп); увеличенное трезвучие в мажоре и.миноре (для подвинутых групп). Проигрывание на фортепиано: – выученных мелодий в пройденных тональностях; – пройденных интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях; – интервалов и аккордов от звука. Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в нотном тексте. Знание основных музыкальных терминов.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.011 с.) |