Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание чувства метроритма

Поиск

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, а также ритмические группы с залигованными длительностями и триолями в размерах: 2/4, 3/4, 4/4; ритмические упражнения в переменном размере и в размере 3/2.

Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов.

Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками).

Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и слиста.

 

Воспитание музыкального восприятия

(Анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

– в прослушанном произведении его характера, лада (включая гармонический мажор и пентатонику), формы (однотональный и модулирующий период, простая двух- и трехчастная форма), ритмических особенностей;

– функций пройденных аккордов, гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);

– типа полифонии;

– мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений Д7, аккордов субдоминантовой группы, септаккордов VII ступени, а также интонаций ув.2, ум.7, ув.4 на VI ступени, ум.5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре;

– альтераций в мелодии – IV♯ и VII♭ в мажоре, II♭ и VI♯ в миноре (как слуховая подготовка к изучению ладов);

– интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей из нескольких интервалов;

– аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей из нескольких аккордов;

– модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты, II ступени.

 

Рекомендуемый музыкальный материал

1. Арро Э. Пьеса на черных клавишах (пентатоника).

2. Бах И.С. Менуэт ре минор. Хорошо темперированный клавир, т. I. Прелюдия До мажор.

3. Блантер М. Веселое звено.

4. Глинка М. Попутная песня. Сомнение. Тарантелла.

5. Глиэр Р. Монгольская песенка.

6. Григ Э. Весной.

7. Моцарт В. Соната № 15.

8. Николаева Т. Маленькие вариации в классическом стиле.

9. Павленко В. Капельки.

10. Пахмутова А. До свиданья, Москва. Звездопад.

11. Савельев Б. Настоящий друг.

12. Хачатурян А. Скакалка.

13. Чайковский П. Нянина сказка. Мелодия для скрипки и фортепиано.

14. Чичков Ю. Песня о волшебном цветке.

15. Шопен Ф. Ноктюрн Ми-бемоль мажор.

16. Шуберт Ф. Скерцо Си-бемоль мажор.

17. Шуман Р. Марш из “Альбома для юношества”.

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта. Запись знакомых мелодий по памяти.

Письменный диктант в пройденных тональностях, в гармоническом мажоре, включающий пройденные мелодические обороты; размеры – все пройденные.

Тембровые диктанты.

 

Воспитание творческих навыков

Импровизаций и сочинение:

– мелодий в гармоническом мажоре с использованием пройденных размеров и ритмических длительностей;

– мелодий в пятиступенных ладах;

– мелодий различного характера, различной формы (на усмотрение педагога);

– мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов (VII7, обращений Д7 и др.).

Запоминание и запись сочиненных мелодий.

Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения. Продолжение работы по подбору подголосков. Подбор аккомпанемента к выученным или сочиненным мелодиям, используя пройденные аккорды в различной фактуре.

 

Теоретические сведения

Понятия:

– гармонический мажор;

– характерные интервалы;

– пентатоника;

– переменный размер.

Тональности мажорные и минорные до 7 знаков.

Ритмические группы: (см. предыдущий раздел “Музыкальный диктант”);

– переменный размер; размер 3/4.

Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз; ув.4 на VI ступени и ум.5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре, ув.2 и ум.7 в. гармоническом мажоре и миноре.

Обращения Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре; уменьшенное трезвучие на II ступени в миноре и гармоническом мажоре; субдоминантовое трезвучие с обращениями (минорная субдоминанта в гармоническом мажоре), уменьшенный септаккорд в гармоническом миноре и гармоническом мажоре на VII ступени.

Проигрывание на фортепиано:

– выученных мелодий в пройденных тональностях;

– интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях; интервалов и аккордов от звука.

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в нотном тексте.

Определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, тональность доминанты, II ступени.

КЛАСС

Вокально-интонационные навыки

Пение:

– гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием альтерированных ступеней;

– в тональностях всех ранее пройденных аккордов, а также трезвучий побочных ступеней; увеличенного трезвучия в гармонических ладах (для подвинутых групп);

– в тональностях пройденных диатонических интервалов, а также ув.2, ум.7, тритонов на IV, VI, VII, II ступенях в гармоническом миноре и мажоре;

– характерных интервалов ум.4 и ув.5 в гармонических ладах (для подвинутых, групп);

– всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз;

– всех пройденных аккордов от звука вверх и вниз;

– пройденных интервалов в тональности и от звука двухголосно;

– последовательностей из нескольких интервалов двухголосно;

– пройденных аккордов от звука с разрешением трех- и четырехголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов;

– одного из голосов двух- или трехголосной последовательности с одновременным проигрыванием остальных голосов на фортепиано;

– секвенций (на усмотрение педагога).

 

Сольфеджирование и пение с листа

Разучивание и пение с листа:

– в пройденных тональностях одноголосных мелодий с хроматизмами, модуляциями, отклонениями и использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

– мелодий в семиступенных диатонических народных ладах (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский) – для подвинутых групп;

– различных двухголосных примеров.

Закрепление навыков беглого чтения с листа, дирижирования. Пение выученных мелодий с собственным аккомпанементом, по нотам.

Транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров в пройденные тональности.

Транспонирование с листа.

Ритмические группы – все ранее пройденные.

Смешанные размеры.

 

Воспитание чувства метроритма

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров.

Дирижерский жест в смешанных размерах. Размеры 9/8 и 12/8 (в порядке ознакомления или для подвинутых групп).

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и с листа.

 

Воспитание музыкального восприятия

(Анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

– в прослушанном произведении его характера, лада (включая семиступенные диатонические народные лады); формы (период, простая двух- и трехчастная форма), ритмических особенностей; функций пройденных аккордов, гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);

– типа полифонии;

– мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных интервалов и аккордов (включая увеличенное трезвучие и септаккорд II ступени на усмотрение педагога);

– мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками, отрезков хроматической гаммы;

– интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов;

– аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей аккордов типа: Т–D7–S–VI64–II–VII7–T.

 

Рекомендуемый музыкальный материал

1. Бах И.С. Менуэт Соль мажор.

2. Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч. 2.

3. Бородин А. Хор половецких девушек из оперы “Князь Игорь”.

4. Глинка М. Северная звезда.

5. Госсек Ф. Гавот Ре мажор.

6. Григ Э. Сосна.

7. Даргомыжский А. “Мне минуло 16 лет”.

8. Лядов А. Мазурка в дорийском стиле.

9. Мендельсон Ф. Песни без слов №№ 30, 48 и др.

10. Моцарт В. Вечерняя песня. Фантазия ре минор.

11. Мурадели В. Бухенвальдский набат.

12. Мусоргский М. Песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”. Хор “Расходилась, разгулялась” из оперы “Борис Годунов”.

13. Мясковский Н. Простые вариации.

14. Пахмутова А. Слава впередсмотрящему.

15. Пахульский Г. В мечтах

16. Римский-Корсаков Н. Опера “Снегурочка”, III д. хор “Аи, во поле липенька”. Ариетта 1д.

17. Шопен Ф. Мазурки: соч. 24 № 2, соч. 33 № 1, соч. 7 № 5.

 

Музыкальный диктант

Устные диктанты. Запись знакомых мелодий по памяти.

Письменный диктант, включающий пройденные мелодические и ритмические обороты, элементы хроматизма; объем – период 8–10 тактов, однотональный и модулирующий.

Запись простейших двухголосных примеров или последовательности интервалов, аккордов (для подвинутых групп). Тембровые диктанты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.006 с.)