Сольфеджирование и пение с листа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сольфеджирование и пение с листа



Пение:

– мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также элементами хроматизма и модуляциями, выученными наслух;

– слиста мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам Д7, уменьшенного трезвучия VII ступени, включающих интонации ув.2, ум.7, ув.4, ум.5;

– двухголосных примеров с элементами альтерации и большей самостоятельностью голосов;

– двухголосных примеров дуэтом (для подвинутых учащихся);

– выученных мелодий (песен) с собственным аккомпанементом по нотам (для подвинутых учащихся);

– с листа канонов и других двухголосных примеров.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности, а также мелодий с листа на секунду вверх и вниз.

Ритмические группы: четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4, ритмические группы со сложной группировкой шестнадцатых и другие сочетания длительностей в размере 6/8;синкопы междутактовые и внутритактовые.

 

Воспитание чувства метроритма

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, а также ритмическая группа: четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах: 2/4, 3/4, 4/4.

Более сложные сочетания длительностей в размере 6/8.

Синкопы (внутритактовая и междутактовая).

Переменный размер (в подвинутых группах).

Продолжение работы над дирижерским жестом в размере 6/8; дирижерский жест в переменном размере (в подвинутых группах).

Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов.

Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками).

Более сложные ритмические каноны (трехголосно) и партитуры. Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и с листа.

 

Воспитание музыкального восприятия

(Анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

– в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, предложение, полная и половинная каденции), а также ритмических особенностей;

– функций аккордов, отдельных гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);

– мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений трезвучий главных ступеней, уменьшенного трезвучия, а также интонаций тритонов на IV, VII ступенях, м. и ум.7 на VII ступени;

– наличия простейших альтераций в мелодии (IV♯, VI♭ в мажоре, II♭ и VI♯ в миноре);

– интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из нескольких интервалов;

– аккордов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из трезвучий и их обращений;

– интервалов от звука (тритоны и ум.7 с разрешением);

– обращений мажорных и минорных трезвучий, Д7, уменьшенного трезвучия от звука.

Анализ каденций в периоде (полная, половинная).

 

Рекомендуемый музыкальный материал

1. Бетховен Л. Тирольская песня.

2. Глинка М. Жаворонок. Краковяк из оперы “Иван Сусанин”.

3. Кабалевский Д. Кавалерийская.

4. Майкапар С. Сказочка си минор.

5. Мясковский Н. Тревожная колыбельная.

6. Пахмутова А. Песня о тревожной молодости.

7. Русская народная песня “Уж ты, поле”.

8. Свиридов Г. Колыбельная До мажор.

9. Стоянов В. Беззаботная песенка.

10. Хачатурян А. Восточный танец.

11. Чайковский П. Старинная французская песенка

12. Чичков Ю. Наташка-первоклашка. Самая счастливая.

13. Шаинский В. Вместе весело шагать. Крейсер “Аврора”.

14. Шуман Р. Веселый крестьянин. Смелый наездник.

 

Музыкальный диктант

Различные формы устных диктантов. Запись знакомых мелодий по памяти.

Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8 – 10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты.

Ритмические длительности: четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа в размерах 2/4, 3/4, 4/4, более сложные сочетания длительностей в размерах 3/8, 6/8.

Тембровые диктанты.

 

Воспитание творческих навыков

Импровизация и сочинение:

– ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, II ступени, а также модулирующего периода (на усмотрение педагога);

– мелодий различного характера, жанра (народная песня, марш, танец и т. д.) в трехчастной форме и форме периода;

– мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам обращений трезвучий главных ступеней, уменьшенного трезвучия и Д7;

– подголосков к данной или сочиненной мелодии;

– мелодий в тональностях до шести знаков с использованием пройденных ритмических и мелодических оборотов.

Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения. Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием пройденных аккордов и их обращений.

Знакомство с фигурациями.

Другие формы творческой работы (см. раздел “Воспитание творческих навыков” в 3 – 4 классах).

 

Теоретические сведения

Понятия:

– квинтовый круг тональностей;

– период, предложение, каденция;

– органный пункт, фигурация;

– альтерация, хроматизм, модуляция.

Тональности мажорные и минорные до 6 знаков.

Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4, сложные ритмические группы в размере 6/8.

Переменный размер (в подвинутых группах).

Интервалы: м.7 на VII ступени в мажоре, ум.7 на VII ступени в гармоническом миноре; ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII ступени с разрешениями в одноименные тональности.

Обращения трезвучий главных ступеней с разрешением в пройденных тональностях; уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Обращения мажорного и минорного трезвучий от звука (секстаккорды, квартсекстаккорды).

Доминантсептаккорд от звука с разрешением в одноименные тональности.

Проигрывание на фортепиано:

– выученных мелодий в пройденных тональностях;

– интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;

– интервалов и аккордов от звука.

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;

– определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность доминанты, II ступени (для подвинутых учащихся).

Буквенные обозначения звуков, тональностей.

 

КЛАСС

Вокально-интонационные навыки

Пение:

– гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней;

– звукорядов гармонического мажора, отдельных ступеней, мелодических оборотов, связанных с понижением VI ступени;

– звукорядов мажорной и минорной пентатоники;

– в пройденных тональностях Д7 с обращениями;

– уменьшенного трезвучия на II ступени, субдоминантовых аккордов, VII7 в гармоническом мажоре, уменьшенного трезвучия на II и VII ступенях в гармоническом миноре;

– ув.4 на VI ступени, ум.5 на II ступени, ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и миноре;

– всех диатонических интервалов в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз;

– уменьшенного трезвучия и вводных септаккордов от звука;

– интервалов в тональности и от звука двухголосно;

– последовательностей из нескольких интервалов двухголосно;

– аккордов от звука с разрешением трех- и четырехголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов;

– одного из голосов трехголосной последовательности с проигрыванием остальных голосов на фортепиано;

– одноголосных, двухголосных и модулирующих секвенций.

 

Сольфеджирование и пение с листа

Разучивание и пение с листа:

– мелодий с хроматизмами, модуляциями, с движением по звукам обращений Д7, других пройденных аккордов, а также включающих интонации ув.4 на VI ступени, ум.5 на II ступени, ув.2, ум.7 в гармоническом мажоре и миноре;

– мелодий в гармоническом мажоре; мелодий в пятиступенных ладах (мажорная и минорная пентатоника);

– более сложных двухголосных примеров группами и дуэтами.

Пение выученных мелодий (песен, романсов) с собственным аккомпанементом по нотам.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Транспонирование с листа на секунду и терцию вверх и вниз. Ритмические группы с залигованными длительностями и триолями в пройденных размерах.

Переменный размер. Размер 3/2.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.007 с.)