Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кружковые формы музыкальной работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Внеклассная музыкальная работа проводится в школе и путем организации кружков — хоровых, инструментальных, сольного пения, различных ансамблей. Вступление в тот или другой кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны школьника. Даже хоровые кружки, куда ранее принимались только те дети, которые обнаружили развитой музыкальный слух и певческий голос, в настоящее время часто комплектуются без особого отбора. Практика доказала справедливость того теоретического положения, что у каждого нормального, здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос. Однако это не означает полного игнорирования руководителями кружков тех природных данных, какими обладают дети, и «при прочих равных условиях» (т. е. при стремлении заниматься именно той или иной музыкальной деятельностью) преимущество должно быть на стороне тех, кто уже проявил свои музыкальные способности. До не столь давнего времени наиболее распространенными в школе были хоровые кружки. В последние годы их значительно потеснили вокально-инструментальные ансамбли. Значительно меньший удельный вес имеют (и имели) инструментальные кружки: баяна (аккордеона), фортепиано, народные оркестры, поскольку для успешных занятий в них важно иметь собственный инструмент. Хоровой кружок. При совпадении основных целей занятий на уроке музыки и во внеклассное время (через развитие любви и интереса к музыке формировать идейные нравственно- эстетические, патриотические чувства и убеждения) хоровой кружок имеет и свои особенности. Прежде всего они определяются разновозрастным составом детей. Чаще всего хоры младших классов объединяют учащихся начальной школы (I—III), подростки составляют либо один хор (IV—VII), либо подразделяются на два: IV—V и V—VII классов. При этом важно заметить, что, будучи неоднородными по возрасту участников, эти коллективы могут оказаться менее пестрыми по уровню музыкального развития, чем участники классного хора. Если на уроке пение — один из видов деятельности и соответственно времени на него (из 45 минут) приходится немного, то в хоровом кружке пение — главное. Конечно, и здесь оно связано с развитием навыков восприятия музыки, с музыкальной грамотой, но вокально-хоровая работа требует не только специального внимания, но и систематического обучения. Интерес детей именно к пению позволяет руководителю хора выдвигать более высокие требования при формировании таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, добиваться большей гибкости голосов, их подвижности и кантиленности, необходимых для яркой выразительности исполнения. От возраста участников хорового кружка зависит продолжительность занятий. Практика показывает, что с младшими хорами целесообразно заниматься не более 45 минут, но два раза в неделю (желательно —3 раза); подростковый хор и хор старшеклассников может заниматься (с перерывом) два академических часа. Естественно, что при этом должен соблюдаться такой характер работы, который не утомлял бы школьников, был бы для них эмоционально увлекательным, ни в коей мере не сводился к формалистической муштре. „ Как и во всех других музыкальных занятиях, огромное значение в хоровом кружке имеет верно отобранный репертуар, доступный и интересный детям, обогащающий ум и сердце и, кроме того, посильный для исполнения. Последнее условие, казалось бы, совершенно ясное, на самом деле далеко не простое. Иногда дума-' ют, что, если дети справляются со всеми трудностями (мелодическими, ритмическими, гармоническими и др.), следовательно, данное произведение им доступно, посильно. Но при этом нередко не учитывается, какой ценой руководитель добился хорошего исполнения. Специальные исследования показали, что нередко после исполнения слишком сложных произведений (сложных нетолько со стороны певческого диапазона, тесситуры или других чисто вокально-хоровых моментов, но и по их эмоциональному накалу) у хористов наблюдаются такие явления, как изменение пульса, кровяного давления, некоторые школьники во время выступления даже теряют сознание. Методы работы в классе и хоровом кружке во многом сопиа* дают (показ произведения, его краткий разбор, разучивание по фразам и т. д.), но значительно большее время, которым распо- лагает руководитель хорового коллектива, позволяет ему в большей степени, чем в классе, применять пение по нотам (по партиям), использовать грамзапись разучиваемого произведения в исполнении какого-либо квалифицированного детского хора, записывать, а затем демонстрировать хористам их собственное пение. Все это способствует и глубине, и скорейшему освоению репертуара. Большое значение в работе хора (как и других кружков) имеют выступления перед аудиторией (соучеников, родителей, шефов и др.). Они являются хорошим стимулом активизации деятельности коллектива. Вместе с тем количество выступлений и их продолжительность должны быть разумно ограничены. Частые выступления могут отрицательно сказываться на их качестве, вести к небрежности исполнения, утомлять хористов. Также отрицательно может влиять на работу хора исполнение чрезмерно обширных программ, если к тому же они и сложны. Выступление должно быть для детей радостью, праздником, к которому они добросовестно готовятся, который венчает их труд. В этом, в частности, также заключается воспитательная значимость деятельности хорового коллектива. Вокально-инструментальные ансамбли в настоящее время являются, пожалуй, наиболее популярной среди школьников формой музицирования. Будучи довольно свободными и по составу, по исполняемому репертуару, ВИА не могут иметь однозначной оценки: в ряде случаев они становятся центром музыкально-просветительской работы, вызывают активный интерес у слушателей к настоящей музыке, способствуют воспитанию хорошего музыкального вкуса; но очень часто они лее способствуют популяризации низкопробных шлягеров, музыки, идеологически чуждой нашему обществу. Поэтому, поддерживая инициативу школьников в создании ВИА, учителю необходимо ненавязчиво, тактично направлять их работу, заинтересовывать исполнением именно такого репертуара, который мог бы положительно влиять на учащихся. Многие советские и зарубежные профессиональные ансамбли («Песняры», «Ариэль», «Червона рута», «ОРЭРО», «Скальды», «Хунгария» и др.) являются пропагандистами народной песни; в их репертуар входят и современные песни протеста, отстаивающие права простого человека, живущего в капиталистическом мире; исполняют они и классику. В отношении последней, ее трактовки, манеры, стиля исполнения много спорного. Одни считают, что современное «прочтение» Баха, Бетховена, Чайковского и других композиторов-классиков — путь к дальнейшему, более полному знакомству с ними. Другие же, напротив, убеждены, что «препарированный» Бах — это «анти-Бах», закрывающий путь к подлинному Баху. Возможно, что главное в качестве «препарирования» и в количестве воспринимаемых новых звучаний (в преодолении известной инерции музыкального слуха). Ведь известные, например, транскрипции Листа воспринимаются и профессионалами-музыкантами как полноценные художественные произведения, хотя в них тоже «препарируется» музыка других авторов. Вместе с тем думается, что было бы неверным, например, исключить из репертуара детских музыкальных школ произведения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Р. Шумана и других великих композиторов, только потому, что дети не могут их исполнить так, как они были задуманы композиторами. Иначе говоря, роль ВИА в массовом музыкальном воспитании может быть негативной, а может быть и позитивной, в зависимости от тех целей, которые перед ними ставятся, а следовательно, от содержания, характера их деятельности. Кружки индивидуального обучения игре на инструменте (фортепиано, народные инструменты) способствуют решению очень важной задачи: дать возможность учиться детям, стремящимся к музыке, но по той или иной причине не обучающимся в специальном музыкальном учебном заведении (или дома). Как известно, дети старше 7—8 лет обычно не могут поступать в I класс ДМШ, тем более подросток или юноша, нуждающийся в обучении «с азов». В школьный же кружок может прийти любой, независимо от возраста и уровня музыкального развития. Индивидуальные занятия позволяют строить их с каждым кружковцем по специальному плану, учитывающему все его Ъсобенности — психические, физические, музыкальные и др. Вместе с тем школьный кружок имеет преимущества по сравнению с домашним обучением музыки в том, что в нем создается определенный коллектив класса, который связан с жизнью школы. Кроме того, достижения ученика не замыкаются семейным кругом, а становятся достоянием многих благодаря его участию в школьных мероприятиях. Этот момент имеет большое моральное значение, так как кружковец чувствует определенную ответственность. Немаловажное значение имеет и то, что участники таких кружков обычно становятся членами различных дуэтов, трио, ВИА, оркестров. Это стимулирует развитие всех форм музыкальной жизни в школе. Оркестровые коллективы, к сожалению, довольно редкое явление в школе. Причин тому много (и материальные, и организационные), но там, где такие коллективы есть, их положительное влияние на общий уровень музыкальной культуры школьников—несомненно. Особенно убедителен в этом отношении опыт работы оркестра народных инструментов поселка Мунды- баш Кемеровской области, руководимого Н. Капишниковым. Конструктивные особенности русских народных инструментов позволяют школьникам довольно быстро овладевать техникой игры на них, а следовательно, включаться в активное музицирование (и сольное, и коллективное). Безусловно, важнейшее значение, как н в других кружках, здесь имеет верный отбор репертуара, интересные методы работы, развитие у кружковцев творческой самостоятельности, а не слепого копирования игры руководителя. Правда, нередко можно наблюдать определенную ограниченность, «стабильность» репертуара, исполняемого школьными оркестрами. В нем обычно весьма слабо представлена не только современная классика, но и произведения зарубежных и русских композиторов прошлых веков. Опыт работы ВИА говорит об интересе школьников и к старинной музыке (Г. Перселла, И. С. Баха и др.). Хотя игра в оркестре не сопряжена с теми трудностями, которые испытывают хористы при частых выступлениях, особенно с исполнением сложных произведений, все же и здесь должна быть предусмотрена разумная мера выступлений (их частота, длительность, сложность). Для всех оркестрантов каждое выступление должно стать событием, к которому готовишься, которого ждешь и радуешься его свершению. Кружки сольного пения, довольно распространенные в предвоенные годы и в 40—50-х годах, в последнее время чаще не вычленяются в самостоятельные коллективы, а входят составной частью в хор, поскольку целью их является, главным образом, не подготовка солистов-певцов, а запевал в хоре. Обычно они поют и в хоре, и занимаются индивидуально, в результате чего их опыт довольно быстро расширяется, личный репертуар обогащается новыми произведениями. Проблема детского сольного пения издавна привлекала внимание педагогов-музыкантов, в первую очередь музыкантов-профессионалов, видящих в юных певцах подрастающую смену. Мы не будем останавливаться на истории этого вопроса, отметим лишь существование двух основных тенденций в его решении, объединяющих сходные точки зрения. Представители первой из них считают, что пение детей есть естественный акт, в той или иной мере присущий каждому ребенку. Но в силу того, что у детей голосовой аппарат еще не сформировался, т. е. отсутствует еще сам «инструмент», обучать их пению нельзя. Лишь после того, когда пройдет мутация, когда юноша или девушка будет располагать сложившимся своим голосом, их можно начать учить петь. Певческие навыки, приобретенные при одном строении голосового аппарата, становятся бесполезными после его перестройки: все равно все надо начинать сначала,— считают сторонники этого мнения и подтверждают его тем, что голос взрослого человека часто совершенно отличен от его же голоса в детстве. Представители другого направления, соглашаясь с тем, что голосообразование в детстве и в зрелом возрасте отличается, все же считают целесообразными занятия именно в детстве. Это они мотивируют тем, что певческий акт зависит не только от голосового аппарата, как такового, а от всей психики поющего. Что при определенной системе обучения певческие навыки формируются, условно говоря, не столько в гортани, сколько в мозгу, и эта подготовка сыграет свою роль и в послемутационный период. Кроме того, подчеркивают они, в процессе пения у детей развиваются все музыкальные способности, которые не исчезают и после перестройки голосового аппарата. К тому же и биографии многих певцов-профессионалов подтверждают, что большинство из них пели, любили петь с детства. Конечно, многое зависит от того, какое это пение. Оно должно быть свободным, естественным, не утомлять ребенка, и правильно проводимое обучение помогает ему в этом. Следует заметить, что сторонников второй точки зрения в последние годы становится все больше. Ее справедливость доказывается и в кружках сольного пения. В тех случаях, когда репертуар подбирается тщательно, с учетом всех индивидуальных особенностей певца, когда соблюдаются все певческие нормы (длительность занятий, характер выступлений и т. п.), результаты бывают положительными. Это не означает, что все поющие с детства становятся профессиональными вокалистами. Главное, что их голоса оказываются здоровыми и в послемутационный период, а любовь к пению, к музыке сохраняется, расширяя и обогащая духовный мир ребенка. Глава VII. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЫ 9 В ШКОЛЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕГО ВИДЫ В связи с тем ограниченным количеством времени, каким располагает учитель музыки в школе, ему чрезвычайно важно так строить всю работу, чтобы ни одна минута не пропадала даром, чтобы постоянное движение вперед не вступало в противоречие с закреплением пройденного. Музыкальный «багаж», навыки восприятия и исполнения музыки накапливаются постепенно. Добиться наибольшей эффективности в этом помогает верное планирование уроков, внеклассных музыкальных мероприятий. План обеспечивает перспективу, уточнение того, что и когда целесообразно дать детям, что должно составить основу, «ключевые знания» (Д. Б. Кабалевский), а что предназначено в качестве вспомогательных «лесов», тех или иных дополнений. В зависимости от срока (объема времени), на который рассчитан план, он получает свое название: «годичный», «четвертной», «поурочный». Годичный план знаменует собой содержание целой ступени в воспитании школьника. В нем формулируются основные цели движения от класса к классу и определяется «модель» ученика, завершающего пребывание в конкретном классе, а также «модель» ученика, оканчивающего общеобразовательную школу, По годичным планам достаточно ясно можно увидеть соответствии (или несоответствие) музыкального и общего развития школьника. Годичный план мобилизует внимание учителя на решение глап- ных задач каждого года обучения, определяемых возрастными особенностями и возможностями учащихся, закономерностями самого музыкального искусства, раскрывающегося в последовательном усложнении. Установив основные цели данного года обучения, учитель обеспечивает их достижение путем определения содержания и средств его доведения до учащихся за более короткие сроки — учебные четверти. Обычно содержание по четвертям намечается в программе, где указано, какие знания и навыки следует дать учащимся за этот срок, на каком материале. Учитель же, исходя из этого, намечает поурочный план действий. Однако в новой программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского, учителю предлагаются примерные поурочные планы на четверть. Это значит, что, исходя из содержания каждого урока и темы четверти, ему надо самому определить, к чему он должен привести своих воспитанников в конце каждой четверти и года в целом. Каждый этап плана имеет свою цель и значение, но, пожалуй, основную, рабочую нагрузку несет четвертной план, намечающий систему уроков, обеспечивающих выполнение заданий четверти (а следовательно, и всего года). Планы на четверть в том или ином конкретном классе учитывают реальные условия работы с ним. В средних и старших классах хорошо продуманный четвертной план помогает разумной ликвидации «белых пятен», имеющихся в музыкальном воспитании учащихся. Поэтому, совпадая по основным задачам, например во всех четвертых классах данной школы, четвертные планы конкретных четвертых классов могут отличаться друг от друга и материалом, и сроками его прохождения. Так, в «запущенном» четвертом классе определенное время уйдет на восполнение недостающих знаний и навыков, но все же в итоге план позволит прийти к конечной цели, намеченной программой. Четкое планирование помогает учителю не упустить что-либо из содержания программы. Большое значение имеет и поурочный план, где намечается примерный ход урока, «дозировка» тех или иных видов деятельности, заданий. Но при этом важно помнить, что план урока, даже «расписанный по минутам», должен обеспечивать его целостность. Так, например, указание в плане урока: «Понятие о сильных и слабых долях (5 мин)» — вовсе не должно означать, что на уроке, потратив 5 минут на названное понятие, учитель перейдет к чему-то другому. Само это понятие он должен дать на основе восприятия детьми исполняемой музыки, что может вылиться и в 20 минут. Но эти 20 минут будут музыкальной деятельностью, выводом из которой явится определение выразительного значения чередования ударных и безударных звуков. Просто в бюджете времени урока учитель должен учесть несколько минут на этот вывод, на определение понятия, успеть его сделать. Н. Л. Гродзенская, чрезвычайно свободно проводившая свои уроки, считала, что план необходим для того, чтобы предусмотреть все содержание урока, точно его представлять, но реализация содержания плана не должна быть жесткой, тем более строиться по «разделам»: 5 минут —грамота, 5 минут — распевание, 10 минут — показ и начало разучивания новой песни и т. д. В этом определенная условность поурочного планирования, так как выполнение плана зависит от сочетания разных объективных и суб- ективных моментов (состояния класса, учителя, индивидуальных особенностей учащихся и т. д.), которое не может быть предусмотрено во всех возможных вариантах. План урока — это канва, по которой учитель творчески «вышивает» его содержание. Кроме планирования урочных занятий, большое значение в музыкальной жизни школы имеет и планирование внеклассных мероприятий. План помогает избегать спешки, штурмовщины в работе. Заранее зная, что, когда, кем будет выполняться, школьники принимают активное участие в этом, проявляют свою инициативу. План нецелесообразно составлять чрезмерно обширным и включать в него только подготовку каких-либо новых мероприятий. Известно, что дети любят воспринимать уже знакомое, а повторение какого-либо мероприятия (как и восприятие) может быть более качественным, если оно не формально и проводится интересно. Участие в коллективных мероприятиях несет в себе и определенную воспитательную ценность, приучает школьников к точности, ответственности перед другими за проводимую работу. Сопоставление ежегодных планов музыкальных мероприятий позволяет делать объективные выводы о совершенствовании этой области коммунистического воспитания учащихся. § 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЫ! По форме и времени проведения учет подразделяется на «индивидуальный», «коллективный», «текущий» и «итоговый». Каждый термин достаточно ясно определяет его существо, и мы лишь кратко остановимся на значении всех видов учета для учителя и детей. Основное назначение любого учета — выяснение состояния,' результата какого-либо явления (факта) в определенный момент. Для того чтобы узнать, в какой мере учащиеся поняли объяснение, выполнили задание, учитель опрашивает, предлагает новое задание и по полученным результатам делает те или иные выводы. На уроке музыки, вследствие того что важнейший вид деятельности — хоровое пение — осуществляется коллективом, возникает необходимость коллективного учета. Коллективный учет, дающий представление о выработке таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосье, естественно, базируется на индивидуальных достижениях. Вместе с тем из практики известно, что бывают случаи, когда при пении и хоре кто-то фальшивит, а при индивидуальном—все поют чисто, и наоборот, теряясь при пении по одному, вместе поют лучше. Таким образом, проводя и ту и другую форму учета, учитель добивается более качественных результатов. Индивидуальный учет демонстрирует и школьникам, и учителю результаты музыкального развития каждого, показывает: как ученик слышит музыку, насколько ясно понимает выразительное значение знакомых элементов музыкального языка, может высказать и обосновать свое отношение к произведению, красиво, убедительно исполнить песшо и т. п. Индивидуальный учет позволяет выявить, кто из учащихся особенно нуждается в постоянном внимании учителя, а также тех из них, кто может стать его активом. По времени проведения и индивидуальный, и коллективный учет может быть как текущим, так и итоговым. Сведения, получаемые учителем в процессе повседневных (текущих) занятий, позволяют ему делать выводы, насколько каждый ученик и класс в целом освоили тот или иной материал, приобрели личные и коллективные навыки. Текущий учет способствует проверке правильности планирования, обусловливает введение в него тех или иных корректив. Иначе говоря, планирование и учет тесно связаны друг с другом. Итоговый учет предусматривает не только показатели каких- либо контрольных мероприятий (различных опросов, выполнение заданий), обычно проводимых в конце четвертей (по полугодиям или в конце года), но и те данные, какие были получены в течение всего учебно-воспитательного процесса. Этот момент следует иметь в виду, во-первых, потому, что «поголовный опрос» в конце четверти, нередко проводимый в школах, в значительной мере формален и не отражает подлинную картину музыкального развития учащихся. В процессе его обычно выясняется только: как школьник спел куплет песни (а иногда только прочел его текст), верно ли назвал произведение и его автора, запомнил ли материал по музыкальной грамоте. Такой опрос не отражает главного: насколько развились любовь и интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее, стремление самому исполнять и слушать музыку. Все эти признаки качества музыкального воспитания должны фиксироваться учителем постоянно, систематически, раскрывать динамику музыкального роста школьников. Во-вторых, общий опрос требует довольно значительного времени. Урок в таких случаях фактически пропадает. Вызывая по очереди учащихся и слушая их ответы, учитель перестает руководить всем классом, и как бы он ни взывал к сознанию учащихся, их дисциплина заметно падает, что чревато отрицательными последствиями для проведения последующих занятий. Удачные формы итогового учета предложены В. К. Белоборо- яовой в «Планах уроков музыки и методических рекомендациях к ним» (для I класса, 1974) в виде викторины и концерта по заявкам детей, а также в новой программе, разработанной в НИИ школ,— заключительный урок-концерт. Эти формы учета позволяют учащимся (учителям, родителям) более зримо осознать все, чему они научились, как расширился их кругозор. К итоговому учету относятся и другие выступления детей в школе или вне ее. Предусмотренные планом, являясь естественным результатом текущей работы, такие выступления-отчеты служат вехами, показывающими рост музыкальной культуры учащихся. По ним же учитель делает вывод о том, что ему удалось выполнить, а также выявить пробелы, недостатки, ликвидацию которых он может предусмотреть в последующем планировании. Глава VIII.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.013 с.) |