По литературе для 10 класса укп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По литературе для 10 класса укп



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА УКП

 

Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень)

Учебник: Литература (редакторы Лебедев Ю.В., Журавлев В.П.) (базовый и профильный уровни). 10 класс. – М.: «Просвещение», 2007.

 

    учитель русского языка и литературы Поликарпова И. А.    

 

 

2012-2013 учебный год

Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

3. Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.

4. Учебно-тематический план.

5. Содержание тем учебного курса (основное содержание).

6. Перечень литературы и средств обучения.

7. Календарно-тематическое планирование.

8. Контроль уровня обученности учащихся.

 

 

 


Содержание рабочей программы

 

Пояснительная записка

Литература – базовый учебный предмет, формирующий духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника под редакцией Журавлёва В.П. и Лебедева Ю.В.

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Пояснительная записка


ЦЕЛИ. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 


Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

Учащиеся должны знать:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

· основные теоретико-литературные понятия.

 


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса УКП

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и

 

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

 

характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· соответствие работы ученика теме и основной мысли;

· полнота раскрытия темы;

· правильность фактического материала;

· последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи;

· стилевое единство и выразительность речи;

· число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

 

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» -90 – 100 %;

«4» -78 – 89 %;

«3» -60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

       
   
 
 


Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

 

Учебно-тематическое планирование

Предмет – литература, класс – 10 УКП

(2 час в неделю, всего 74 часа)

№ п.п. Тема Кол-во часов В том числе
Зачеты Развитие речи
Раздел 1. Введение. (1 ч.)
  Тема 1. Характеристика 2 периода русского освободительного движения.      
Раздел 2. Н.Островский. (7 ч.)
  Тема 2. Жизненный подвиг Н.Островского.      
  Тема 3. Знакомство с текстом комедии «Свои люди – сочтемся».      
  Тема 4. История создания пьесы «Гроза».      
  Тема 5. Тема грозы в драме.      
  Тема 6. Образ Катерины в драме.      
  Тема 7. Рр. «Мое мнение о героях “Грозы”»      
  Тема 8. Работа над статьей Н.Добролюбова «Луч света в темном царстве».      
Раздел 3. А.Гончаров. (3 ч.)
  Тема 9. А.Гончаров. Жизнь и творчество.      
  Тема 10. История создания романа «Обломов».      
  Тема 11. Работа над образом Обломова.      
Раздел 4. И.С.Тургенев. (11 ч.)
  Тема 12. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.      
  Тема 13. Идейная тематика цикла «Записки охотника».      
  Тема 14. Образы деревенских мужиков в «Записках охотника».      
  Тема 15. Взгляд автора на своих героев.      
  Тема 16. История создания романа «Отцы и дети».      
  Тема 17. Художественные особенности романа.      
  Тема 18. Семья Кирсановых в романе.      
  Тема 19. Два брата в романе.      
  Тема 20. Споры Базарова с Павлом Петровичем.      
  Тема 21. Образ Базарова в романе.      
  Тема 22. Зачет № 1.      
Раздел 5. Н.Г.Чернышевский. (8 ч.)
  Тема 23. Жизненный подвиг Чернышевского.      
  Тема 24. Общая характеристика романа «Что делать?»      
  Тема 25. Художественное своеобразие романа.      
  Тема 26. «Особенный человек» в романе.      
  Тема 27. «Старый мир» в романе.      
  Тема 28. «Новые люди» в романе.      
  Тема 29. Критические заметки о романе.      
Раздел 6. Ф.И.Тютчев. (5 ч.)
  Тема 30. Ф.Тютчев. Основные мотивы творчества.      
  Тема 31. Философская, пейзажная, любовная лирика.      
  Тема 32. Связь творчества Тютчева с его судьбой.      
  Тема 33. Тютчев о значении поэтического творчества.      
Раздел 7. А.А.Фет. (2 ч.)
  Тема 34. Основные мотивы лирики А.Фета.      
  Тема 35. А.Фет о любви и природе.      
Раздел 8. Н.А.Некрасов. (7 ч.)
  Тема 36. Жизненный путь Н.Некрасова.      
  Тема 37. Основные мотивы лирики Н.Некрасова.      
  Тема 38. Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо».      
  Тема 39. Герои поэмы.      
  Тема 40. «Счастливые» в поэме.      
  Тема 41. Образ крестьян в поэме. Образ народного заступника в поэме.      
Раздел 9. Ф.М.Достоевский. (5 ч.)
  Тема 42. Биография Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание».      
  Тема 43. Петербург Достоевского.      
  Тема 44. Теория Раскольникова.      
  Тема 45. Зачет № 2.      
Раздел 10. Л.Н.Толстой (11 ч.)
  Тема 46. Л.Н.Толстой. Этапы творчества.      
  Тема 47. «Севастопольские рассказы».      
  Тема 48. Экспозиция романа «Война и мир».      
  Тема 49. Первые впечатления по роману.      
  Тема 50. Образ Натальи Ростовой.      
  Тема 51. Путь исканий князя Андрея.      
  Тема 52. Путь исканий князя Пьера Безухова.      
  Тема 53. Война 1805-1807 гг. Истинные герои.      
  Тема 54. Народная война 1812 г.      
  Тема 55. Наполеон – Кутузов.      
Раздел 11. А.П.Чехов. (10 ч.)
  Тема 56. А.П.Чехов. Биография. Традиции раннего творчества А.Чехова.      
  Тема 57. «Маленькие» трилогии Чехова.      
  Тема 58. «Ионыч». Духовная деградация человека.      
  Тема 59. Что же погубило доктора Старцева?      
  Тема 60. История создания пьесы «Вишневый сад».      
  Тема 61. «Старые владельцы» в пьесе.      
  Тема 62. «Новый хозяин» в пьесе.      
  Тема 63. Тема будущего в пьесе.      
  Тема 64. Зачет № 3.      
Раздел 12. М.Е.Салтыков-Щедрин (3 ч.)
  Тема 65. М.Е.Салтыков-Щедрин. Творческий путь.      
  Тема 66. Тематика и значение сказок.      
Раздел 13. Мировое значение русской литературы. (1 ч.)
  Тема 67. Мировое значение русской литературы.      
  ИТОГО      

 


Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс – 10 УКП (2 часа в неделю)

Содержание тем учебного курса (основное содержание)

Введение (1 ч.)

Характеристика второго периода русского освободительного движения.

 

Н.Островский. (7 ч.)

Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Нравственная проблематика пьесы.

 

А.Гончаров. (3 ч.)

Жизнь и творчество. «Обломов». Диалектика характера Обломова.

Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

«Что такое обломовщина?»

 

И.С.Тургенев. (11 ч.)

Жизнь и творчество.

История создания романа «Отцы и дети».

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героев.

«Отцы» и «дети» в романе.

Любовь в романе.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

 

Н.Г.Чернышевский. (8 ч.)

Жизнь и творчество.

Политические и эстетические взгляды Н.Г.Чернышевского.

Понятие «жанр утопии».

Полемика вокруг романа «Что делать?»

 

 


Содержание тем учебного курса

 

Ф.И.Тютчев. (5 ч.)

Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид».

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».

Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

 

А.А.Фет. (2 ч.)

Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Даль», «Еще весны душистой нега…».

Любовная лирика. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице».

 

Н.А.Некрасов. (7 ч.)

Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…».

Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…».

Тема любви. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка».

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

 

Ф.М.Достоевский. (5 ч.)

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

«Двойники» Раскольникова.

Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога в романе.

 

Л.Н.Толстой (11 ч.)

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Женские образы в романе.

Семья Ростовых и семья Болконских.

Тема народа в романе.

Кутузов и Наполеон.

Проблемы истинного и ложного в романе.


Содержание тем учебного курса

А.П.Чехов. (10 ч.)

Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Ионыч».

Особенности драматургии. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.

Символ сада в пьесе..

 

 

М.Е.Салтыков-Щедрин (3 ч.)

Личность и творчество.

Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. «опрокинутый мир» сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос.

 

Литература для учителя

1. О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. Методика преподавания литературы. М., «Академия», 1999.

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985.

3. Т. Г. Кучина, А. В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы. М., Дрофа, 2001

4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах /М.И.Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

5. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 кл./В.А.Крутецкая. – М.: Литера, 2010.

 

Класс УКП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА УКП

 

Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень)

Учебник: Литература (редакторы Лебедев Ю.В., Журавлев В.П.) (базовый и профильный уровни). 10 класс. – М.: «Просвещение», 2007.

 

    учитель русского языка и литературы Поликарпова И. А.    

 

 

2012-2013 учебный год

Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

3. Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.

4. Учебно-тематический план.

5. Содержание тем учебного курса (основное содержание).

6. Перечень литературы и средств обучения.

7. Календарно-тематическое планирование.

8. Контроль уровня обученности учащихся.

 

 

 


Содержание рабочей программы

 

Пояснительная записка

Литература – базовый учебный предмет, формирующий духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника под редакцией Журавлёва В.П. и Лебедева Ю.В.

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Пояснительная записка


ЦЕЛИ. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.153 с.)