Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие музыкального творчестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одна из основных категорий музыкальной психологии - «музыкальное творчество». С ней связано понимание почти всех музыкально-психологических вопросов. Долгое время представление о музыкальном творчестве предполагало только процесс создания музыкального произведения. И действительно, значимость данного факта для музыкального искусства оспорить нельзя. Об этом свидетельствуют многие справоч-но-энциклопедические издания, например, в музыкаль-
нои энциклопедии в статье крупного музыковеда советской эпохи А. Н. Сохора говорится: «Музыкальная деятельность подразделяется на три основные разновидности: творчество (композиция. - Г. О.), исполнительство (исполнение музыки. - Г. О.) и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения - создание, воспроизведение и слушание» [СохорА., 1976. С. 736]. За исполнительством и слушательским восприятием закреплялась лишь функция музыкальной деятельности. Однако, согласно положению Б. В. Асафьева музыка -«искусство интонируемого смысла» [Асафьев Б., 1971], и вне живого звучания она существовать не может. Ее художественно-интонационный образ, возможно, с не меньшей силой, должен пройти не только через сознание автора, но и исполнителя. Тот же Асафьев свидетельствует, что XIX век оставил множество выдающихся музыкальных произведений, но сколько из них мы не знаем из-за того, что они не нашли достойного исполнителя. Неслучайно часто талантливый музыкант-исполнитель вдохновляет композитора на создание новых сочинений. История музыки изобилует примерами такого рода творческой дружбы: Римский-Корсаков и выдающаяся певица Надежда Забела-Врубель, Франсиск Пуленк и замечательная певица Дениз Дюваль, Борис Чайковский и талантливый скрипач Виктор Пикайзен и т. д. Именно в расчете на вокальные данные и артистический облик Забелы-Врубель Римский-Корсаков создавал неповторимые по красоте оперные партии хрупких женских образов: Веры, Марфы, Царевны-Ле-бедь, Царевны Ненаглядной Красы. Вспомним «провалы» на премьерах оперы «Фиделио» Бетховена или Симфонии № 1 Рахманинова из-за неудачного исполнения. А какую роль сыграла певица Вера Пургольд в пропаганде камерно-вокального творчества Мусоргского? Только она одна могла в то время - в последние десятилетия XIX века - раскрыть новаторскую впечатляющую образность романсов и песен великого композитора. Во время исполнения музыки и ее «содержание и форма несколько изменяются, преобразуются исполнителем в соответствии с его мировоззрением, эстетическими идеалами, личным опытом, темпераментом и т. д. В этом проявляются его индивидуальное восприятие и истолкование произведения. Возникают исполнительские варианты содержания и формы» [Со-хор А., там же]. Особенно наглядно это творческое преобразование наблюдается в исполнении великих артистов, когда даже широко известное сочинение как бы открывается новыми образными гранями и иной силой воздействия (достаточно вспомнить неповторимое исполнение выдающихся пианистов прошлого века Э. Г. Гилельса, СТ. Рихтера или Г. Гульда). Следовательно, исполнитель также причастен к творческому акту - он находится в сотворчестве с композитором. Но будет ли творческий акт завершен только деятельностью композитора и исполнителя? И тот, и другой ориентируются на слушателя, который, воспринимая музыку, вникает в ее смысл, создает свой музыкальный образ, свое музыкальное представление и, в конечном счете, выносит свою оценку. И именно эта оценка определяет бытование музыкального произведения и его судьбу. Если обратиться к учению И. Канта, то выясняется, что сам акт познания чего-то нового (а именно оно лежит в основе восприятия музыки) есть творчество. Добавим, общая психология считает, что творчество - это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурной уникальностью» [НЭС, 2004. С. 1194].
При восприятии музыки наблюдается явление, схожее с исполнительским творчеством: здесь можно говорить о новом, слушательском варианте музыкального произведения, о новой интерпретации. Новое особенно показательно для высоко интеллектуального, рождающего собственную концепцию восприятия музыки. Подобное восприятие в большей степени показательно для талантливых звукорежиссеров, музыковедов-исследователей и критиков (яркие примеры - аналитические этюды И. И. Соллертинского, Л. А. Мазеля, В. С. Цук-кермана, Ю. Н. Тюлина, В. В. Протопопова, Ю. Н. Холо-пова). Это творческий фундамент и звукорежиссуры, и музыковедения. (Отметим, что музыковедение тоже есть одна из разновидностей творчества музыкального, а не только сугубо научного.) Следовательно, слушательское восприятие, равно как и исполнительство, содержит творческий компонент и является составной частью музыкального творчества, которое необходимо трактовать как единство триады: композитор-исполнитель-слушатель. Итак, музыкальным творчеством следует считать любой вид активной, обновляющей психической деятельности, связанной с музыкальным искусством, при главенствующей роли деятельности композитора. Музыкальное творчество рассматривается не только в психологическом, но и в философско-эстетическом аспектах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.008 с.) |