Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иерархия ценностей мерило успехаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Музыкант должен создавать музыку, художник — рисовать, поэт — слагать стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с самими собой. Абрахам Маслоу Любая сложная система, будь то заводской станок, компьютер или человек, должна быть конгруэнтной. Все ее части должны работать в унисон, каждое действие должно поддерживаться другим действием, если мы хотим, чтобы система работала эффективно. Если эти действия не синхронизированы, машина, в конце концов, выйдет из строя. Человек не исключение из этого правила. Мы можем научиться самому эффективному поведению, но, если такое поведение не поддерживает наши самые глубинные потребности и желания, если оно вступает в конфликт с другими важными для нас вещами, возникает внутреннее противоречие, мы теряем конгруэнтность, которая не- обходима нам для достижения больших успехов. Если человек получает одно, но втайне стремится к чему-то другому, он не будет до конца счастлив и удовлетворен достигнутым. Или, если человек достигает поставленной цели, но ради нее ему пришлось поступиться своими убеждениями, внутренний конфликт неизбежен. Для того чтобы по-настоящему совершенствоваться, расти и процветать, нам надо твердо придерживаться определенных правил, выработанных человечеством за его историю, а главное — надо иметь четкие критерии того, что такое успех и что такое неудача. В противном случае у нас будет все, а мы будем чувствовать себя нищими. Поэтому мерилом успеха я называю шкалу ценностей. Что же такое шкала ценностей? Говоря проще, это наши внутренние, глубоко личные, индивидуальные убеждения относительно того, что является для нас самым главным. Шкала ценностей — это система наших убеждений о том, что правильно и что неправильно, что такое добро и что такое зло. Маслоу говорил о людях искусства, но это понятие универсальное. Шкала ценностей нам нужна для того, чтобы двигаться вперед. Если у нас ее нет, мы не будем чувствовать себя конгруэнтными, цельными. Это чувство цельности нашей личности вырастает из осознания того, что все наши сегодняшние действия устремлены к реализации наших высших целей. Система ценностей определяет также то, от чего нам следует держаться подальше. Она определяет весь стиль нашей жизни, нашу реакцию на любой жизненный опыт. Это что-то вроде уровня исполнения команд в компьютере. Вы можете вводить в него любую нужную вам программу, но, воспримет ли он ее, станет ли он ее использовать, зависит от того, как исполнительный уровень был запрограммирован на заводе-изготовителе. Ценности представляют собой такой исполнительный уровень суждений человеческого мозга. Начиная с того, как вы одеваетесь, на какой машине ездите, на ком вы женитесь (если женитесь), и кончая тем, как вы воспитываете своих детей, какому делу служите, как зарабатываете на жизнь, — на все оказывает влияние ваша шкала ценностей. Она представляет собой базу, которая определяет ваши реакции на любую жизненную ситуацию. Она является ключом к пониманию, предсказыванию вашего собственного поведения и поведения других — тем главным ключом, который помогает нам волшебным образом открыть характер. Итак, откуда же они берутся, эти инструкции насчет того, что правильно и что неправильно, что такое хорошо и что такое плохо, что следует делать и чего делать не следует? Поскольку ценности являются специфическими, высокоэмоциональными, взаимосвязанными убеждениями, они берутся из тех же самых источников, которые мы обсуждали ранее в главе, посвященной вере и убеждениям. Прежде всего, это ваше окружение, среда, в которой вы выросли. Ваши отец и, особенно в традиционных семьях, мать играют самую главную роль в программировании большинства ваших первоначальных ценностей. Они постоянно сообщают вам о своих ценностях, давая понять, кем они хотят вас вырастить, что бы они хотели от вас услышать или что бы они хотели, чтобы вы сделали, во что верили и т. д. Если вы принимаете их ценности, то будете вознаграждены: вас погладят по головке и скажут, что вы хороший мальчик (или хорошая девочка). Если вы отвергаете их, у вас возникнут проблемы: все будут вас считать непослушным ребенком. В некоторых семьях упорствующих в непослушании детей наказывают ремнем. Таким образом, большинство наших ценностей программировалось с помощью метода поощрения и наказания. По мере того как мы подрастали, группы сверстников становились для нас еще одним источником ценностей. Когда мы впервые знакомились с другими Не одни кумиры нашей молодости определяют наши ценности. Процесс этот происходит постоянно, в частности, на работе, где применяется та же самая система наказаний и поощрений. Мы усваиваем ценности наших начальников и наших коллег. Если вы не разделяете ценностей своего шефа, о каком продвижении по службе может идти речь? А если вы отвергаете ценности всего коллектива, то лучше сразу уходите с этой работы. Школьные учителя постоянно проповедуют ценности общества, в котором нам предстоит жить, используя все ту же систему наказаний и поощрений. Наши ценности меняются, когда мы изменяем наши цели или представления о самих себе. Если вы поставили перед собой цель стать президентом компании, то, когда вы достигнете ее, вы будете зарабатывать больше денег и престиж ваш значительно повысится. Ваши представления о том, сколь напряженно вы теперь должны будете работать, могут измениться так же, как и ваши старые представления о том, что такое приличная машина. Даже люди, с которыми вы проводили свободное время, возможно, не будут вас устраивать, так как уже не будут соответствовать вашему статусу. Вы уже не сможете позволить себе выпить кружку пива со старыми приятелями, а будете потягивать «Перрье» в дорогом ресторане с тремя другими боссами своей фирмы, обсуждая вопросы дальнейшего расширения бизнеса. Впрочем, не все так просто. Ваша машина, ваш дом, ваши друзья, ваше дело — все это, конечно, отражает ваше представление о самом себе и о вашем месте в этом мире, но не так прямо. Порой наши вещи представляют собой то, что специалист в области промышленной психологии доктор Роберт Мак-Мерри назвал «перевернутыми эго-символами», которые также демонстрируют наши ценности. Например, факт, что миллионер ездит на старенькой, видавшей виды машине, еще не означает, что он невысокого мнения о себе или что он Я думаю, теперь вы убедились, как важно знать, что мы считаем своей шкалой ценностей. Многие из наших ценностей подсознательные. Поэтому люди часто не могут объяснить, почему они делают то, а не другое, а просто чувствуют, что надо поступить именно так. Люди обычно относятся подозрительно к тем, чьи ценности отличаются от их собственных. Большинство конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в жизни, являются результатом конфликта ценностей, и возникают они как на межличностном, так и на межнациональном уровне. Почти всякая война есть война за ценности. Вспомните ситуацию на Ближнем Востоке, в Корее, Вьетнаме и т. д. А что происходит, когда одна страна покоряет другую? Завоеватели начинают подстраивать чужие ценности под свои. Не только разные страны и разные люди имеют разные ценности, но и каждый отдельный человек считает, что некоторые его ценности важнее других. Почти для каждого из нас существует определенная иерархия ценностей, и среди них одна, которая кажется нам важнее Iвсего на свете. Для некоторых людей это может быть честность, для других — дружба. Некоторые могут солгать, чтобы защитить друга, хотя честность для них столь же важна, как дружба. Почему? Значит, на их шкале ценностей дружба стоит выше честности. Вы можете высоко ценить свою деловую карьеру, но семья для вас тоже важна. В результате может возникнуть внутренний конфликт: вы обещали провести вечер вместе, но вдруг подвернулось выгодное дело. Разрешение конфликта будет зависеть от того, что в данный момент вы ставите выше. Поэтому не говорите пустых слов о приоритете дела или семьи, а просто решите, каковы ваши истинные ценности. Тогда, возможно, впервые в жизни вы поймете, почему делаете то, а не другое, или почему другие поступают так, а не иначе. Ценности — наиболее важные инструменты для понимания жизненной ориентации человека. Для того чтобы успешно и эффективно взаимодействовать с людьми, мы должны знать, что для них является наиболее важным, то есть какова их иерархия ценностей. Человеку порой бывает трудно понять основные мотивы поступков других людей, если он не имеет представления о том, что для них наиболее важно, а что наименее. Но, если он узнает это, он сможет с высокой точностью предсказать их реакции на те или иные обстоятельства. Если вы знаете свою собственную иерархию ценностей, вы в состоянии легко разрешить любой конфликт в отношениях или любые внутренние противоречия, которые вызывают этот конфликт. Нельзя добиться личного успеха, если не сверяться постоянно со своей шкалой ценностей. Иногда полезно научиться выбирать среднее между существующими ценностями, находящимися в конфликте. У человека могут возникнуть проблемы с поступлением на высокооплачиваемую работу, если ему с детства внушали, что деньги — это зло. И здесь вы не решите проблему, сконцентрировавшись на самой работе и не обращая внимания на деньги. Здесь проблема затрагивает подсознательный уровень, ибо конфликт происходит именно на нем. Переведя конфликт на уровень сознания, вы получаете возможность решить его. Человек не может сконцентрироваться на работе, так как его высшей ценностью является семья, а он тратит все свое время на выполнение этой работы. В этом случае он должен поработать с ощущением неконгруэнтности, которое является результатом конфликта. Переконтекстуализация и отыскание ис-
тинной причины могут существенно помочь. У вас может быть миллиард долларов, но, если вы живете в конфликте со своими ценностями, вы не будете счастливы. Мы видим это постоянно: люди, обладающие богатством и властью, не живут, а существуют. С другой стороны, вы можете быть беднее церковной крысы, но, если вы живете в соответствии со своей шкалой ценностей, то будете чувствовать себя вполне счастливым. Важно не то, какие ценности истинные или ложные. Я не собираюсь навязывать вам свои принципы. Важно понять, в чем суть ваших ценностей, чтобы они направляли, мотивировали и поддерживали вашу жизнь на самом высоком уровне. У каждого из нас есть ценность, которую мы ставим превыше всего. Это может быть свобода, это может быть любовь, это может быть счастье. Возможно, вы прочли этот перечень и сказали себе: «Я хочу всего этого, и желательно сразу». Большинство из нас хочет того же. Но мне кажется, что и здесь должна быть иерархия. Один ищет в любви плотских радостей, другой — духовного общения, третий — чувства защищенности. Большинство же людей абсолютно незнакомы со своей иерархией ценностей. У них есть смутное чувство ожидания любви или стремления к счастью, свободе, но у них нет понятия о том, как все это стыкуется друг с другом. Провести же различия этих понятий чрезвычайно важно. Ведь они определяют, будут ли выполнены самые глубокие потребности человека. Вы не сможете удовлетворить нужды другого человека, если не будете знать, в чем они состоят. Вы будете не в состоянии помочь другим и себе самому разрешать свои внутренние конфликты, если не поймете иерархию ценностей и не будете знать, какие из них вступили в конфликт. Первый шаг к их пониманию — выявить их. Как же можно выявить свою собственную или чью-то иерархию ценностей? Во-первых, следует ограничить круг ценностей, которые нас интересуют. То есть нужно вставить их в определенный контекст. Они легко разбиваются на категории. У нас обычно разные ценности, касающиеся работы, отношений с другими людьми или семьи. Например, вы интересуетесь тем, какую роль играет в жизни определенного человека семья. Можно спросить его: «Что самое ценное для вас в семейных отношениях?» Спрашиваемый может ответить: «Чувство взаимной поддержки». Тогда вы можете спросить: «А почему поддержка так важна для вас?» Он может ответить: «Она доказывает, что меня любят». Затем вы спрашиваете: «А что хорошего в любви?» Он может ответить: «Она создает во мне чувство радости». Продолжая спрашивать снова и снова примерно таким образом: «Что же самое главное?», вы можете выяснить его шкалу ценностей. Затем, чтобы получить четкое представление о чьей-то шкале ценностей, вам нужно составить список таких понятий и сравнить их между собой. Спросите: «Что для вас наиболее важно: чувствовать поддержку или испытывать радость?» Если он скажет: «Испытывать радость», то, очевидно, радость стоит выше в его иерархии ценностей, чем чувство локтя. Затем можно спросить: «Что важнее для вас: испытывать радость или быть любимым?» Если ответ будет: «Испытывать радость», тогда из этих трех ценностей радость будет на первом месте. Затем спросите: «Что важнее для вас: быть любимым или чувствовать поддержку?» Человек может посмотреть на вас с удивлением и ответить: «Для меня важно и то и другое». В этом случае вы должны не останавливаться, а продолжать: «Понятно, но что все-таки для вас важнее: чтобы вас любили или поддерживали?» Он может ответить: «Да, пожалуй, для меня важнее, чтобы меня любили». Итак, теперь вы знаете вторую по приоритету ценность этого человека, то есть вы можете записать для
себя, что следующим после радости в его шкале ценностей стоит любовь, а на третьем месте — поддержка. Такое упражнение можно проводить с любым по объему перечнем ценностей, чтобы понять, что важнее всего для вашего собеседника и какова относительная значимость для него различных ценностей. В нашем случае испытуемый чувствует сильную личную привязанность, даже если и не чувствует поддержки. Возможно, другой предпочтет поддержку любви (и вы будете удивлены, что многие люди именно так и поступают). Этот человек не поверит в любовь другого человека, если не почувствует в нем поддержку и опору. Если человек не встречает понимания в отношении первостепенных ценностей, он прерывает отношения. Например, если поддержка стоит номером один в перечне ценностей какого-нибудь человека, но он поддержки не чувствует, он может прекратить отношения с любимым человеком. А тот, у кого поддержка стоит третьим, четвертым или пятым номером, а любовь — первым, никогда не порвет отношения с любимым человеком, даже если будет знать, что он его предает. Я уверен, что вы легко сможете указать на некоторые компоненты межличностного общения, которые цените больше всего. Перечислю наиболее важные из них: Любовь Экстаз Взаимопонимание Уважение Радость Внутренний рост Поддержка Вызов Творчество Красота ________ Притягательность ______ Духовное единство ______ Свобода _______Честность В этом списке все понятия — очень важные ценности. Конечно, вы можете найти много других, более важных, чем перечисленные. Если у вас такие есть, допишите их в список. А теперь расположите все эти ценности по приоритетам, пометив номером первым наиболее важную для вас, а номером четырнадцатым — наименее важную. Вы нашли это упражнение трудным? Если вы никогда не строили иерархических систем, то ранжирование может показаться вам утомительным и сложным из-за большого количества единиц*. Поэтому давайте сравнивать ценности по парам, определяя, какая из них важнее другой. Давайте начнем по списку с первых двух. Что важнее для вас: любовь или экстаз? Если ответом является «любовь», то важнее ли она, чем взаимопонимание? Вам нужно пройти, таким образом, по всему списку, выясняя, что для вас является наиболее ценным, то есть что вы можете поставить номером первым. Если вы не нашли ничего более ценного, чем любовь, то именно это понятие должно возглавить иерархию. Теперь переходите к следующему слову в этом списке. Что для вас важнее: экстаз или взаимопонимание? Если вы выбираете первое, то продолжайте сравнивать его со всеми понятиями, расположенными ниже, до последнего. Если какое- * В Исследовательском институте Роббинса разработана специальная компьютерная программа, которая позволяет выявлять метапрограммы и шкалы ценностей.
то из понятий является для вас более важным, чем экстаз, поставьте его на второе место и продолжайте сравнение в таком же порядке. Например, если взаимопонимание для вас важнее экстаза, вам следует продолжать спрашивать себя: «Что для меня важнее: взаимопонимание или уважение?» Если взаимопонимание важнее, тогда спросите: «Взаимопонимание или удовольствие?» Если для вас нет ничего важнее взаимопонимания, то именно это слово будет стоять вторым в иерархии. Если же какое-то другое понятие оказалось важнее взаимопонимания, то его следует сравнить с оставшимися понятиями, пока список не закончится. Например, если вы сравнили взаимопонимание со всеми понятиями в этом списке и дошли до его конца, то есть до понятия «честность», и это понятие для вас оказалось более важным, чем взаимопонимание, то вам нет смысла сравнивать честность с творчеством, поскольку творчество не столь важно для вас, как взаимопонимание. Теперь мы знаем, что честность важнее для вас, чем взаимопонимание, но взаимопонимание окажется наверняка выше творчества или любого другого понятия в этом списке, которое уступает ему. Чтобы закончить формирование иерархии, повторите весь этот процесс, взяв за точку отсчета все остальные слова списка. Как видите, ранжирование не всегда простое дело. Некоторые из понятий имеют очень тонкие различия, которые мы с вами не привыкли определять. Если вам трудно провести грань между явлениями, задавайте себе уточняющие вопросы. Например, вы задаете вопрос: «Что важнее для меня в любви: экстаз или ощущение внутреннего роста?» И отвечаете: «Дело в том, что, когда я ощущаю, что расту, я испытываю экстаз». Тогда необходимо спросить: «Что я понимаю под ощущением собственного роста и под экстазом?» Если, предполо- жим, вы ответите: «Экстаз означает для меня сильное чувство внутренней радости, а рост — преодоление себя», тогда сразу же можете спросить: «Что для меня важнее: преодолевать препятствия или радоваться преодолению?» Тогда вам будет легче принять решение. Если разница все еще не ясна, спросите, что произойдет, если вас лишить одной из сравниваемых ценностей: «Что бы я предпочел: чтобы из моей любви ушел экстаз, но ощущение духовного роста осталось, или наоборот?» В этом случае вы уж наверняка извлечете информацию, необходимую для выявления наиболее важных понятии. Составление собственной шкалы ценностей — одно из наиболее ценных упражнений, которые вы можете извлечь из этой книги. Не пожалейте времени и прямо сейчас выясните, что для вас самое главное во взаимоотношениях с любимым человеком. А ещё лучше, если вы ему поможете составить его собственную шкалу. Благодаря этому вы сможете лучше узнать самые глубокие потребности друг друга. Составьте список компонентов, которые вы считаете для себя наиболее важными в ваших взаимоотношениях, например притягательность, радость, родство душ или взаимоуважение. Чтобы расширить этот список, можете спросить: «А почему так важно взаимоуважение?» Ваш партнер может ответить: «Это самое главное в любви». Вот вам уже и ценность номер один. Или он может ответить: «Когда я чувствую уважение, я ощущаю себя единым с другим человеком». Вот у вас появилось еще одно слово в списке — «единение». Вы можете сразу же уточнить: «А в чем состоит важность единения?» Он может ответить: «Без этого нет любви». Продолжайте выяснять: «А что для тебя важно в любви?» и т. д., пока не убедитесь, что у вас получился список ценностей, которые вы считаете самыми важными в ваших отношениях. Теперь распо-
ложите эти понятия по иерархии способом, описанным выше. Сравнивайте пары понятий ценности, пока не получите четкого представления об их иерархии. После того как вы создали иерархию ценностей относительно личных взаимоотношений, проделайте то же самое в отношении вашей работы. Продумайте контекст и начинайте выяснять: «Что для меня самое важное в работе?» Если для вас в работе самое главное творчество, тогда должен последовать закономерный вопрос: «А почему творчество так важно для меня?» Ответ может быть такой: «Когда я творю, я ощущаю внутренний рост». «А почему важно постоянно расти?» Продолжайте дальше сами. Если вы — родитель, попытайтесь представить себе шкалу ценностей ваших детей. Выяснив, что их по-настоящему мотивирует, вы можете получить в свое распоряжение уникальные средства для более продуктивного выполнения родительских обязанностей. Итак, что же вы открыли для себя? Каково ваше отношение к списку, который вы только что составили? Насколько он точен, по вашему мнению? Если нет, то вводите дополнительные единицы, пока он вас не удовлетворит. Многих людей поначалу удивляют выявленные ими высшие ценности, но после внимательного изучения они начинают понимать, почему делают в жизни то, что делают. Теперь они знают свои высшие приоритеты в работе и в личной жизни и поэтому могут направлять свою энергию на достижение поставленной цели. Составление собственной иерархии ценностей — еще не все. Как вы скоро в этом сами убедитесь, люди часто имеют в виду разные вещи, говоря о ценностях. Теперь, когда вы получили представление о своей шкале ценностей, давайте разберемся, что значит каждое из этих понятий. Если для вас самая главная ценность в человеческих взаимоотношениях — любовь, спросите себя: «Что значит быть любимым?» Или: «Что заставляет вас любить другого?» Или: «Как вы узнаете, что вас не любят?» Старайтесь задавать вопросы и отвечать на них с максимально возможной точностью, по крайней мере, тогда, когда имеете дело с первыми четырьмя понятиями в своей иерархии. Само по себе слово «любовь» имеет для вас, возможно, десятки значений, и надо постараться их все выяснить. Это непростое дело, но если вы постараетесь, то научитесь четко определять, чего хотите от жизни и как узнать о том, исполняются ли ваши желания. Конечно, нет смысла тратить всю жизнь на то, чтобы составлять полномасштабную картину ценностей для всех, кого вы знаете. Насколько точной вы хотите видеть ее в отношении конкретного человека, зависит от характера ваших взаимоотношений. Если вы анализируете отношения с супругом, которые будут длиться всю вашу жизнь, то вам, наверное, захочется знать абсолютно все о ценностях этого человека. Если же вы, например, тренер, пытающийся максимально мотивировать своего подопечного, или бизнесмен, рассматривающий потенциальные возможности своего клиента, то и в этом случае вам необходимо знать их систему ценностей, но уже не столь глубоко, достаточно иметь представление о ней. При всяком взаимодействии между людьми, отдаем ли мы в этом отчет или нет, мы ожидаем друг от друга определенных действий и судим о них исходя из наших собственных ценностей. Для того чтобы оказывать на своего партнера целенаправленное воздействие, надо привести ваши ценности к общему знаменателю. Выяснять приблизительную картину чьих-то ценностей можно в обычном разговоре. Самый простой, но бесценный метод в этом деле — просто внимательно
слушать собеседника, обращая внимание на те слова, которые он использует. Люди склонны сами выдавать тем или иным способом, что занимает высшее место в их иерархии ценностей. Например, двое могут делиться своими впечатлениями об успешно проведенном мероприятии. Один может говорить, в каком восторге он был и насколько это способствовало его творческому росту, а другой в весьма сдержанных тонах может обмолвиться, что получил большое удовольствие, чувствуя себя членом спаянного коллектива. Уже из этих оценок можно получить достаточно ясные подсказки, какие ценности для них важнее всего и как следует поступать, чтобы их мотивировать или взволновать. Выявление ценностей важно как в бизнесе, так и в личной жизни. Существуют такие ценности, которые мы пытаемся отыскать в своем труде. Они заставляют нас взяться за работу, и если мы не находим их, то бросаем эту работу. Для некоторых людей это могут быть деньги. Достаточно платить им как следует, и они будут дорожить своей работой. Однако для очень многих это может быть что-то еще, например творчество, честолюбие, возможность совмещать работу с заботой о семье и т. д. Руководителю очень важно знать высшие ценности своих подчиненных. Чтобы их выяснить, прежде всего, надо узнать, что заставило их поступить на эту работу. Допустим, служащий ответил: «Творческая обстановка». Вы можете пополнить список того, что для него важнее всего в работе, продолжая спрашивать: «А что еще для вас важно?» Затем вам не мешает выяснить, что может заставить его уйти с этой работы. Предположим, ответ будет такой: «Недостаток доверия». Вы можете продолжать разговор в таком направлении: «А что могло бы вас заставить остаться даже в условиях дефицита доверия?» Некоторые люди могут сказать, что никогда не останутся в организации, где им не дове- ряют. Если так, то вот их высшая ценность, то, что мо-жет оставить их на работе, — доверие. Кто-то может сказать, что останется на этой работе, даже если ему не полностью доверяют, при условии, что может сделать там карьеру. Продолжайте расспрашивать, пока не узнаете, что нужно этому человеку для того, чтобы он чувствовал себя на работе комфортно, и что может заставить его уйти с работы. Оценочные слова, которые используются людьми, подобны зацепкам — все они имеют сильные эмоциональные ассоциации. Чтобы еще более прояснить их позицию, будьте конкретны: «А как вы узнаете о том, что у вас есть возможность делать это?» или «А как вы узнаете, что у вас лишь формальная возможность делать это?» Очень важно также разобраться с тем, насколько ваше представление о доверии отличается от его. Он может считать, что ему доверяют, если никогда не сомневаются в принятых им решениях. Он может считать недостатком доверия, если изменяют какие-либо положения, за которые он ответствен, не посоветовавшись с ним. Понимание высших ценностей подчиненных — бесценное качество руководителя, который стремится предвидеть реакцию людей в различных производственных ситуациях. Есть такие руководители, которые получают удовлетворение от работы только в том случае, если руководят подчиненными на собственных условиях. Они думают, что раз платят кому-то хорошую зарплату, то, значит, вправе ожидать взамен того-то и того-то. В некоторой степени это, конечно, правильно. Но разные люди ценят в работе разное. Для некоторых важнее всего дружеские личные отношения с сотрудниками. Если таких людей переводить с места на место, работа теряет для них интерес. Другие ценят творческое начало и вдохновение. Для третьих важны другие ценности. Если хотите эффективно руководить, вы должны учитывать эти
требования своих подчиненных и стараться удовлетворять их. В противном случае вы растеряете своих сотрудников или не сможете стимулировать их на максимальную производительность, так как они перестанут получать удовлетворение от своей работы. Конечно, все это требует много времени и сил. Но если вы цените людей, которые с вами работают, то игра стоит свеч. Помните, что ценности имеют колоссальную эмоциональную энергию. Если вы исходите только из своих ценностей и, глядя со своей колокольни, считаете, что только вы правы, то вас ждут горькие разочарования. Если же вам удастся построить мост через разницу в ценностях, вы наверняка превратите своих сотрудников в друзей и даже членов одной большой семьи, при этом сами почувствуете себя более счастливым. Не столь важно в жизни иметь одинаковые с кем-то ценности. Но очень важно уметь привести свои ценности и ценности других людей к общему знаменателю, понять, что они для них значат, поддерживать их и работать с ними. Ценности являются наиболее мощным мотивацион-ным инструментом из имеющихся в нашем распоряжении. Если вы хотите покончить с вредной привычкой, то сможете сделать это очень быстро, если свяжете успешную реализацию этого намерения со своими высшими ценностями. Я знаю одну женщину, которая придает огромное значение таким своим ценностям, как гордость и самоуважение. Она написала письма пяти самым уважаемым ею людям, в которых сообщала, что решила бросить курить и что слишком дорожит данным ею словом, чтобы нарушить его когда-либо в жизни. Отправив эти письма, она бросила курить. В ее жизни потом было немало моментов, когда ей казалось, что она готова все отдать за одну сигарету, но гордость никогда не позволяла ей сделать это. Эта ценность была для нее важнее того ощущения, которое она могла получить от выку- ренной сигареты. Правильно использованные ценности могут радикальным образом изменить наше поведение. Позвольте мне привести пример из личной практики. Как-то я работал с футбольной командой одного из колледжей, в которой было три квотербека (четверть защитника). У всех троих были разные ценности в жизни. Я выяснил о них, расспрашивая игроков об их любимом деле — футболе — и о том, что он им дает. Один из них сказал, что футбол является для него средством прославить Господа Бога и Иисуса Христа, нашего Спасителя, ну и еще заставить отца с матерью гордиться им. Второй ответил, что футбол позволяет ему разрядиться, вырваться за пределы ограничений, побеждать и преодолевать себя — вот что для него самое важное. А третий был паренек из гетто, который не мог связать с футболом какой-либо из высших ценностей. Когда я спросил его: «Что для тебя самое важное в футболе?», он ответил, что не знает. По-видимому, он играл просто для того, чтобы отвлечься от грустных мыслей, от нищеты и убогости домашней жизни. Понятно, что мотивировать этих трех игроков нужно было совершенно по-разному. Если бы мы попытались мотивировать первого (ценностями которого были гордость его семьи и молитва Иисусу), «накачивая» его мыслями о том, как важно крушить противника и втаптывать его в грязь, это вполне, возможно, вызвало бы у него внутренний конфликт, потому что в игре он видит только положительные, а не разрушительные стороны. Если бы второму мы стали рассказывать о том, что он у должен прославить Господа и заставить свою семью гордиться им, это бы, наверное, его не мотивировало, поскольку он играл в футбол явно не для этого. Но главная проблема заключалась в том, чтобы заставить играть третьего. Выяснилось, что именно третий кво-тербек был самым способным, но он использовал свои
способности в гораздо меньшей степени, чем первые двое. Тренеру было очень трудно настраивать его на игру, потому что у него не было четких ориентиров и ценностей — ничего такого, к чему можно было бы его направить и от чего удалить. В этом случае надо было выявить какую-нибудь другую ценность, которая представляла бы для него смысл в другом контексте, например гордость, и перевести ее в контекст футбола. И вскоре, хотя перед первой игрой парень получил травму, тренеру удалось мотивировать его игрой самой по себе, и, по-видимому, в будущем, когда он оправится от этой травмы, удастся сделать из него весьма результативного игрока. Работа со шкалой ценностей сложнее и деликатнее, чем другие методики, о которых мы говорили в этой книге. Помните, что слова — это лишь карта, а карта — это не территория, которую они представляют. Когда я говорю вам, что проголодался или хочу совершить поездку в автомобиле, я лишь указываю на свое состояние, но не описываю его, потому что не говорю, как я голоден. Может быть, у меня зверский аппетит, а может быть, я хочу лишь слегка перекусить. Идея об автомобиле может выливаться в «Хонду» или лимузин. Тем не менее, карта достаточно близка к реальности, и общий смысл информации мы воспринимаем. Ваш образ мыслей очень близок моему, поэтому у нас и не возникает особых проблем при общении. Ценности же предоставляют нам наиболее точную карту из всех возможных. Поэтому, когда я говорю вам, в чем суть моих ценностей, вы начинаете переходить от карты к карте. Ваша карта, то есть ваша комплексная система ценностей, может сильно отличаться от моей. Когда и вы и я говорим, что свобода является наивысшей ценностью, это способствует контакту и согласию между нами, потому что мы стремимся к одному и тому же, мы мотивированы в одном и том же направлении. Но в жизни не все так просто. Свобода для меня может означать возможность делать что хочу, когда хочу, где хочу, с кем хочу и сколько хочу. Свобода для вас может означать, что кто-то должен о вас постоянно заботиться, будучи свободным от каких-либо ограничений в окружающей среде. Свобода для кого-нибудь другого может быть свободой политического волеизъявления или определенным состоянием общества, необходимым для поддержания определенной политической системы. Если человек не открыл для себя, ради чего он готов умереть, он не достоин жизни. Мартин Лютер Кинг Поскольку ценности столь много значат для человека, они обладают огромным эмоциональным зарядом. Нет более сильного способа объединить людей, чем настроить их на реализацию своих наивысших ценностей. Вот почему отряд даже плохо вооруженных людей, сражающихся за независимость своей страны, почти всегда побеждает любую группу прекрасно обученных наемников. Нет более трагического пути для разделения людей, чем создание таких поведенческих моделей, которые приводят в конфликт их высшие ценности. Те понятия, которые значат для нас больше всего, будь то чувство патриотизма или любовь к семье, являются отражениями наших ценностей. Поэтому, конструируя определенные иерархии ценностей, вы получаете то, чего у вас никогда не было, — наиболее точную карту духовных потребностей другого человека и возможность предвидеть все его реакции на ваши действия. Наши взаимоотношения с людьми убеждают нас в невероятной взрывной силе столкнувшихся ценностей. «Он клялся, что любит меня, — говорила одна моя знакомая. — Какая чушь!» Для нее любовь — вечное чувство, которое должно длиться до конца жизни, для ее
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.141 (0.018 с.) |