Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание тенденции сила убежденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нам не удастся разумно управлять космическим кораблем под названием Земля, если мы не будем рассматривать его как единое целое с общей судьбой. Он должен стать для нас всем или ничем. Бакминстер Фуллер До сих пор мы занимались в основном изменениями на уровне отдельной человеческой личности, вопросами роста и возмужания. Но одним из неотъемлемых Аспектов современного мира является обилие изменений на межличностном, глобальном уровне. Мысль о том, что Земля — это, в принципе, большая деревня, с давних пор стала журналистским клише, но, тем не менее, она верна. Однако никогда прежде в мире не существовало столь мощных механизмов воздействия на людей в массе. Это может привести к тому, что все больше и больше людей будет пить кока-колу, носить джинсы фирмы «Левайс» и слушать рок-н-ролл. Это может так-
же означать и более глубокие изменения в массовом сознании людей, в их отношении к жизни. Все зависит от того, кто их убеждает, в чем и зачем. В этой главе мы рассмотрим, что происходит на уровне массового сознания, как осуществляются эти изменения, и что они означают. Затем мы коснемся вопросов, как можно овладеть наукой убеждать и зачем нужно этому учиться. Мы представляем себе современный мир в виде пространства, насыщенного огромным количеством стимулов, и в этом мы не отличаемся от наших предков. Когда охотник-индеец пробирался сквозь чащу леса, он постоянно сталкивался с видами, звуками и запахами, в которых для него заключалась разница между жизнью и смертью, между сытостью и голодом. В его мире тоже хватало стимулов. Самое большое различие между стимулами, воздействующими на сознание современного человека и полудикого индейца, — в направленности и предназначении стимулирования. Индеец в лесу вынужден был интерпретировать значения множества объективно существующих случайных и не направленных на него специально стимулов. Наш мир, наоборот, полон стимулов, сознательно направленных на то, чтобы заставить нас делать что-то конкретное. Это может быть реклама, убеждающая нас покупать автомобиль определенной марки, или призыв голосовать за определенного кандидата. Это может быть страстный призыв спасти голодающих детей или рекламный лозунг покупать больше пирожных и печенья. Это может быть попытка внушить нам, как прекрасно мы будем чувствовать себя, купив что-то, или, наоборот, как много мы потеряем, если не купим. Но самая главная особенность, характеризующая современный мир, — настойчивость и даже назойливость убеждения. Мы постоянно окружены множеством людей, вооруженных самыми современными технологиями убеждения и
техническими средствами. И это убеждение носит уже глобальный характер. Тот образ, который закладывается в наше сознание, в это же самое время может закладываться и в сознание большей части жителей планеты. Давайте рассмотрим привычку к курению. Люди в прежние времена могли не знать о вреде, который оно приносит человеку. Но сегодня мы все прекрасно знаем, что курение вредно нашему здоровью. Оно способствует развитию рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Но, несмотря на все антитабачные кампании, проводимые обеспокоенной общественностью, курильщики остаются верны своей привычке. Табачная промышленность продолжает получать прибыль, миллионы людей продолжают курить, а еще больше — начинают. Почему? Люди получают удовольствие от курения. Но разве это заставляет их начать курить? Им ведь надо сначала научиться пользоваться сигаретой, чтобы получать от курения удовольствие; они не могут это уметь от природы. Что происходит с ними, когда они впервые берут в руки сигарету и делают первые затяжки? Они начинают кашлять, задыхаться — словом, они чувствуют себя плохо. Весь их организм протестует, как бы говоря: «Что за гадость. Немедленно избавь меня от этого!» В большинстве случаев, когда органы чувств убеждают вас в чем-то, вы обычно прислушиваетесь к ним. Тогда почему же люди не слушаются их сейчас, упорно продолжая курить, пока, наконец, организм не сдастся и не привыкнет? Люди поступают так потому, что их сознание пере-контекстуализировано таким образом, что они воспринимают курение по-другому, и это новое представление и состояние укореняют в них прочную зацепку. Кто-то, знающий, что такое сила убеждения, не пожалел несколько миллионов долларов, чтобы убедить общественность в преимуществах курящего человека. По-
средством талантливой рекламы, ловко использующей яркие образы и приятные звуки, переводят нас в позитивное состояние, а затем ассоциативно связывают это состояние с продукцией табачной промышленности. Путем многократного повторения идея курения связывается с рядом желаемых состояний. Не существует никакой общественно значимой ценности или социального содержания в мелко нарезанных табачных листьях, завернутых в тонкую бумагу. Однако нас убеждают в том, что курение повышает нашу сексуальную привлекательность, придает лоск, «взрослость» и загадочность. Хотите быть таким, как Мальборо-мен? Тогда курите наши сигареты. Хотите показать, что вы проехали много миль в роскошном автомобиле, не так ли, детка? Тогда выкурите нашу сигаретку. Вы проехали большой путь, но если вы не бросите курить, то очень скоро на своем автомобиле вы покатите по дороге к клинике для больных раком. Не правда ли, это какое-то безумие? Какого черта введение канцерогенов в собственные легкие связывают с положительными психологическими состояниями? Но рекламщики проделывают с вами именно те манипуляции, о которых мы уже говорили в этой книге. Они подсовывают вам образы, которые переводят вас в приподнятое, рецептивное состояние и на пике этого переживания вводят свою зацепку в ваше сознание. Потом они повторяют эту процедуру множество раз — по телевидению, в журналах, по радио, пока зацепка не укоренится в вас намертво. Почему компания «Кока-кола» платит Биллу Кросби, а «Пепси-кола» платит Майклу Джексону за рекламу их продукции? Почему политики заворачиваются в национальный флаг? Что истинно американского в пиве «Миллер»? Почему мы любим «хот-доги», бейсбол, яблочный пирог и машины «Шевроле»? Это все симво- лы нашей культуры, а реклама просто переносит наши теплые чувства, которые мы испытываем к ним, на какие угодно продукты. Она использует их как средство сделать нас восприимчивыми к определенной продукции. Когда Рейган баллотировался в президенты, в различных пропагандистских роликах на телевидении постоянно фигурировал образ медведя. Почему? Медведь был мощным негативным символом России, а в те годы многие говорили о «русской угрозе». Вот реклама и спекулировала на этих чувствах, намекая, что стране нужен сильный президент и что только Рейган знает, как побороть русского медведя. Почему американцы именно так интерпретировали этот образ? Что, они в самом деле боятся медведей? Да нет, это все благодаря особому зловещему освещению и музыке, используемым в этих роликах. Вы можете подвергнуть анализу любую эффективную рекламу или политическую кампанию и убедиться, что во всех случаях используется методика переконтек-стуализации, о которой я уже говорил в этой книге. Сначала используются визуальные и аудитивные стимулы, чтобы привести вас в состояние, нужное рекламщикам. Затем это состояние связывается зацепкой с предметом или действием, которое они хотят, чтобы вы предприняли. Это, безусловно, повторяется снова и снова, до тех пор, пока ваша нервная система не свяжет это позитивное состояние с определенным предметом или желательным поведением. Если это хорошая реклама, она будет использовать образы и звуки, которые привлекают вас и воздействуют на все три основные системы представления: визуальную, аудитивную и кинестетическую. Телевидение является как раз таким эффективным средством убеждения, поскольку оно может наилучшим образом воздействовать на все три системы представлений: оно дает нам яркие, запоминающиеся образы, сопровождая
их прилипчивыми, незатейливыми мелодиями, и нужные сообщения с эмоциональным подтекстом. Вспомните наиболее эффективные ролики, рекламирующие кока-колу, пиво «Миллер» или рестораны «Макдональдс». Что общего у этих роликов? Все это в основе своей комплексное визуальное, аудитивное и кинестетическое воздействие, которое способно поймать на крючок любого. Конечно, есть и такая реклама (антиреклама), которая добивается сильного эффекта, создавая противоположные образы. Она разбивает положительное состояние на мелкие осколки достаточно быстро и эффективно. Вспомните антитабачную рекламу. Видели плакат, на котором человеческий зародыш курит сигарету в утробе матери? Помните Брук Шилдс с сигаретами, торчащими у нее из ушей? Функция антирекламы — резко прервать состояние эйфории, вызываемое рекламой, пропагандирующей вредный продукт. В мире, где все кого-то в чем-то убеждают, вы можете быть либо тем, кто убеждает, либо тем, кого убеждают. Вы или сами ведете свою жизнь или позволяете кому-то вести себя по ней. Эта книга, по сути, повествует о силе убеждений. Она показала вам, как вырабатывать в себе внутреннюю силу, которая позволяет контролировать себя в такой степени, что сама ваша личность может быть фактором убеждения, если кто-то рассматривает ее как модель для себя. Например, ваши дети или коллеги. Люди сильные убеждают других. Люди слабые просто принимают все команды и послушно их выполняют. Сила сегодня — это способность общаться и убеждать. Если у вас нет ног, вы можете убедить кого-то носить вас. Если у вас нет денег, вы можете убедить кого-то дать их вам в долг. Убеждение может служить инструментом, с помощью которого осуществляются перемены. Если вы одиноки в жизни и не хотите мирить- ся с этим состоянием, то можете убедить кого-нибудь разделить ваше одиночество. Если вы хорошо убеждаете и у вас есть ценная вещь на продажу, вы обязательно найдете того, кто ее купит. Если у вас есть идея, как изменить мир, но вы не сможете убедить других в ее гениальности, она останется бесплодной. В жизни главное — дать людям понять, что у тебя есть что-то, что ты можешь им предложить. Поэтому искусство убеждать — главное из искусств. Позвольте привести вам пример, наглядно показывающий, насколько мощна эта технология и как много вы можете сделать, если овладеете всеми методами НЛП. Организовывая свои первые двухнедельные курсы по подготовке профессиональных нейролингвистов, я придумал задание, которое идеально подходило в качестве выпускной работы для моих слушателей, потому что, выполняя его, они могли показать все, чему у меня научились. Итак, вот что я сделал. Я собрал всех членов группы после занятий в половине двенадцатого ночи и попросил их отдать мне свои ключи, всю наличность, все кредитные карточки, все бумажники — абсолютно все, кроме одежды. Я сказал, что хочу доказать им, что они могут преуспеть без этих символов человеческого благополучия, используя только личную власть и способность убеждать других. Я сказал, что у них есть умение выявлять и удовлетворять потребности других людей, а для этого им совершенно не нужны ни деньги, ни статус, ни машина, без чего, считается, невозможно прожить в нашей культуре. Мы проводили этот семинар в городе Кеифри, штат Аризона. Первым заданием было добраться до Финикса, который находится примерно в часе езды на машине, найти, где остановиться, хорошо поесть и вообще использовать методики общения, которые предлагает ней-
ролингвистическое программирование, то есть сделать свое пребывание в Финиксе максимально комфортным. Результаты были просто потрясающие. Многим из моих слушателей даже удалось получить кредит в местном банке от сотни до пятисот долларов. Помните, у них не было при себе даже удостоверения личности, и они находились в этом городе впервые в жизни. Одна женщина отправилась в крупный универмаг города, получила там кредитные карточки и тут же их израсходовала. Из ста двадцати человек, отправившихся в Феникс, около восьмидесяти процентов сумели сразу же найти работу, а семеро из них устроились на три и больше мест в течение одного дня. Одна женщина хотела устроиться на работу в зоопарк. Ей сказали, что вакансий нет и в ближайшие полгода не предвидится. Но она говорила так убедительно, что ей разрешили сразу же приступить к работе. Ей даже удалось вылечить больного попугая от нервного расстройства. Служащий зоопарка был так потрясен этим, что собрал своих коллег и попросил ее прочесть для них краткую лекцию об использовании методики НЛП для работы с животными. А один из моих слушателей, молодой человек, который очень любил детей, отправился в школу и сказал: «Я хочу выступить на сегодняшнем собрании. Когда начало?» Там у него спросили: «Какое собрание?» Он сказал: «Собрание, назначенное на сегодня. Я прибыл издалека и могу ждать не более часа. За это время вы должны собрать детей». Никто не знал, кто он и откуда, но он вел себя так уверенно и конгруэнтно, что директор собрал всю школу в актовом зале и этот молодой человек прочел им полуторачасовую лекцию о том, как они могут стать богатыми и счастливыми. И учителя, и ребята были в восторге. А другая женщина пришла в книжный магазин и, увидев, что на полках скопилось много книг телевизи- онного проповедника Терри Коул-Уайтакер, объявила, что она — автор, и начала раздавать автографы. Она нисколько не была похожа на Терри Коул-Уайтакер, чей портрет можно было видеть на обложке книги, но она так точно копировала походку, манеру говорить, выражение лица и все ее поведение, что даже сам владелец магазина прибежал и, пробившись сквозь толпу, пожал ей руку: «Извините, госпожа Коул-Уайтакер, что не узнал сразу. Для нас большая честь принимать вас в нашем магазине». Сразу же несколько покупателей купили книги и обратились за автографами. В тот же самый день группа других энергичных слушателей моего семинара добилась успеха в лечении людей от различных фобий. Смысл этого задания — показать людям, что им не нужно ничего, кроме осознанного энергичного поведения и навыков, чтобы найти свое место в жизни. Что теперь они — предприимчивые, веселые, общительные, а такие люди никогда не пропадут в нашем мире, даже не имея в качестве поддержки таких фетишей нашей цивилизации, как деньги, машины, кредитные карточки, репутация и т. д. Большинство из них признались, что это был самый интересный день в их жизни. Они нашли новых друзей и помогли многим людям. В главе 1 этой книги мы говорили о том, что у людей разное отношение к власти. Некоторые понимают ее как чрезмерное влияние, оказанное на других людей. Хочу возразить. Такого рода влияние можно любить и можно не любить, но нельзя не признать, что оно — факт современного мира, где постоянно кто-то занимается убеждением. Некоторые тратят миллионы долларов, чтобы с большим искусством и энергией довести свои сообщения до людей и заинтересовать их этим, так как либо вы кого-то в чем-то убеждаете, либо кто-то другой убеждает вас. Поведение ваших детей порой зависит от того, кто гово-
рит убедительнее: вы или торговец наркотиками. Если вы хотите сами вести свою жизнь, если вы хотите стать образцом для подражания для тех, о ком заботитесь, вам необходимо овладеть искусством убеждать. Если же вы снимете с себя ответственность, найдется множество других, готовых заполнить вакуум. Вы уже знаете, что для вас может значить умение общаться с другими. Теперь давайте рассмотрим вопрос, какое значение это искусство может иметь для нас всех. Мы живем в замечательную историческую эпоху, в то время, когда изменения, на которые раньше уходили десятилетия, происходят за несколько дней, когда путешествия, на которые раньше уходили месяцы, совершаются за несколько часов. Многие из этих изменений прекрасны. Мы стали жить дольше, с большим комфортом, пользуемся большими свободами. Однако некоторые изменения не могут не пугать. Впервые в истории мы способны запросто уничтожить всю планету — или сразу с помощью мощнейших бомб, или постепенно, отравляя отходами химического производства. Это не те проблемы, которые большинство из нас готовы обсуждать; это что-то такое, от чего наш мозг старается отстраниться, отодвинуть в сторону, а не приблизить к себе. Но от этого никуда не денешься. Это — факт нашей жизни. Немного утешает то, что, хотя сам Господь, человеческий интеллект, просто случайность, любая сила или комбинация сил, в которые вы верите, довели планету до такого жалкого состояния, они же создали средства борьбы с этим злом. Полагаю, что все проблемы, стоящие перед миром, очень сложны, но я также уверен в том, что есть более мощный источник мудрости, чем наш коллективный разум. Говорить, что нет на свете такого источника разума, который люди называют Богом, то же самое, что говорить, что Словарь английского языка Вебстера появился в результа- те взрыва на полиграфическом комбинате, когда все буквы по чистой случайности заняли нужное положение в матрицах. Однажды я задумался об этих мировых проблемах, и вдруг мне в голову пришла одна мысль: все они имеют нечто общее. Все человеческие проблемы — проблемы поведения! Надеюсь, вы сейчас используете свою модель уточнения и сразу же спросите: «Неужели все?» Хорошо, тогда я изложу это по-другому. Если даже источником каких-то проблем и не является человеческое поведение, то все равно они решаются через него. Например, надо бороться не с явлением под названием преступность, а с человеческим поведением, порождающим его. Зачастую мы берем какое-нибудь понятие и обращаемся с ним как с объектом, употребляя имя существительное для его обозначения, в то время как по сути это — процесс. Пока мы представляем проблемы человечества в виде неких объективно существующих вещей, мы не можем не превращать их во что-то огромное, находящееся вне сферы нашего контроля. Радиоактивные отходы не являются проблемой, как не проблема и сам атом. Это люди используют атом таким образом, создавая проблемы. Если наш коллективный разум решит, что расщепление атома — не лучший способ решать энергетические проблемы, это изменит наше поведение. Ядерная война — не проблема сама по себе. Человеческое поведение создает угрозу или, наоборот, предотвращает войну. Голод в Африке — тоже не проблема. Поведение, ответственное за то, что люди голодают, является проблемой. Вторжение на территорию соседнего государства и уничтожение посевов не способствует созданию изобилия пищевых продуктов. Если продовольствие, поставляемое по линии гуманитарной помощи со всего мира, гниет в портах только потому, что другие люди не в со-
стоянии между собой договориться, это — проблема поведения. С другой стороны, израильтяне сумели создать изобилие в пустыне. Надеюсь, вы согласитесь, что определенное человеческое поведение является источником многих проблем человечества, что другое определенное поведение людей может решить множество возникающих проблем. Мы знаем, что состояния, на основе которых появляется определенное поведение, являются порождением внутренних представлений людей. Мы знаем, например, что люди связали процесс курения с определенным состоянием. Они ведь не курят каждую минуту, а только тогда, когда приходят в состояние, способствующее курению. Если вы разрушите эти ассоциации, то сможете радикально изменить поведение людей. В наш век широко используется технология, позволяющая передать любое сообщение мгновенно по всему миру. Это так называемые средства массовой информации: радио, телевидение, кино и печать. Фильмы, которые мы сегодня смотрим в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, уже завтра будут смотреть в Париже и Лондоне, послезавтра — в Бейруте и Манагуа, а через несколько дней их будут смотреть по всему миру. Поэтому, если фильмы, книги, телевизионные передачи и другие формы средств массовой информации могли бы изменять внутренние представления людей и их состояния к лучшему, то можно было бы сказать, что благодаря им весь мир меняется к лучшему. Мы видели уже, насколько эффективной может быть реклама определенных продуктов и пропаганда определенной культуры. Как было бы здорово, если бы можно было распространять таким же образом информацию, которая меняла бы представления людей так, чтобы весь мир менялся к лучшему! Вспомните благотворительные концерты, которые транслируются на весь мир в прямом эфире. Что это, как не потрясающий пример положительного использования средств массовой информации? Более яркого примера я не знаю. Поэтому можно сказать, что сегодня в нашем распоряжении есть могучие средства, способные изменить внутренние представления огромного количества людей, меняя тем самым их психологические состояния, а за ними и их поведение. Эффективно пользуясь нашими знаниями о тех спусковых механизмах, которые высвобождают определенное поведение человека, и современной технологией, передающей нужные представления миллионам людей, мы можем изменить будущее всего человечества. Документальный фильм «Взять на испуг» является прекрасным примером использования СМИ для изменения внутренних представлений людей и опосредованно их поведения. Это рассказ о том, как группу трудных подростков привезли в одну из тюрем, где добровольцы из числа заключенных рассказывали им о жизни здесь, изменяя, таким образом, внутренние представления ребят о том, что такое места лишения свободы. Перед этим среди детей проводили опрос. Большинство из них были настоящими крутыми парнями, которые верили, что тюрьма — это своеобразная «школа мужества». Их внутренние представления и состояния радикально изменились, после того как они выслушали рассказ матерого убийцы о тюремной жизни с такими пикантными подробностями, которые способны были изменить физиологию любого человека! Последующие наблюдения за этими подростками показали, что и их поведение изменилось в лучшую сторону. Телевидение смогло донести этот опыт до огромного числа подростков и взрослых, одновременно изменив их мысли и поступки. Мы можем изменить поведение огромного числа людей, если дадим им яркие эффективные представления,
которые стыкуются с основными системами представлений людей, и если поместим эти представления в контексты, которые не противоречат их главным метапро-граммам. Изменив поведение масс, мы способны изменить ход истории. Например, какие эмоции вызвал у большинства молодых американцев вопрос: «С какими чувствами вы бы отправились на первую мировую войну?» В высшей степени, положительные. Почему? Дело в том, что внутренние представления большинства молодых людей о той войне формировались песнями типа «Долог путь до Тип-перари», плакатами, с которых Дядя Сэм призывал: «Ты нужен мне». Солдаты первой мировой войны, вероятно, представляли себя спасителями демократии и освободителями человечества. Такие виды внешних стимулов создавали у них позитивное состояние и желание ехать и сражаться. Поэтому было так много добровольцев. А что произошло, когда началась война во Вьетнаме? Каковы были чувства большинства молодых людей, которых посылали на эту войну? Совсем другие, не правда ли? Почему? Потому что на этот раз действовали совершенно другого типа внешние стимулы, которые атаковы-вали сознание огромного количества молодых людей, когда они включали телевизоры и смотрели программу «Вечерние новости». Она полностью изменила их внутренние представления. Люди начали представлять войну совсем в другом свете. Она уже была не «где-то там далеко», она ворвалась в наши дома. Это уже не было славным маршем в защиту демократии. Вместо этого мы видели какого-нибудь восемнадцатилетнего парня, очень похожего на нашего собственного сына или на соседского парнишку, который в муках умирал в далеких джунглях, захлебываясь кровью. В результате у очень многих молодых людей сформировались совершенно новые внутренние представления о том, что та- кое эта война, — и в результате изменилось и их поведение. Я не хочу сейчас рассуждать о том, была ли та война справедливой или нет. Я просто хочу сказать, что с изменением внутренних представлений людей изменилось их поведение, и именно средства массовой информации выработали механизм этих изменений. Даже в наши дни можно заметить изменения в сознании и поведении людей, каких не отмечалось прежде. Например, что вы теперь думаете об инопланетянах, после того как посмотрели фильмы «Инопланетянин», «Звездный человек», «Кокон», «Близкий контакт третьей степени»? До этого инопланетяне представлялись нам в виде безобразных кровожадных монстров, которые прилетят на Землю и проглотят нас и наши дома. А сейчас мы чаще представляем их в виде добродушных маленьких существ, прячущихся в детских шкафчиках, катающихся на велосипедах вместе с нашими детьми. Или в виде славных парней, которые оставили вашему дедушке бассейн, чтобы ему было где охладиться в жару. Если бы вы были инопланетянином, желающим установить добрые контакты с землянами, разве вы бы хотели, чтобы перед этим они посмотрели «Вторжение похитителей трупов», а не фильмы Стивена Спилберга? Если бы я был инопланетянином, то, прежде, чем отправиться на Землю, подбросил бы туда несколько фильмов, повествующих о том, какой я славный парень, чтобы, посмотрев их, люди приняли меня с распростертыми объятиями. Я бы послал на Землю лучшего агента по связям с общественностью, чтобы он изменил массовое сознание землян о том, что я собой представляю. Возможно, Стивен Спилберг является именно таким посланником какой-то далекой планеты? Или что вы думаете о войне, посмотрев фильм «Рэм-бо»? Этот фильм представляет уничтожение людей с помощью огнемета как веселое и необыкновенно инте-
ресное развлечение, не правда ли? Разве он не заставляет нас примириться с самой идеей войны? Конечно, один фильм не в состоянии изменить менталитет и поведение нации. И заметьте, как ловко Сильвестр Сталлоне смещает акцент с самого убийства людей на тему преодоления человеком своей ограниченности через адскую работу над собой и самодисциплину. Его герои всегда побеждают, несмотря на чудовищное неравенство сил. Но, в любом случае, просматривая фильмы с участием Сталлоне, мы не можем не почувствовать влияния, которое оказывает и на него массовая культура. Нам важно чувствовать, какой заряд постоянно получает наше сознание и поддерживает ли это нас в достижении наших собственных целей. Подумайте, что бы произошло, если бы удалось изменить внутренние представления о войне у населения земного шара? Что, если бы та же самая энергия и технология, которые в наше время работают на то, чтобы огромные массы людей стремились схлестнуться в битве, стали бы эффективно использоваться для того, чтобы выравнивать наши системы ценностей и объединять всех людей? Как вы думаете, такое возможно? Я верю, что возможно. Поймите меня правильно. Я не говорю, что все это элементарно просто: снял несколько фильмов, показал их всем — и весь мир немедленно переменится. Я хочу только сказать, что механизмы перемен в массовом сознании так же доступны нам, как и средства массового уничтожения. Я хочу сказать, что нам необходимо сознательно относиться к тому, что мы видим, слышим и ощущаем, — и не только индивидуально, но и коллективно. Если мы добьемся того, чего хотим, в масштабах нашей личности, семьи, города, страны и мира, жизнь на планете станет значительно разумнее. Все то, что мы постоянно видим, слышим и чувствуем как члены человеческого общества, имеет тенденцию ин- тернализироваться в массовом сознании. Эти представления влияют на поведение людей как внутри определенной культуры, так и в глобальном масштабе. Таким образом, если мы хотим создать для всего мира нормальную жизнь, мы должны постоянно планировать и корректировать массовое сознание, создавая в нем такие представления, которые способствовали бы нашему общему процветанию на земле. Мы можем прожить свою жизнь одним из двух способов. Можем уподобиться собакам Павлова, реагировавшим на любые сообщения и стимулы, посылаемые им. Можем упиваться идеей войны, пускать слюни при одном упоминании риса «Анкл Бене», с благодарностью принимая любую гадость, поступающую в нашу кровь через капельницу СМИ. Кто-то однажды назвал рекламу «наукой брать под арест человеческий разум, пока вы не внесете за него выкуп». Некоторые из нас так и живут с «арестованным» разумом. Другой способ человеческого существования представляется мне более элегантным. Вы можете попытаться жить собственным умом, выбирая для себя такие модели поведения и внутренние представления, которые будут способствовать совершенствованию и вас самих, и мира. Вы можете научиться чувствовать, когда ваше сознание пытаются запрограммировать или манипулировать им. Вы можете научиться сами определять, когда ваше поведение отражает ваши жизненные ценности, а когда нет, — и по своей модели включать одни метапрограммы и выключать другие. Мы живем в мире, в котором постоянно происходит что-то новое. Если вы умеете убеждать, то можете сами стать зачинателем какого-нибудь движения, вместо того чтобы послушно следовать туда, куда вам укажут. Само направление, в котором развивается жизнь, столь же важно, как и события, которые в ней происходят.
Направление движения определяет пункт назначения. Поэтому очень важно определить направление бурного потока, пока вы не оказались над Ниагарским водопадом в маленькой лодке без весел. В функции проводника входит не только прокладывать путь, но и снабжать своих спутников картами местности, где указаны пути, которые могут быстрее привести к цели. Многие люди ошибочно думают, что День Благодарения стал американской традицией еще со времен пилигримов, когда первые переселенцы из Англии устроили праздник в честь индейцев, оказавших им гостеприимство в октябре 1621 года, но на самом деле это не так. В течение 155-летнего колониального периода в Америке не было такого официального праздника. Только победа в Войне за независимость была отпразднована всенародно как День Благодарения. Но традиция не прижилась. Даже после того, как Джордж Вашингтон объявил день 26 ноября 1789 года Днем Национального Благодарения в честь принятия Конституции, этот праздник далеко не везде и далеко не регулярно отмечался. Только в 1827 году благодаря целеустремленной женщине по имени Сара Джозеф Хейл* этот праздник стал частью культурной традиции США. Будучи матерью пятерых детей, она выбрала для себя профессию литератора, что было весьма смелым шагом для женщины в ту пору. Работая редактором журнала для женщин, она смогла сделать его самым популярным периодическим изданием в стране с тиражом 150 тысяч экземпляров. Сара Хейл была инициатором кампании в поддержку женских колледжей, за создание бесплатных игровых площадок, детских садов. Это она написала знамени- * Сара Джозеф Хейл (Sarah Joseph Hale) (1788-1879) - журналистка, активистка движения за права женщин, главный редактор журналов «Лейдиз мэгэзин» и «Годдиз лейдиз бук». тый детский стишок «У Мэри был барашек». Однако самым значительным ее вкладом в национальную культуру было превращение Дня Благодарения во всенародный национальный праздник. На протяжении тридцати шести лет она атаковала своими личными письмами президентов и губернаторов. Тридцать шесть раз ее журнал готовил специальный праздничный номер, посвященный этому празднику, публикуя кроме ее собственной статьи, в которой она пропагандировала идеи, лежащие в основе этого праздника, специальные меню к праздничному столу, рассказы и стихи на эту тему. Но только окончание Гражданской войны дало Саре Хейл шанс привлечь на свою сторону общественное мнение. «Разве не будет крупным достижением с социальной, патриотической и религиозной точек зрения, если мы официально признаем наш истинно американский праздник — День Благодарения? — писала она в своей редакторской статье в октябре 1863 года; — Если отложить в сторону все местнические интересы и фракционные чувства, побуждающие представителей различных штатов и областей предлагать свои даты для празднования дня национального примирения, разве не должны мы признать, что сам Бог выбрал для нас этот день, чтобы мы праздновали свое национальное единение, вознося хвалу ему за все хорошее, что он послал в уходящем году? Это будет и более благородно, и истинно по-американски!» Она отправила свое письмо госсекретарю США Уильяму Севарду, который показал его президенту Аврааму Линкольну. Тот не мог не признать, что момент для празднования выбран в самом деле удачно. Спустя четыре дня президент издал указ об объявлении последнего четверга ноября 1863 года Днем Национального Благодарения. Дальнейшее — история. И все это благодаря одной женщине, обладавшей
упорством и умением воздействовать на массовое сознание через средства массовой информации.* Позвольте мне предложить вам две возможные модели эффективного создания новых тенденций. Сразу же хочу подчеркнуть позитивную роль в этих процессах образования. Если мы хотим оказать положительное воздействие на будущее нашей планеты, мы должны давать каждому следующему поколению самые эффективные средства для создания того мира, который они хотят иметь. Наша лаборатория пытается это делать через организацию Лагерей Неограниченных Возможностей. В этих лагерях мы обучаем детей специальным методам управления своим сознанием и поведением, благодаря чему они могут стать творцами собственной жизни. Они учатся достигать взаимопонимания с людьми, принадлежащими к разным общественным слоям, моделировать преуспевающих людей, прорываться сквозь ограничения и переконтекстуализировать свои представления о возможном. К концу курса большинство детей признаются, что никогда в жизни им не доводилось узнать так много полезного за такое короткое время. Я, со своей стороны, считаю, что никогда в жизни не получал такого удовольствия, как руководя этими курсами. Осознавая, что мне с коллегами не охватить всех детей в стране, мы разработали специальную программу обучения, которая доступна всем учителям и базируется на НЛП, в том числе и на моих Оптимальных Деятельностных Технологиях. Это был большой шаг вперед, хотя, конечно, явно недостаточный для создания новой тенденции в образовании. Сейчас мы находимся на первом этапе разработки нового проекта, в основу которого заложена идея воспитания на положительных * Эту информацию автор позаимствовал у Маршалла Бергеса из газеты «Лос-Анджелес тайме» примерах. Дело в том, что многим ребятам в наше время — особенно в неблагополучных районах и неблагополучных семьях — очень не хватает положительных примеров для подражания. Мы собираем видеотеку, посвященную наиболее выдающимся личностям нашего времени, сыгравшим положительную роль в нашей культуре. Таким как Джон Ф. Кеннеди, Мартин Лютер Кинг или Махатма Ганди, а также менее известным деятелям из мира политики, бизнеса, искусства. Это даст детям бесценный жизненный опыт. Вы можете услышать рассказ о Мартине Лютере Кинге от учителя, вы можете читать его речи, но это будет только частью опыта. А что, если бы вы смогли провести тридцать минут перед экраном и живо представить себе, что это он вошел в класс, сел рядом с вами и рассказывает вам о своей жизненной позиции? И что, если бы в заключительные пять минут он призвал вас бросить вызов и совершить что-то важное в своей жизни? Я хотел бы, чтобы дети почувствовали его как личность, изучив интонацию, физиологию, мимику, жесты... Многие дети знают о Конституции, но совершенно не представляют, как она влияет на их жизнь. А что, если им дать посмотреть ролик, на котором председатель Верховного суда рассказывает о том, как трудно бывает порой отстаивать букву и дух этого документа? И вообще, представляете, как было бы хорошо, если бы н<
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.55 (0.023 с.) |