Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольные тесты по учебному модулю 1Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. В каком из следующих основных разделов философского знания изучается человеческая проблематика: а) онтология; б) гносеология; в) философская антропология; г) социальная философия; д) история философии.
2. Укажите философскую позицию автора высказывания: «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе…»: а) субъективный идеализм; б) агностицизм; в) материализм; г) объективный идеализм; д) дуализм.
3. Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное познание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях: а) мировоззренческая; б) методологическая; в) прогностическая; г) функция интеграции культуры; д) воспитательная.
4. Какой из следующих принципов философии Востока принадлежит конфуцианству: а) «жизнь есть страдание»; б) «необходимо следовать принципу недеяния»; в) «существует восьмеричный путь самосовершенствования»; г) «необходимо следовать принципу «золотой середины».
5. Какое из следующих древнегреческих учений было создано Сократом: а) наивная стихийная диалектика; б) атомистическое учение; в) учение о бытии; г) учение о мире идей, эйдосов; д) этический рационализм.
6. Назовите имя философа, признанного «отцом» формальной логики: а) Конфуций; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель; д) Сенека.
7. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский: а) безоговорочно защищал идею личного бога; б) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым; в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе; г) полагал, что бог – это и есть природа; д) отрицал религию и богов.
8. Пико дела Мирандола писал: а) человек рожден для счастья; б) человек – сам творец своего счастья; в) бог дарит человеку его счастье; г) счастье – дым, и человек к нему стремится напрасно; д) «на свете счастья нет, а есть покой и воля».
9. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой: а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля; в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра.
10. Какой из данных пунктов не относится к основным особенностям философии ХVII в.: а) наукоцентризм; б) антропоцентризм; г) эмпиризм и рационализм; д) антиклерикализм; в) механицизм.
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал: а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; в) аналогию; г) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез.
12. Выделите главную проблему, которую исследовал в своем философском творчестве И.Кант: а) этические проблемы; б) проблемы социального бытия; в) познавательные способности человека; г) происхождение Солнечной системы; д) проблемы войны и мира между народами.
13. Охарактеризуйте основное противоречие философии Г.Гегеля в оценке Ф.Энгельса. Это противоречие между: а) материализмом и идеализмом; б) рационализмом и эмпиризмом; в) агностицизмом и гносеологическим оптимизмом; г) системой и методом; д) «частным человеком» и «человеком вообще».
14. Определите две черты философской позиции Л.Фейербаха: а) критицизм по отношению к религии; б) объективный идеализм; в) субъективный идеализм; г) антропологический материализм; д) диалектический материализм.
15. С.Кьеркегор рассматривал три стадии существования человека (стадии восхождения к уникальности и аутентичности): а) гносеологическая – этическая – эстетическая; б) гносеологическая – эстетическая – религиозная; в) эстетическая – этическая – религиозная; г) эстетическая – этическая – гносеологическая.
16. А.Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это: а) удел радостей и прогресса; б) цепь тревог и мучений; в) подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот; г) серая и безликая «жизнь насекомых» д) «канат, натянутый между животным и Богом».
17. По К.Марксу, в основе развития общества лежит развитие: а) человеческого сознания; б) взаимодействия бога и человека; в) производительных сил; г) искусства; д) географического фактора.
18. Определите две черты, отличающие неклассику и постнеклассику от классической философии: а) критика созерцательности предшествующей философии; б) отрицание познаваемости мира; в) критика объективизма предшествующей философии; г) лингвистический поворот в философии; д) плюрализм философской мысли.
19.Укажите три основные установки неотомизма: а) механицизм; б) креационизм; в) эволюционизм; г) гносеологический дуализм; д) материализм; е) теодицея; ж) провиденциализм.
20. Какое понимание свободы характерно для экзистенциализма: а) свобода как осознанная необходимость; б) свобода как раскры- тие природных задатков человека, раскрепощения его «сущностных» сил; в) свобода как возможность выбора; г) полное отрицание свободы.
21. Какое философское направление стало понимать действительность как язык: а) неотомизм; б) структурализм; в) философия психоанализа; г) экзистенциализм; д) прагматизм.
22. Кто из перечисленных авторов принадлежал к естественнонаучному направлению русского космизма и ввел понятие «ноосферы»? а) Н.Федоров; б)А.Чижевский; в)К. Циолковский; г) В.Вернадский; д) В.Соловьев.
23. Белорусское национальное самосознание – центральная тема творчества: а) Е. Полоцкой; б) К. Туровского; в) Н. Гусовского; г) А. Волана; д) С. Полоцкого.
24.Выделите отличительную особенность религиозно-философских взглядов С.Будного: а) антитринитаризм; б) материализм и атеизм; в) агностицизм; г) мистицизм; д) религиозный фанатизм и догматизм.
Ответы на вопросы теста: 1. в 2. г 3. б 4. г 5. д 6. г 7. в 8. б 9. в 10. б 11. г 12. в 13. г 14. а, г 15. в 16. б 17. в 18. г, д 19. б, е, ж 20. в 21. а 22. г 23. в 24. б.
МОДУЛЬ 2 (темы 8-10). ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ Задачи студентов по изучению материала учебного модуля 2: 1) знать: основные принципы философской концепции бытия; фундаментальные компоненты философской теории человека;основные ценности современного общества и личности; социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, ведущие философские методы и регулятивы научного исследования. 2) уметь оценивать и характеризовать: основные закономерности устройства природного мира во взаимосвязи с областью своей будущей профессиональной деятельности; исторические типы взаимодействия общества и природы; основные модусы (способы) человеческого существования и его смысл; формы и методы научно-познавательной деятельности. Тема 8. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ Занятие 1. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ 1. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Интерпретация категорий «бытие, небытие, субстанция» в истории философии. Субъективация бытия в Новое и Новейшее время. Современный человек в поиске оснований бытия. 2. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Структурность и системная организация материального мира. 3. Движение и развитие как атрибуты бытия. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Синергетическая модель развития. Концепция глобального эволюционизма. 4. Пространство и время как атрибуты бытия. Основные исторические концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации физической, биологической и социальной реальности.
Темы рефератов и докладов
1. Динамика категории бытия в западноевропейской философии. 2. Новая онтология: бытие без субстанции. 3. Философское значение теории относительности А.Эйнштейна. 4. Концепция глобального эволюционизма. 5. Специфика пространственно-временной организации физической, биологической и социальной реальности. 6. Диалектика и ее исторические формы. 7. Теория синергетики и ее методологическая роль.
Контрольные вопросы и задания
1. В каких смыслах философы используют термин «метафизика»? 2. Как соотносятся понятия: бытие, существование, субстанция, субстрат? 3. Какой смысл вы вкладываете в понятия «движение», «развитие», «прогресс»? Почему нельзя отождествлять развитие только с прогрессом? 4. В чем заключается специфика социально-исторического пространства и времени? 5. В каких значениях термин «диалектика» употреблялся в истории философии? 6. Назовите основные законы диалектики. 7. Манифестом абстракционизма как бессодержательного искусства стал «Черный квадрат» Малевича. Докажите, что эта картина не является «чистой формой» и наполнена содержанием. 8. Используя диалектику возможности и действительности, разъясните выражение: «Возможность – это будущее объекта в его настоящем». 9. Что нового дает синергетика для понимания категории развития? Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии 1. Философ А.Н.Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно… Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию… Бытие есть только тень небытия, его изнанка… Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Влияние какой древней философской традиции проявляется в этом фрагменте? Согласны ли вы с мнением Чанышева? Аргументируйте свой ответ. 2. Подумайте и дайте ответ, есть ли «материя» материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь; 2) сумма всех вещей; 3) внешний мир как целое? 3. В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики? С какими проявлениями метафизичности мышления вы сталкиваетесь в повседневной жизни? 4. Почему время необратимо? Почему «машина времени» движется только в будущее? Словарь основных терминов
Атрибут — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Бифуркация — разделение чего-либо на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются. Бытие — философская категория, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку существования. Время (как объективная форма существования материи) – категория, отражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов. Глобальный эволюционизм – современная научно-философская концепция, описывающая развитие Вселенной и отдельных ее частей как взаимосвязанных и изменяющихся по единому алгоритму – от простого к сложному, путем самоорганизации. Детерминизм — философское учение об объективной закономерной причинно-следственной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Диалектика – одна изконцепций развития, способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей. В марксизме рассматривалась как всеобщая теория развития и универсальный метод познания. Движение – это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Индетерминизм – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке. Категория – форма осмысления всеобщих способов отношения человека к миру, отражения наиболее общих свойств и отношений бытия, фрагментации и синтеза реальности. Качество– внутренняя определенность вещи, придающая ей отличие от других предметов. Количество – внешняя определенность вещи, придающая ей общность с иными предметами. Концептуальное пространство и время – выражает теоретический уровень отражения пространственно-временной организации мира; учения, концепции, теории о пространстве и времени, существующие в обществе в конкретную историческую эпоху. Материя (в марксизме) – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Метафизика – в истории философии термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления. Объективное – то, что принадлежит самому объекту, существует как независимое от действующего субъекта и его сознания. Объективная реальность –совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединенных в неживые, живые и социально организованные системы. Онтология (от греч. ontos - сущее, logos –слово, учение) – учение о бытии; раздел философии, в котором на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира создается картина мира. Отражение – универсальное свойство материи, заключающееся в способности взаимодействующих друг с другом материальных объектов или их систем оставлять следы этого взаимодействия. Перцептуалъное пространство и время – характеризует психическое, индивидуальное восприятие человеком реальных пространственно-временных свойств предметов и процессов мира. Принцип материального единства мира – основополагающий принцип диалектико- материалистической философии, утверждающий материю в качестве субстанциональной основы бесконечного многообразия мира, и объясняющий это многообразие саморазвитием материи. Причина – философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный объем и иметь определенную форму, структуру. Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Реальное пространство и время - характеризует объективные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо от человека в пространственно-временной организации мира. Регресс – тип развития с переходом от высшего к низшему. Реляционная концепция – рассматриваетпространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Синергетика (греч. synergeia – содействие, сотрудничество) - междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности самоорганизации сложных, далеких от равновесного состояния, открытых саморазвивающихся систем. Система – множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое. Субстанция – это абсолютное первоначало, то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего. Субстанциональная концепция – рассматривает пространство и время как особые сущности, как самостоятельные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов, В.А. Метафизика – наука?/В.А.Белов // Философские науки. 2003. № 7. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С.111-136, 173-205. 3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. С. 223-307. 4. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 361-432. 5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; Под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 137-199. 6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С.90-189. 7. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 74-179. 8. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 289-329. 9. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: «ВИТРЭМ», 2002. С. 394-403, 432-460, 472-481, 492-513.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.186 (0.013 с.) |