КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ 1



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ 1



 

1. В каком из следующих основных разделов философского знания изучается человеческая проблематика:

а) онтология; б) гносеология; в) философская антропология; г) социальная философия; д) история философии.

 

2. Укажите философскую позицию автора высказывания: «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе…»:

а) субъективный идеализм; б) агностицизм; в) материализм; г) объективный идеализм; д) дуализм.

 

3. Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное познание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях:

а) мировоззренческая; б) методологическая; в) прогностическая;

г) функция интеграции культуры; д) воспитательная.

 

4. Какой из следующих принципов философии Востока принадлежит конфуцианству:

а) «жизнь есть страдание»; б) «необходимо следовать принципу недеяния»; в) «существует восьмеричный путь самосовершенствования»; г) «необходимо следовать принципу «золотой середины».

 

5. Какое из следующих древнегреческих учений было создано Сократом:

а) наивная стихийная диалектика; б) атомистическое учение;

в) учение о бытии; г) учение о мире идей, эйдосов; д) этический рационализм.

 

6. Назовите имя философа, признанного «отцом» формальной логики:

а) Конфуций; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель; д) Сенека.

 

7. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного бога; б) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым; в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе; г) полагал, что бог – это и есть природа; д) отрицал религию и богов.

 

8. Пико дела Мирандола писал:

а) человек рожден для счастья; б) человек – сам творец своего счастья; в) бог дарит человеку его счастье; г) счастье – дым, и человек к нему стремится напрасно; д) «на свете счастья нет, а есть покой и воля».

 

9. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:

а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля; в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра.

 

10. Какой из данных пунктов не относится к основным особенностям философии ХVII в.:

а) наукоцентризм; б) антропоцентризм; г) эмпиризм и рационализм; д) антиклерикализм; в) механицизм.

 

11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию; в) аналогию; г) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез.

 

12. Выделите главную проблему, которую исследовал в своем философском творчестве И.Кант:

а) этические проблемы; б) проблемы социального бытия; в) познавательные способности человека; г) происхождение Солнечной системы; д) проблемы войны и мира между народами.

 

13. Охарактеризуйте основное противоречие философии Г.Гегеля в оценке Ф.Энгельса. Это противоречие между:

а) материализмом и идеализмом; б) рационализмом и эмпиризмом; в) агностицизмом и гносеологическим оптимизмом; г) системой и методом; д) «частным человеком» и «человеком вообще».

 

14. Определите две черты философской позиции Л.Фейербаха:

а) критицизм по отношению к религии; б) объективный идеализм; в) субъективный идеализм; г) антропологический материализм; д) диалектический материализм.

 

15. С.Кьеркегор рассматривал три стадии существования человека (стадии восхождения к уникальности и аутентичности):

а) гносеологическая – этическая – эстетическая;

б) гносеологическая – эстетическая – религиозная;

в) эстетическая – этическая – религиозная;

г) эстетическая – этическая – гносеологическая.

 

16. А.Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:

а) удел радостей и прогресса; б) цепь тревог и мучений; в) подобие маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот; г) серая и безликая «жизнь насекомых» д) «канат, натянутый между животным и Богом».

 

17. По К.Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) человеческого сознания; б) взаимодействия бога и человека; в) производительных сил; г) искусства; д) географического фактора.

 

18. Определите две черты, отличающие неклассику и постнеклассику от классической философии:

а) критика созерцательности предшествующей философии; б) отрицание познаваемости мира; в) критика объективизма предшествующей философии; г) лингвистический поворот в философии; д) плюрализм философской мысли.

 

19.Укажите три основные установки неотомизма:

а) механицизм; б) креационизм; в) эволюционизм; г) гносеологический дуализм; д) материализм; е) теодицея; ж) провиденциализм.

 

20. Какое понимание свободы характерно для экзистенциализма:

а) свобода как осознанная необходимость; б) свобода как раскры-

тие природных задатков человека, раскрепощения его «сущностных» сил; в) свобода как возможность выбора; г) полное отрицание свободы.

 

21. Какое философское направление стало понимать действительность как язык:

а) неотомизм; б) структурализм; в) философия психоанализа; г) экзистенциализм; д) прагматизм.

 

22.Кто из перечисленных авторов принадлежал к естественнонаучному направлению русского космизма и ввел понятие «ноосферы»?

а) Н.Федоров; б)А.Чижевский; в)К. Циолковский; г) В.Вернадский; д) В.Соловьев.

 

23. Белорусское национальное самосознание – центральная тема творчества:

а) Е. Полоцкой; б) К. Туровского; в) Н. Гусовского; г) А. Волана;

д) С. Полоцкого.

 

24.Выделите отличительную особенность религиозно-философских взглядов С.Будного:

а) антитринитаризм; б) материализм и атеизм; в) агностицизм; г) мистицизм; д) религиозный фанатизм и догматизм.

 

 

Ответы на вопросы теста: 1. в 2. г 3. б 4. г 5. д 6. г 7. в 8. б 9. в 10 . б 11. г 12. в 13. г 14. а, г 15. в 16. б 17. в 18. г, д 19. б, е, ж 20. в 21. а 22. г 23. в 24. б.

 

МОДУЛЬ 2 (темы 8-10). ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ

Задачи студентов по изучению материала учебного модуля 2:

1) знать:основные принципы философской концепции бытия; фундаментальные компоненты философской теории человека;основные ценности современного общества и личности; социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, ведущие фило­софские методы и регулятивы научного исследования.

2) уметь оценивать и характеризовать:основные закономерности устройства природного мира во взаимосвязи с областью своей будущей профессиональной деятельности; исторические типы взаимодействия общества и природы; основные модусы (способы) человеческого существования и его смысл; формы и методы научно-познавательной деятельности.

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Занятие 1. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

1. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Интерпретация категорий «бытие, небытие, субстанция» в истории философии. Субъективация бытия в Новое и Новейшее время. Современный человек в поиске оснований бытия.

2. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Структурность и системная организация материального мира.

3. Движение и развитие как атрибуты бытия. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Синергетическая модель развития. Концепция глобального эволюционизма.

4. Пространство и время как атрибуты бытия. Основные исторические концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации физической, биологической и социальной реальности.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Динамика категории бытия в западноевропейской философии.

2. Новая онтология: бытие без субстанции.

3. Философское значение теории относительности А.Эйнштейна.

4. Концепция глобального эволюционизма.

5. Специфика пространственно-временной организации физической, биологической и социальной реальности.

6. Диалектика и ее исторические формы.

7. Теория синергетики и ее методологическая роль.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В каких смыслах философы используют термин «метафизика»?

2. Как соотносятся понятия: бытие, существование, субстанция, субстрат?

3. Какой смысл вы вкладываете в понятия «движение», «развитие», «прогресс»? Почему нельзя отождествлять развитие только с прогрессом?

4. В чем заключается специфика социально-исторического пространства и времени?

5. В каких значениях термин «диалектика» употреблялся в истории философии?

6. Назовите основные законы диалектики.

7. Манифестом абстракционизма как бессодержательного искусства стал «Черный квадрат» Малевича. Докажите, что эта картина не является «чистой формой» и наполнена содержанием.

8. Используя диалектику возможности и действительности, разъясните выражение: «Возможность – это будущее объекта в его настоящем».

9. Что нового дает синергетика для понимания категории развития?

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. Философ А.Н.Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно… Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию… Бытие есть только тень небытия, его изнанка… Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Влияние какой древней философской традиции проявляется в этом фрагменте? Согласны ли вы с мнением Чанышева? Аргументируйте свой ответ.

2. Подумайте и дайте ответ, есть ли «материя» материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь; 2) сумма всех вещей; 3) внешний мир как целое?

3. В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики? С какими проявлениями метафизичности мышления вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

4. Почему время необратимо? Почему «машина времени» движется только в будущее?

Словарь основных терминов

 

Атрибут— необходимое, существенное, неотъемлемое свойст­во объекта.

Бифуркация— разделение чего-либо на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются.

Бытие — философская категория, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку существования.

Время (как объективная форма существования материи) – категория, отражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Глобальный эволюционизм – современная научно-философская концепция, описывающая развитие Вселенной и отдельных ее частей как взаимосвязанных и изменяющихся по единому алгоритму – от простого к сложному, путем самоорганизации.

Детерминизм— философское учение об объективной зако­номерной причинно-следственной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мате­риального и духовного мира.

Диалектика – одна изконцепций развития, способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей. В марксизме рассматривалась как всеобщая теория развития и универсальный метод познания.

Движение –это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями.

Закон– необходимое, существенное, устойчивое, повторя­ющееся отношение между явлениями.

Индетерминизм– философское учение и методологичес­кая позиция, которые отрицают либо объективность причин­ной связи, либо познавательную ценность причинного объясне­ния в науке.

Категория форма осмысления всеобщих способов отно­шения человека к миру, отражения наиболее общих свойств и отношений бытия, фрагментации и синтеза реальности.

Качество– внутренняя определенность вещи, придающая ей от­личие от других предметов.

Количество – внешняя определенность вещи, придающая ей общ­ность с иными предметами.

Концептуальное пространство и время – выражает теоретичес­кий уровень отражения пространственно-временной организации мира; учения, концепции, теории о пространстве и времени, существующие в обществе в конкретную историческую эпоху.

Материя (в марксизме) – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им.

Метафизика – в истории философии термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления.

Объективное– то, что принадлежит самому объекту, су­ществует как независимое от действующего субъекта и его соз­нания.

Объективная реальность–совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимо­действий, процессов, объединенных в неживые, живые и соци­ально организованные системы.

Онтология (от греч. ontos - сущее, logos –слово, учение)учение о бытии; раздел философии, в котором на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира создается картина мира.

Отражение – универсальное свойство материи, заключающееся в способности взаимодействующих друг с другом материальных объектов или их систем оставлять следы этого взаимодействия.

Перцептуалъное пространство и время –характеризует психическое, индивидуальное восприятие человеком реальных пространственно-временных свойств предметов и процессов мира.

Принцип материального единства мира – основополагающий принцип диалектико-

материалистической философии, утверждающий материю в качестве субстанциональной основы бесконечного многообразия мира, и объясняющий это многообразие саморазвитием материи.

Причина – философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, на­зываемое следствием.

Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный объем и иметь определенную форму, структуру.

Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Реальное пространство и время - характеризует объективные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо от человека в пространственно-временной организации мира.

Регресс – тип развития с переходом от высшего к низшему.

Реляционная концепция – рассматриваетпространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут.

Синергетика (греч. synergeia – содействие, сотрудничество) - междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности самоорганизации сложных, далеких от равновесного состояния, открытых саморазвивающихся систем.

Система – множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое.

Субстанция – это абсолютное первоначало, то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.

Субстанциональная концепция – рассматривает пространство и время как особые сущности, как самостоятельные субстанции, кото­рые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Белов, В.А. Метафизика – наука?/В.А.Белов // Философские науки. 2003. № 7.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н.Калмыков. – Минск: Выш.шк., 2006. С.111-136, 173-205.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. С. 223-307.

4. Философия. Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – Москва: «Слово», 2000. С. 361-432.

5. Философия: Учеб. пособие / В.К.Лукашевич, В.М.Белокурский, И.П.Мамыкин и др.; Под ред. В.К.Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2002. С. 137-199.

6. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / И.В.Ватин, В.Е.Давидович и др.; под ред. В.П. Кохановского. - Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. С.90-189.

7. Философия: Учебное пособие для студентов / Ю.А.Харин (и др.); под общ. ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. С. 74-179.

8. Философия: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин (и др.); под общ. ред. Я.С.Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. С. 289-329.

9. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: «ВИТРЭМ», 2002. С. 394-403, 432-460, 472-481, 492-513.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.009 с.)