ТОП 10:

Происхождение философии, ее предмет, основные проблемы и функции.



Происхождение философии, ее предмет, основные проблемы и функции.

Термин философия возник в др. Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами называли людей, стремящихся к познанию как к самостоят. цен. чел. позн-я.

Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Условия возникновения философии : философ. возникает в рабовлад. обществе. 1)отделение умствен. труда от физического. 2)накопление соответствующего мыслительного материала 3)необходимость нового объяснения мира, поскольку старое мифологическое представление о мире исчерпало себя. Вопросы: Где? Когда? Почему? Зачем возникла философия? Проблема предмета философии – предмет философ. исторически изменялся, первоначально предмет философ. была мудрость; далее пред. философ. считали всю сумму теоретических знаний. Философские проблемы являются проблемы: «вечные проблемы», наиболее общие пытающие объяснить первоосновы, первопричины этого мира.

3.Основные достижения античной философии доклассического периода (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).

Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и 5 вв. до Н.Э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.

Второй период греческой философии (5 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.

Третий период античной философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

 

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540– 480 до н.э.) – древнегреческий философ. Автор философского сочинения, сохранившегося лишь во фрагментах (более 100). Происходил из царского жреческого рода, но отказался от наследственного титула басилевса в пользу брата. По преданию, завещал свое сочинение храму Артемиды Эфесской. Гераклит излагал свои мысли афористически, в загадках и образах, и за трудность интерпретации своего метафорического языка был назван «Темным», а также «Плачущим» – из-за того, что не раз выражал в своих текстах жалость к людям, бессмысленно проводящим свою жизнь.

 

По учению Гераклита, божественное единство (разум, Зевс, Логос, космос) превыше текучего изменчивого мира множества

 

Человек, по Гераклиту, сходно с миром, состоит из огненного начала, души, и тела. «Наилучшей и мудрейшей» душа становится когда она – «суха, светообразна», не отягощена пресыщением и опьянением, делающими душу «влажной», слабой. Мудрость, по Гераклиту, в том, чтобы узреть за многообразием единое начало, «знать все как одно», жить здравым рассудком, общим для всех. Погруженность в отдельное, частное сознание препятствует постижению целого и единого, такие люди «присутствуя, отсутствуют», подобно спящим, они живут своим умом, пребывая в мечтаниях. В этой связи Гераклит критиковал многознание, не научающее уму, современные ему религиозные обычаи (оргии вакхантов), принципы демократии.

 

Изречения Гераклита впоследствии у многих вызывали интерес и часто цитировались. В христианской традиции с большим сочувствием было воспринято учение Гераклита о божественном Логосе. В античности его философия оказала влияние прежде всего на учения софистов, Платона и стоиков.

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

 

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Основные проблемы философии Нового времени. Проблема научного метода: методология эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма. В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод. дворянства и дух. диктатура церкви, расчищены пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средневек.связанности,вследствие чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.времени, принадлежат также наука, машинная техника и искусство, к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъявляло новые требования к отд.наукам и к методологии. Именно в данный период возникает наука в собственном смысле этого слова. В 17-18вв.появляется много видных ученых и мыслителей, сыгравших огромную роль в борьбе с религ. учения ,в разработке науч.и фил.проблем. Особое место среди них принадлежит Ньютону,открытия к-ого произвели подлинную революцию.

Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт. Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную

Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Понятия биосферы и ноосферы.

Основные концептуальные подходы осмысления природы человека в классической и неклассической философии: натуралистическая, рационалистическая, философско-религиозная, социологозаторская, экзистенционально-персоналистская, психоаналитическая, синтетическая.

Человек – это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем – биологической и социальной. В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека. Философы видели отличие человека от животного и объясняли его сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. В данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь к признакам, отличающим его от ближайшего вида, со стороны. Однако со стороны методологии такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

Появились новые трактовки сущности человека.

1) В рационалистической линии(Декарт, Гегель)—сущностью явл. разум. 2) В Ф. жизни сущность человека трактуется как истинное, бессознательное начало. В психоаналитической Ф. Фрейда сущность человека – это сексуальное стремление с жаждой наслаждений и удовольствий. 3) У Ницше человек – это урод природы, то есть нечто несовершенное. У человека есть стремление преодолеть природную недоразвитость, это происходит в соц. среде. 4) В 19в. возникла новая трактовка сущности человека: человек – это искусное существо, способное к активному преобразованию природной среды. 5) В экзистенциализме первичным у человека явл. существование, кот. задаётся до рождения и предшествует сущности. 6) Маркс считал, что сущность человека есть совокупность общественных отношений. Человек реализует свою сущность через практическую(трудовую) деятельность. Соц. связи не есть нечто неизменное, они меняются с практической деятельностью.

Происхождение философии, ее предмет, основные проблемы и функции.

Термин философия возник в др. Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами называли людей, стремящихся к познанию как к самостоят. цен. чел. позн-я.

Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Условия возникновения философии : философ. возникает в рабовлад. обществе. 1)отделение умствен. труда от физического. 2)накопление соответствующего мыслительного материала 3)необходимость нового объяснения мира, поскольку старое мифологическое представление о мире исчерпало себя. Вопросы: Где? Когда? Почему? Зачем возникла философия? Проблема предмета философии – предмет философ. исторически изменялся, первоначально предмет философ. была мудрость; далее пред. философ. считали всю сумму теоретических знаний. Философские проблемы являются проблемы: «вечные проблемы», наиболее общие пытающие объяснить первоосновы, первопричины этого мира.

3.Основные достижения античной философии доклассического периода (Милетская школа, Гераклит, элейская школа).

Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и 5 вв. до Н.Э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.

Второй период греческой философии (5 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.

Третий период античной философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

 

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540– 480 до н.э.) – древнегреческий философ. Автор философского сочинения, сохранившегося лишь во фрагментах (более 100). Происходил из царского жреческого рода, но отказался от наследственного титула басилевса в пользу брата. По преданию, завещал свое сочинение храму Артемиды Эфесской. Гераклит излагал свои мысли афористически, в загадках и образах, и за трудность интерпретации своего метафорического языка был назван «Темным», а также «Плачущим» – из-за того, что не раз выражал в своих текстах жалость к людям, бессмысленно проводящим свою жизнь.

 

По учению Гераклита, божественное единство (разум, Зевс, Логос, космос) превыше текучего изменчивого мира множества

 

Человек, по Гераклиту, сходно с миром, состоит из огненного начала, души, и тела. «Наилучшей и мудрейшей» душа становится когда она – «суха, светообразна», не отягощена пресыщением и опьянением, делающими душу «влажной», слабой. Мудрость, по Гераклиту, в том, чтобы узреть за многообразием единое начало, «знать все как одно», жить здравым рассудком, общим для всех. Погруженность в отдельное, частное сознание препятствует постижению целого и единого, такие люди «присутствуя, отсутствуют», подобно спящим, они живут своим умом, пребывая в мечтаниях. В этой связи Гераклит критиковал многознание, не научающее уму, современные ему религиозные обычаи (оргии вакхантов), принципы демократии.

 

Изречения Гераклита впоследствии у многих вызывали интерес и часто цитировались. В христианской традиции с большим сочувствием было воспринято учение Гераклита о божественном Логосе. В античности его философия оказала влияние прежде всего на учения софистов, Платона и стоиков.

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).

 

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.006 с.)