Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. Кант и коперниканский переворот в философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первым за решение этих проблем взялся великий немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804). В известном высказывании Канта: “Две вещи вызывают мое восхищение - это звездное небо над моей головой и нравственный закон внутри меня”. Сформулирована программа философской деятельности Канта. В первый период его творчества, называемый “докритическим”, Кант исследует проблемы космологии и космогонии. Его работа “Всеобщая история и теория неба” до сих пор сохраняет свое значение как вихревая концепция происхождения звездных систем, в том числе солнечной системы. Во взгляде на вселенную Кант почти материалист. Он считает, что существование и происхождение вселенной можно объяснить исходя только из трех оснований: материи, притяжения, отталкивания. Во второй период, с 1770 г., Кант решает по существу проблему человека. Он говорит, что философия должна ответить на три вопроса: “Что я могу знать?” “На что я могу надеяться?” “Что такое человек?” На первый вопрос отвечает кантовская теория познания - гносеология, основные вопросы которой отражены в первой кантовской критике чистого разума. На второй вопрос - критика практического разума, или этика Канта. На третий вопрос - критика способности суждения, эстетика Канта и “философская антропология”. Прежде чем решить проблему границы возможности сознания Кант предпринимает радикальное преобразование философской парадигмы. До Канта в гносеологии доминирующей была теория “чистой доски”. Согласно этой теории нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Единственным источником знаний является ощущение, которое как письмена природа пишет на чистом листе человеческого сознания. По существу в этой концепции человек выступает как объект, на который воздействует природа как страдательное, созерцательное существо, а природа трактуется как субъект, как актуальная сторона взаимодействия. Кант переворачивает эти отношения. Для него человек - это подлинный субъект, активное, конструирующее существо, а природа - объект его активности. Принцип активности субъекта является важнейшим достижением немецкой классической философии и основополагающим принципом всей послекантовской философии. Конструирующие возможности человека основаны на наличии у него особых способностей, которые Кант называет априорными (доопытными). Эти способности присущи человеку как родовому существу и являются той точкой отсчета, или нормативной шкалой, которая позволяет частичные, субъективные данные опыта приводить к первому знаменателю и делать научным знанием. Все априорные способности Кант подразделяет на трансцендентные и трансцендентальные. Трансцендентные, существуя до опыта, проявляются в опыте, трансцендентальные существуют до опыта, проявляются только в нравственном поведении. Так как научное познание обязательно основано на опыте, то трансцендентные способности лежат в основании науки. На трансцендентальных способностях основана вера. “Я ограничил разум, чтобы дать место вере”. Процесс познания включает в себя три уровня: чувственность, рассудок, разум. Истина достижима только совместными усилиями чувств и рассудка. “Чувственность без рассудка слепа, рассудок без чувственности пуст”. Первой в процесс познания вступает чувственность. Она воспринимает из внешнего мира и преобразует хаотичный поток ощущений. Достигается организация этого потока с помощью двух априорных способностей чувственности: пространства и времени. Пространство - это организационная сила внешних ощущений. Время - внутренняя сила опыта. Иначе говоря, Кант утверждает, что пространство и время не являются характеристиками самого бытия. Они - тот единственный способ, который наши органы чувств организуют воспринимать внешний мир. Пространство и время таким образом изменяют поток ощущений, что до рассудка он доходит уже в преобразованном виде, поэтому мир за пределами ощущений недоступен человеческому познанию. Кант называет его “вещь в себе” и объявляет в принципе непознаваемыми средствами научного для Канта опытного познания. Вторым в процесс познания вступает рассудок. Функция рассудка - “подведение под категории”. Иначе говоря, определение неизвестного через известное. Система категорий является априорным свойством рассудка. Всего категорий 12 (4 группы категорий по 3 категории в каждой): количество, качество, отношения, модальности. Категория количество - единство, множество, совокупность. Кроме системы категорий рассудку присущи еще 3 априорные способности. Вторая способность - трансцендентальное единство апперцепции, т.е. доопытная, но проявляющаяся в опыте способность рассудка мыслить непрерывно и воспринимать предмет познания как единое целое. Третья способность - продуктивная сила воображения, по существу это интуитивная способность рассудка классифицировать неизвестную информацию. Четвертая способность - схематизм рассудка (схема рас), т.е. схема взаимодействия чувственности и рассудка. Чувственность и рассудок, которые основаны на опыте, дают достоверное, доказуемое знание, но это знание частично ограничено, потому что ограничен сам опыт, но человек устроен так, что он всегда будет стремиться к абсолютному всеобщему знанию, при этом он неизбежно выходит за пределы опыта и переходит от доказательного к умопостигаемому знанию. Формулирование умопостигаемости знания - это функция разума. Тогда, когда мы пытаемся осмыслить все материальные явления в их единстве, формируется первая идея разума - идея мира как целого, или мировой души. Когда мы осмысливаем все духовные процессы в их единстве, появляется вторая идея разума - идея бессмертной души. Когда мы осмысливаем духовные и материальные процессы возникает третья идея разума - идея Бога. Пытаясь доказать свои идеи и не опираясь на опыт, разум неизбежно впадает в антиномии (противоречия). Антиномии - это такие положения, в которых равнодоказанными и равнонедоказанными являются и тезис, и антитезис. Пример: невозможно доказать не то, что Бог существует и не то, что он не существует. Кант справедливо утверждал, что разум по своей природе противоречив, но если для Канта это недостаток разума, то для Гегеля это его достоинство. Идеи разума в гносеологии (познании) играют регулятивную роль. Они дают рассудку идеал, к которому рассудок всегда стремится, но который он никогда не достигнет. Эти же идеи являются основой нравственного поведения. Человек по своей природе - нравственное существо. Его не надо заставлять быть нравственным, ему надо не мешать быть нравственным. Нравственность и долг в реальной жизни трудно реализуемы (выполнимы). Кант говорит: “Счастье и долг несовместимы, поэтому человеку, чтобы вести нравственный образ жизни необходимо подкрепление. Он должен, с одной стороны, верить в Бога как гаранта воздаяния если не в этом мире, то в загробном, а с другой стороны - в бессмертную душу. Поэтому не Бог создал нравственность, а нравственность создала Бога”. Человек, доказывая своим существованием существование нравственности, тем самым доказывает и существование Бога. Кант опроверг 5 канонических доказательств бытия Бога, доказанных Аквитаном, но создал шестое доказательство, которое нельзя опровергнуть. Нравственность поступка тем выше, по Канту, чем к его мотивации примешивается меньше каких-либо соображений, кроме чувства Бога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.22 (0.01 с.) |