Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи “наукоучения” Фихте.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) считал, что Кант не до конца реализовал принцип активности субъекта. “Кант, указав на истину, не доказал ее”. Активность субъекта кантовской философии ограничено существованием “вещи в себе”, которая недоступна познанию. Фихте говорит, что: “понятие “вещь в себе” - пережиток догматизма(материализма в кантовской философии)”. Именно являясь первопричиной кантовского дуализма, т.е. раскола мира на мир феноменов, которые мы познаем в научном познании и мир ноуменов, которые доступны только практической философии. Т.е. проявляется только в нравственной деятельности. Для того, чтобы провести последовательный принцип субъекта Фихте считает необходимым отказаться от принципа “вещь в себе”. С его точки зрения активность субъекта, или активность “Я” не имеет непреодолимых препятствий. “Я” абсолютно свободно. Фихтеанское “Я”, “взятое в бесконечности, представляет собой страстную жажду свободы” (Л. Парейсон). Фихте считает, что кроме активности “Я” ничего не существует. По существу философию Фихте можно начать с утверждения: “Я” есть все”, но это осознанно наступает только тогда, когда человек осознает самого себя как мыслящее, активное, творческое существо. Поэтому первое положение философии Фихте: “Я полагает Я”. Иначе говоря, человек осознает себя как часть человечества. Для этого человеку необходимо освоить основы человеческой культуры, т.е. стать личностью. Фихте утверждает, что чистое “Я” - это активность, которая творит одновременно и себя, и окружающую реальность. В этом смысле “Я” есть все. Если до Фихте философия в основном анализировала то бытие, которое предшествовало человеку, то после Фихте главное внимание все больше начинает уделять тому, что следует за человеком, что создается человеком. По существу другая реальность для человека и не существует вообще. Но активность субъекта может проявиться только в том случает, если этой активности что-то противостоит. Поэтому действующее “Я” противопоставляет себе объект, или “Не- Я”. “Я полагает Не-Я”. “Я устанавливаемо как реальное только в оппозиции к Не-Я”. Фихте не случайно называет объект “Не-Я”, подчеркивая этим то, что объект вторичен по отношению к субъекту. Само представление о том, что Не-Я существует независимо от субъекта, как нечто объективное, возникает только потому, что первоначально процесс деятельности субъекта протекает бессознательно. “Мы только потому признаем природу независимой от нас, что акт ее творения проходит бессознательно (неосознаваемо)”. Тогда, когда мы начинаем осмысливать нашу деятельность, мы неизбежно убеждаемся в том, что в Не-Я уже заложена деятельность других людей, оно уже включено в совокупного субъекта. Третье положение философии Фихте: “Я полагает в Я и Я, и Не-Я”. Фихте считает, что Не-Я необходимо человеку чтобы реализовать как свобода и как деятельность. “Не-Я существует только потому, что мы действуем на него. Не оно дает знание о себе, а мы своим действием на него”, Бездействие оставляет человека на уровне вещи природы Не-Я. В определенном смысле это отрицание сущности и самой судьбы человека. Процесс противополагания объекта субъекту и снятие этой противоположности Фихте считает универсальным алгоритмом человеческой деятельности, в т.ч. и деятельности ученого. В этом смысле он считает свою философию универсальным методом научного познания, который называет антитетикой. По существу это первая несовершенная форма диалектического метода в трактовке немецкой классической философии. Снятие противоречия между “Я” и “Не-Я”, Фихте считает очередной ступенью самопознания субъекта и на этой ступени формируется очередная философская категория. Таким образом Фихте считает возможным объяснить возникновение всех философских категорий и построить эти категории в виде логической системы, в которой каждая категория является следствием развития предыдущей. Несовершенство фихтевской антитетики как прообраза диалектического метода уже Гегель видел в том, что в ней нет подлинного синтеза, поскольку нет подлинных противоречий. Все происходит в “Я” субъекта. Тем не менее Фихте назвал свою философию “Наукоучением”, т.е. учением об универсальном методе для всех наук. Практического следствия их философии Фихте связаны прежде всего с утверждением свободы как сущностной характеристики человека. Только принимая свободу человека “возможны долг, добродетель, вообще мораль”. Если философию Канта часто называют философией долга, то философию Фихте можно назвать философией свободы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.007 с.) |