Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи и принципы марксистской философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если Фейербах основной упор в освобождении человека делает на просветительных методах, то с точки зрения марксистской философии недостаточно свести Бога с неба на землю, необходимо так изменить земные условия, чтобы счастье стало возможно на земле, и в первую очередь, с точки зрения К. Маркса, необходимо изменить экономические условия жизни людей. Создатели МФ тоже проделали путь от Гегеля через “огненный поток” к своей новой самостоятельной концепции. Прежде всего Маркс ставил задачу реабилитации гегелевской диалектики. С его точки зрения диалектический метод является главным достижением НКФ. Фейербах накрепко связал диалектику с гегелевским идеализмом, и, отказавшись от идеализма, отбросил и диалектику. Как писал Ф. Энгельс: “вместе с грязной водой выплеснул и ребенка”. Но гегелевская диалектика доказала свою ограниченность на мировоззренческой основе идеалистической философии. Поэтому Маркс предлагает совершить переворачивание метода, т.е. обосновать диалектический метод на основе материалистического мировоззрения. С точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса не диалектика мышления, или диалектическая логика, диктует свои законы природе, а диалектика природы отражается в диалектике мышления. И, так как природа открытая, постоянно развивающаяся система, то и диалектическая логика постоянно развивается и обогащается. Принцип диалектического материализма, или материальная диалектика, становится основополагающим принципом МФ, поэтому в антологии МФ исходит из того, что в мире нет ничего, кроме материальной субстанции, ее атрибутов и проявлений. Материальная субстанция находится в постоянном движении и развитии, она неисчерпаема как в ширь, так и вглубь. Уровни материальной субстанции находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, поэтому в мире преобладает принцип каузальности (причинности). Это не значит, что нет случайностей. Необходимость, как правило, пробивает себе дорогу через цепь случайностей. Основным атрибутом материальной субстанции, кроме движения, является пространство и время. Источником развития материи является противоречие, поэтому первым и основным законом диалектики, с точки зрения МФ, является закон единства и борьбы противоположностей. Развитием диалектического материализма является принцип исторического материализма или материальное понимание истории. Сущность этого принципа в том, что историческое развитие и функционирование общества в целом определяется материальным, экономическим отношением. Эти отношения, или общественное бытие, в конечном счете, в тенденции, определяет все другие стороны общественной жизни, т.е. то, что называется в марксизме общественным сознанием. Исторический материализм имеет ряд принципиальных следствий при решении других философских проблем. В гносеологии этот принцип способствует решению принципиального вопроса о критерии истинности знаний. С точки зрения МФ этим критерием является практика. Как практика в узком смысле понимается как научный эксперимент, так и практика в широком смысле, включающая в себя всю совокупность деятельного человеческого сообщества. Именно в практике разрешаются все проблемы познавательной деятельности. В антропологии исторический материализм логически приводит к трудовой концепции происхождения человека. Согласно этой концепции основным фактором происхождения и развития человека является материальная, производственная деятельность, или труд. В философии истории исторический материализм в качестве основного субъекта исторических изменений рассматривает народные массы, которые являются основными творцами материальной и духовной культуры общества. История при этом рассматривается как единый, естественно-исторический процесс, а общество как целостная система. Принципиальным для МФ был вопрос об освобождении человека. С точки зрения марксизма главным препятствием на пути свободы человека являются различные формы отчуждений: отчуждение человеческой сущности, культуры, власти и т.д. Понятие отчужденности было введено в философии. НКФ и понималось как те формы бытия, которые создаются человеком и превращаются в нечто чуждое и противоположное человеку. Наиболее детально проблему отчужденности доя Маркса разрабатывал Гегель. С его точки зрения процесс взаимодействия человека с окружающим миром включает в себя две основные формы: опредметчивание и распредметчивание. Опредметчивание - процесс превращения мысли, идеальных моделей, образов человеческого сознания в материальные предметы. Распредметчивание - это познание материального мира, осмысление материальных предметов и явлений. Т.к., с точки зрения Гегеля, сущность человека идеальна, то всякое опредметчивание является в тоже время отчуждением, превращением идеальной сущности человека в нечто материальное, чуждое, противоположное ей. По существу, с точки зрения Гегеля, устранение отчуждения невозможно, т.к. человек не только идеальное, но и материальное существо и для своего материального выживания постоянно нуждается в опредметчивании. Фейербах тоже рассматривал отчуждение, но в основном под углом зрения критики религии. С его точки зрения, снять отчуждение возможно, но только через осознание его причины или источника. По существу Фейербах замыкает проблему снятия отчужденности в сфере познания. С точки зрения К. Маркса фундаментальной, первичной формой отчуждения является отчуждение человеческой сущности в форме отчуждения продукта труда. “Человек живет нечеловеческой жизнью. Он получает удовлетворение в том, в чем он ничем не отличается от животных. И наоборот, в том, в чем он отличается от животных (в труде) он ощущает себя как животное”. Причина этого в том, что частная собственность на средства производства позволяет одному человеку присваивать себе труд многих других людей. Это ведет к эксплуатации, отчуждению предмета труда и несвободе человека. Предмет труда, вместо того, чтобы обогащать человека, доставляет ему радость, в действительности высасывает из человека последние соки, по существу убивает его. Отчуждение труда, с точки зрения МФ, является источником и причиной отчуждения всех других форм отчуждения: власти, здоровья, культуры, поэтому освобождение человека и ликвидация отчуждения как две взаимосвязанные проблемы МФ считает возможность решить только с помощью ликвидации частной собственности на средства производства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.106 (0.006 с.) |