Древнегреческая философия. Античная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческая философия. Античная философия



Факторы, обусловившие возникновение древнегреческой философии:

  1. Торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй.
  2. Полисная демократия, определившая установки на рационально-логическую аргументированность знаний.
  3. Богатейшая мифологическая и литературная традиция, ставшая источником категориально-языкового пространства древнегреческой мысли.

Понятие космоса выступает в качестве базовой категории античной философии, оно символизирует здесь высший порядок и гармонию. Космоцентрим как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности составляет сущностную характеристику античной мысли.

 

Этапы древнегреческой философии:

  1. Ранняя греческая философия (VI-V вв. до н.э.)

Школы:

· Милетская (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит)

· Пифагореизм

· Элейская (Парменид, Зенон)

· Атомизм (Демокрит)

 

  1. Античная классика (V-сер. IV в. До н.э.)

Представители:

Греческое Просвещение:

· Софисты (Горгий, Протагор)

· Сократ

Зрелая классика:

· Платон

· Аристотель

 

  1. Эллинистическая философия (Вт. Пол. IV-I в. До н.э.)

Школы:

· Стоицизм (Зенон, Марк Аврелий)

· Эпикуреизм

· Скептицизм

  1. Римская философия

Исходней темой ранней греческой философии становится проблема первоначала как причины происхождения космоса и источника его единства. Выделяются два основных решения:

· физическое (милетская школа), согласно которому в качестве первоначала выступает та или иная природная стихия

· математическое (пифагорейцы), выводившее единство и многообразие мира из чисел и цифровых пропорций.

Определенный синтез данные концепции нашли в учении атомистов об атомах. Понимая бытие как единое, неизменное, идеальное, элеаты максимально обострили начатую в атомизме оппозицию умозрительного и видимого миров.

Софисты впервые создали науку о слове. Софистов разделяют на «старших» (Горгий, Протагор, Гиппий) и «младших» (Фразимах, Критий, Алкидам).

В воззрениях Протагора (481-411 до н.э.) обнаруживается материалистическая ориентация старших софистов. В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. На его основе он подошел к определенному гносеологическому релятивизму. У Протагора есть известное изречение: «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что мир воспринимается человеком таким, каковым он видится сквозь призму человеческих качеств.

Софисты отстаивают взгляд, что все люди равны от природы. Но со временем софистика обособилась и приняла формы, с которыми и здравый смысл отказывался соглашаться: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее».

 

_______________________________________________________________________

Против уроков софистов резко выступил Сократ. Важнейшим своим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в беседах и дискуссиях, а не в систематическом изложении знаний. Основной задачей понимания этических принципов Сократ провозгласил последовательное познание «самого себя». Для Сократа мораль отождествляется со знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.

 

В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался философский метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Сократ считал, что истина должна быть одной.

 

______________________________________________________________________

Основное место системе Платона занимает мир вечных идей. Идея (эйдос) выступает как наиболее совершенный образ, в котором воплощаются характеристики того или иного класса вещей. Эйдосы существуют вечно, они неизменны, самотождественны. При этом наблюдаемый мир, или мир становления, выступает как слабое отражение, тень, капля этих вечных идей.

Иерархия космоса у Платона выглядит следующим образом: высшим основанием является благо, идея единого, далее – мир вечных идей, далее – мир становления, последнее – материя. Связь между материальным и идеальным обеспечивается Эросом как мировой космической душой.

Гносеология Платона. Познание истины возможно как припоминание. Сила, которая побуждает человека к познанию истины, - Эрос. При этом путь к миру идеальному лежит через освоение различных искусств.

Причиной образования государства является природное неравенство людей. При этом государство Платона подчинено идеалу справедливости на уровне целого, в жертву которому приносится индивидуальное счастье.

 

_______________________________________________________________________

Аристотель критикует Платоновские идеи и предлагает рассмотреть вопрос о причинах.

Виды причин:

· материя

· форма

· движение

· цель

Однако, когда Аристотель переходит к устройству мира в целом, он оставляет 2 причины: материю и форму, которая объединяет в себе и сущность, и цель, и движение.

В отличие от Платона, Аристотель выстраивает человека снизу, как органичное продолжение природного и материального. Душа и тело не противопоставляеются.

Гносеология Аристотеля. Началом познания является опыт. Но высшей формой, организующей познание, является логика.

Аристотель критикует Платона, считая, что не может быть счастливым государство, состоящее из несчастливых граждан. Стремление к благу, собственности – нормальное стремление человека. При этому домашняя экономика является обязательным атрибутом свободного гражданина. Собственно, человек – это общественное животное, и его предназначение – участие в жизни полиса.

 

___________________________________________________________________________

В эпоху эллинизма меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредотачивается на жизни отдельного человека. Особенно характерны в этом отношении этические учения эпикурейцев и стоиков.

По Эпикуру, первичен индивид, общественные же связи зависят от отдельных лиц, их субъективных желаний. Высшая цель человеческой жизни, по Эпикуру, - достижение блаженства, счастья, понимаемого им как удовольствие. Согласно Эпикуру, «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо…».

Для стоиков философия – не просто наука, а жизненный путь, жизненная мудрость. По мнению стоиков, высшая нравственность состоит в том, чтобы жить «сообразно природе», божественному миропорядку, который человек ни в чем не способен изменить.

 

***************************************************************************

 

№5

Средневековая философия

 

Переход от античности к средневековью обусловлен рядом предпосылок:

1. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

2. Изменение социальной структуры общества;

3. Утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим;

4. Признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию.

Принципы средневекового философского мышления:

· Монотеизм – Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен;

· Теоцентризм – Бог является высшей сущностью всего бытия;

· Креационизм – идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

· Символизм – существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

· Провиденциализм – история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

· Эсхатологизм – учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

Этапы средневековой философии:

1. апологетика (II-III вв. н.э.) – защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума. О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно».

2. патристика – разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии. Проблемное поле философии было связано с темой богооправдания, осмыслением сущности Бога как высшего Бытия, его потусторонней природы и тройственности. Отношения веры и разума получают иную интерпретацию. Согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать».

3. схоластика – сохраняется приоритет веры над разумом, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма. Основные теоретики – Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Абеляр, Бэкон. Происходит формирование двух систем образования – монастырской и университетской. Великим систематизатором средневековой философии признан Фома Аквинский, который считал, что источником религиозного знания является веря и Священное писание, а философское – опирается на разум и опыт.

Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философские подходы:

  • Реализм господствовал в ранней средневековой философии (Аквинский, Кентерберийский). В период расцвета Средневековья (ок. 1250) Фома Аквинский представлял умеренный реализм. Универсалии существуют в мышлении Бога (ante res), в единичных вещах (in rebus) и как абстракции в человеческом мышлении (post res).
  • Номиналисты довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи". Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

***************************************************************************

№6

Философия Возрождения

Предпосылки философии Возрождения:

· Становление раннекапиталистических отношений и развитие мануфактурного производства;

· Активизация технического изобретательства;

· Великие географические открытия и развитие международной торговли;

· Наблюдается экономическое развитие городов и переход от деревенской культуры к городской;

· Происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер) усилили эти тенденции.

Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые. Этой традиции присущи антисхоластичская направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. Для гуманистической философии характерен акцент на проблемах воспитания и образования человека, развитии художественного творчества.

Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций. Появились две тенденции:

1. возвращение к классикам

2. возвращение к природе

 

В рамках ренессансной культуры:

· изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент;

· формируется философия политики, у истоков которой стоял Макиавелли;

· разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма.

 

В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:

 

  1. гуманистический (XIV – первая половина XV вв.): гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценность объявляется человек «свободный» и «благородный». Это приводит к антропоцентризму – человек становится «вторым Богом». Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека;
  2. философский неоплатонизм (вторая половина XV в.), в рамках которого происходило возвращение идеи о человека как микрокосмосе;
  3. натурфилософский (к. VX – VXI вв.): сущностью становится глубокий интерес к природе. Становление натурфилософии обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней. Основу натурфилософии составлял пантеизм, который сохранял Бога в качестве творческого начала.

 

***************************************************************************

№7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.019 с.)