Философия Нового времени. Механистическое мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Нового времени. Механистическое мировоззрение



Предпосылки:

  • Развитие капиталистической системы хозяйства;
  • Завершение создания экспериментально-математического естествознания;
  • Ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций;
  • Синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;
  • Изменение статуса Бога, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;
  • Оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности;
  • Изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.

 

Особое место в разработке научных и философских проблем принадлежит Исааку Ньютону, открытия которого произвели подлинную революцию. Его трудами был заложен фундамент механической картины мира и механистического мировоззрения. Содержание научного метода Ньютона составили принципы, устанавливаемые на основе опыта путем индукции. Цель этого опыта – противопоставление достоверного естествонаучного знания домыслам натурфилософского характера.

Проблема метода заняла особое место и в философии. С первых шагов влияние новой науки поляризует философские воззрения. Появляются два направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).

 

***************************************************************************

№8

Эмпиризм и рационализм

Эмпиризм

Ф. Бэкон выдвинул индуктивный метод – метод восхождения отединичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Б.кону, ученый, изучая конкретные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Философ подверг резкой критике источники человеческих заблуждений.

 

Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Б.кон не отвергал значения познавательных особенностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать их из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.

 

Рационализм

Декарт понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и, тем не менее, в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспорить. Сомнение есть один из актов мышления. Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – следовательно, существую).

Согласно Декарту, в разуме человека заложено также убеждение об объективном существовании мира, ибо в нашем мышлении присутствует идея Бога. По Декарту, Бог создал человека и вложил в человеческий ум понятие о Себе. Врожденностью идей Декарт объяснял также ясность интеллектуальной интуиции человека.

 

***************************************************************************

№9

Спиноза и Лейбниц

Баруха Спиноза (1632-1677)

Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называемой Богом, или Природой, которая выступает как причина самой себя. Философ придерживается точки зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. Субстанция Спинозы обладает бесчисленным множеством атрибутов, но из этого множества человеку открыты только два: мышление и протяженность, которые предстают перед человеком как множество единичных вещей (модусов).

 

Отношения души и тела Спиноза интерпретирует с позиции философского монизма. Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Единство того и другого открывается лишь при условии ясного знания того, что называется интеллектуальной интуицией.

 

Спиноза считал, что мудрость должна преодолевать рабство человеческих страстей и находить подлинную свободу в ясном и спокойном миросозерцании. Человек Спинозы думает не о смерти, а о жизни, как и надлежит думать свободному и мудрому существу.

 

Готфрид Лейбниц (1646-1716)

 

Лейбниц создал принципиально новую систему рационализма, он отверг также пантеизм Спинозы, растворявшего в Боге все сущее. Ядром философии Лейбница выступает понятие монады, представляемой простой и неделимой духовной сущностью. Бытие монад есть внутренняя деятельность представления.

 

Применительно к декартовой проблеме отношения души и тела монадология Лейбница предстает как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их согласованность. Познание – это процесс постепенного осознания того, что имеется в бессознательном. Врожденные идеи рассматриваются как возможность, к которой человек может идти, как к бессознательному в себе.

 

***************************************************************************

№10

Эпоха Просвещения

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! - таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния.

Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность.

Теория общественного договора развивала идеи Гоббса и Локка, в соответствии с которыми государство - результат необходимости защищать свободу и собственность.

Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства.

 

***************************************************************************

№11

Джон Локк и материализм

Джон Локк (1632-1704) разработал материалистическую гносеологию. Идеи и понятия, согласно Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна «чистой доске».

Все идеи и представления человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Под внешним опытом философ понимал воздействие на человека предметов объективного мира, которые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся первой и основной ступенью познания. Органы чувств доставляют простые идеи, которые не разлагаются, например: идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т.д.

Мыслитель разработал свое учение о первичных и вторичных качествах. Однако выделение первичных и вторичных качеств свидетельствует об осознании Локком недостаточности эмпиризма.

Социально-политический процесс Локк рассматривал как развитие человечества от естественного состояния до гражданского общества. Локк полагал, что:

  1. для естественного состояния общества характерны равенство людей;
  2. государство – результат необходимости защищать свободу и собственность;
  3. разделение властей – основной принцип конституционного правления;
  4. народ имеет право на свержение правительства.

 

Материализм

Одной из исторических форм философии Просвещения во Франции является материализм (Ламетри, Гольбаха, Дидро). В центр своего внимания философы-материалисты ставили человека, его интересы и стремления, который рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реальными физическими отношениями. Материалисты-просветители боролись за коренное изменение общественных отношений.

 

Единственным источником знаний человека о внешнем мире французские материалисты считали ощущения. Подчеркивая их роль в познавательном процессе, они не понимали еще всей значимости мышления как высшей ступени познания. Умственные операции сводились ими лишь к способности мозга сопоставлять ощущения, комбинировать и группировать их.

 

Титаническим делом французских материалистов стало создание знаменитой «Энциклопедии». Решительно выступая против засилия клерикализма, французские мыслители призывали к познанию вечной, бессмертной природы, без знания законов которой человек не может быть счастливым.

 

***************************************************************************

№12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.016 с.)