Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы. Действительность – это совокупность всех состояний прошлого, настоящего и будущего. В действительности всегда имеют место процессы возникновения, становления, существования, исчезновения. Важно понимать, что вещи, события, процессы бывают разного рода и существуют они вне и независимо от нашего сознания. Такого рода действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, мы называем объективной реальностью. Существует реальность, или действительность другого рода. Она соответствует особому состоянию нашего сознания, она существует в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности. Субъективная реальность – это продукт деятельности человека. Создаваемая человеком субъективная реальность определенным образом связана с реальностью объективной, как и сам человек связан с окружающим миром. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, научных знаниях и художественных замыслах и т.д. Основные формы бытия: ü материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; ü идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; ü человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; ü социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Из рассмотрения понятия «бытие» возникает вполне сознательное стремление человека постичь глубинный смысл и найти нечто прочное, устойчивое, закономерное. 2. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Понимание материи всегда было связано с поиском носителя всех свойств явлений и предметов, существующих в реальности. В результате возникла проблема субстанции. Субстанция (от лат. substantia – то, что лежит в основе) обозначает сущность, нечто, лежащее в основе, объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства (внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует). Если определенная философская концепция исходит из одной субстанции, то это – монистическая философия, но само понимание может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами – материальным и идеальным (например, учение Р. Декарта). Если признается много начал – плюрализм. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа); как конкретная индивидуальность (Бог), как существенное свойство; как то, что способно к самостоятельному существованию; как основание и центр изменения предмета; как логический субъект и т.д. Это был путь формирования научного понимания категории материи. В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось свое понимание категории «материя». Понятно, что проблема материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались, прежде всего, философами-материалистами от древних до современных. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Методологическое и мировоззренческое значение категории «материя» обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Эта категория позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытия. Ими являются движение, пространство и время – атрибуты материи 3. Движение представляет необходимое, существенное, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Свойства движения: ü возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы); ü всеобъемлюще (движется все); ü постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). Основные типы движения: По направленности процесса изменений - Прогресс Регресс Одноплоскостное движение Циклическое движение
По скорости и качеству процесса изменений - Эволюция-инволюция Революция Качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств; ü Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. ü Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»). Количественное – перенос материи и энергии в пространстве. Соответственно иерархии форм материи существует качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое – перемещение тел в пространстве, физическое – движение молекул, химическое – движение атомов, биологическое – органическая жизнь, социальное – развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека, история общества.
Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на три основные группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе и в обществе. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химических форм движения, живую – биологическая, а общество – социальная форма движения. Познание движения неминуемо приводит к познанию пространственно-временных характеристик и отношений. 4. Признавая объективность материи, диалектический материализм признает объективную реальность пространства и времени. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития. Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность. Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику. А в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время – одномерно, однонаправлено, течет от прошлого к настоящему и от него к будущему. Если пространство выражает протяженность, форму расположения тел, то время – длительность их существования. Наконец, пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо. Пространство и время есть единство бесконечного и конечного. При этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении. Расположенность материи во времени и пространстве - подходы к проблемы: Субстанциональный (Демокрит, Эпикур): сторонники подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Реляционный (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель): время и пространство – отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Теория относительности Альберта Эйнштейна (середина XX в.). Согласно данной теории пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Теория подтвердила правильность реляционной теории, то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи, перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. Ключевые понятия: онтология, бытие, небытие, материя, субстанция, реальность, движение, пространство, время, атрибут, самоорганизация материи, синергетика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.37.129 (0.009 с.) |