Бытие как философская категория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бытие как философская категория.



Бытие как философская категория.

Эволюция взглядов на бытие:

1. Античность. Парменид доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.

2. Средневековье: Одно-единственное подлинное бытие – Бог.

3. Возрождение. В основе бытия – человек. В бытии выделяется субстанция как нечто неизменноее в противоположность «тленному» миру; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе. В соответствии с общей направленностью той или другой философской концепции вычленяются либо одна субстанция (монизм), либо две (дуализм), либо множество субстанций (плюрализм). Так, Р. Декарт кроме абсолютной субстанции Бога выделяет две сотворенные субстанции: телесную и духовную. Б. Спиноза ограничивается одной, которую можно назвать или Богом, или Природой.

4. Классический марксизм связывает с проблемой бытия исторического человека, деятельность которого создает представление о действительности, в соответствии с уровнем развития производительных сил в ту или иную эпоху. Понятие бытие тесно связано с понятием «общественное бытие», само бытие выступает как реальный процесс жизнедеятельности людей, опосредованных обществом и формами общения.

10. Особенности сенсуализма философии Дж.Локка и Дж.Беркли.

Сенсуализм – форма эмпиризма, согласно которой знание человек получает из чувственного опыта.

Джон Локк подверг критике теорию врожденных идей Декарта. По убеждению Локка, сознание новорожденного – это «чистая доска», которая наполняется содержанием в первую очередь благодаря ощущениям. Различал два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний раскрывает внутреннее состояние, и деятельность человеческой души. Внешний дает знания об объективном мире. Ум способен лишь к комбинированию идей и ощущений, но неспособен ни создать, ни уничтожить новые ощущения. Поэтому источником новых идей может быть только опыт. Развил теорию о первичных и вторичных качествах. Первичные качества (протяженность и фигура) существуют в самих вещах и воспринимаются органами чувств человека, вторичные (цвет, запах, вкус и т.п.) существуют только в познающем субъекте. На чувственном уровне возникают простые идеи. В результате их соединения и обобщения на уровне мышления возникают сложные идеи. Таким образом, все формы познания Д. Локк сводит, в конечном счете, к ощущениям.

Джордж Беркли – критик сенсуализма Локка (а именно учения о первичных и вторичных качествах). Он считает ошибочным, что первичные качества – объективны, а вторичные – субъективны. Согласно Беркли, все качества вторичны. Полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения (идеи) как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал сенсуализм идеалистически. Согласно Беркли, все, что нам кажется вещами, в действительности оказывается комплексами наших ощущений или комплексами идей нашего разума, для Беркли существовать – это быть воспринимаемым. Пример: Я обоняю запах, Я чувствую вкус, Я воспринимаю вес. В этих характеристиках «яблока» всюду присутствует «Я», без которого нет и самих ощущений. Он утверждает, что сумму наших ощущений мы называем словом «яблоко». Такая крайняя форма философского идеализма называется солипсизмом, когда объективное существование вещей отрицается, – они превращаются в комплексы наших ощущений, т.е. индивид ограничивает своими рамками любой познавательный процесс. Присутствие вещей в мире произошло только потому, что до своего проявления они были «идеями» в уме Бога.

11. Формы и методы теоретического познания.

Теоретическое познание относится к рациональному познанию [ПW3] и является одним из уровней научного познания.

Формы: научная проблема, научная гипотеза, научная теория, картина мира, общенаучные основания познания, философия основания научного познания.

Методы:

· Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, не осуществимых в действительности. Пример – абсолютно твердое тело в физике.

· Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Рассуждения об объекте переносятся в область оперирования формулами.

· Систематизация – рассмотрение объектов как системы.

· Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели.

· Синергетика – направление и программа исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в различных системах.

Основной вопрос философии и его значение.

Основной вопрос философии – что является первичным – материя или сознание?О. в. ф. имеет огромное значение в методологии познания. От характера его решения в конечном счете зависит рассмотрение не только всех без исключения проблем самой философии, но и мировоззренческих проблем любой конкретной науки, а также практических вопросов политики, проблем морали, искусства и т.д. К тому или иному решению О. в. ф. в области социологии восходят все проблемы, связанные с истолкованием истории человечества и ее движущих сил, соотношения определяющих и определяемых структурных элементов общества

О. в. ф. служит методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии. Иными словами, филос. предпосылки той или иной научной теории, прежде всего решение О. в. ф., на котором основывается эта теория, определяют место этой теории в общей линии борьбы противоположных мировоззрений, пронизывающих историю не только науки, но и всей духовной жизни общества. Для решения о.в.ф. философы разделились на идеалистов (первично сознание) и материалистов (первична материя).

28. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его разновидности.

Одним из центральных вопросов гносеологии всегда оставалась проблема познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. Познаваем ли мир, и если да, то как? В зависимости от того или иного решения этого вопроса в философии выделялись: гносеологический оптимизм и агностицизм. Последователи гносеологического оптимизма (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. Агностицизм – отрицание возможности адекватного познания мира. (Д.Юм, И.Кант) Разновидности:

· Скептицизм – ранняя форма агностицизма, основатель – Пиррон. В Новое время представителем был Юм. Человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания является теоретически незаконным. Восприятия отгораживают человека от внешнего мира. Конечно, внешний мир существует, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания.

· Кантианство - [ПW13] Кант отрывает мир познания от мира реальных вещей, не видит в ощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природа вещей принципиально недоступна нашему познанию, поэтому он вводит понятие «вещей в себе» (т.е. сущность предметов, которую невозможно постичь). О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.

Этическое учение Канта.

И. Кант построил свою этику на результатах критики теоретического разума. Ее предпосылка: личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач.

О свободе: Кант придерживался детерминистических взглядов. Несмотря на полную подчиненность человека законам природы, можно, по мнению философа, утверждать, что человек свободен. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга.

О морали и нравственности. Главное для Канта – поведение человека, его поступки. Знание имеет ценность только в том случае, если оно помогает человеку стать человечнее, обрести твердую нравственную почву, реализовать идею добра. Этика Канта носит нормативный характер. Канту удается избавиться от представления о стремлении к счастью как основания нравственности.

Высший принцип нравственного поведения философ называет категорическим императивом:

· воля должна установить сама себе закон, обязательный для каждого существа

· надо поступать так, чтобы поступки могли стать всеобщими нормами

· Человек должен рассматриваться как цель и не должен использоваться только как средство для чего бы то ни было. (высший принцип гуманизма).

· все члены общества должны действовать так, чтобы при этом не ущемлялось достоинство ни одного из них как разумного существа.

В категорическом императиве Кант усматривает универсальное правило для оценки человеческих действий. Подчиненность поступков человека категорическому императиву в противоположность действиям, совершаемым из стремлений и склонностей, есть долг. Категория долга – ключевая в кантовской этике, выражающая фундаментальное отличие его теории морали от предшествующих нравственных систем.

О добре и зле: Кант настаивает на том, что необходимо отличать приятное от доброго и неприятное от злого. Кант соглашается именовать добром и злом только моральные добро и зло. Воля либо действует в соответствии с моральным законом (добро), либо в основе её деятельности лежит принцип себялюбия и личного счастья(зло).

О религии: Кант считал, что философия бессильна в том случае, когда берется доказать недоказуемое. Нравственности не нужна религия. Кант признавал необходимость нерелигиозной веры. Веру Кант подчинил моральному закону. Кант в соответствии с учением о категорическом императиве на первое место ставит человека как высшую и конечную цель любой деятельности.

30. Противоположность диалектического и метафизического методов мышления.

Противоположность диалектического и метафизического методов мышления прослеживается по трем основным направлениям.

1. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой.

2. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту.

3. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика – во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми.

31. Специфика и своеобразие древнекитайской философии. Роль конфуцианской этики для развития современного Китая.

Подчиненность политической и моральной практике. Вопросы этики, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" были в ней доминирующими. Цепочка "Знание - действие - нравственность" была одной из главных линий философствования.

Оторванность философских исканий от конкретных научных знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных. Противостояние философии и естествознания лишала древнекитайскую культуру возможности выработать цельное и всестороннее мировоззрение. Это обернулось недостаточной развитостью натурфилософских идей.

Своеобразной материалистической конкретизацией рассматриваемой картины мира было учение о "пяти первостихиях ". В "Книге истории" говорится: «Первое начало - вода, 2 - огонь, 3 – дерево, 4 - металл и 5 – земля. Постоянная природа воды - быть мокрой и течь вниз; огня - гореть и подниматься вверх; дерева - поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла - подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай».

Обращенность философии к прошлому. Все выдвинутые проекты идеального общества были в действительности идеализацией глубокой древности. Ярким выражением этого был культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков.

Тесная связь с мифологией. Отличительной особенностью мифов был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших в них богов и духов. Важным элементом мифологии была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит от предопределения или воли неба. Ссылки на мифы рассматривались в философии как самые авторитетные аргументы.

Религия проходила тест на философское обоснование, чтобы быть принятой обществом. Даже более того, сама философия могла превращаться в религию. Вот конфуцианство. Это и философия, и, как канонизированное учение, - религия.

Слабая разработка вопросов логики, сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развития логико-философской терминологии был иероглифический характер китайской письменности.

Роль конфуцианской этики: Конфуцианская этика существовала и определяла развитие Китая с древних времен и до нашего времени, является основой развития страны. Система подчинения, государство – вот что главное, центральная роль отводится семье. Конфуцианская этика помогла соединить буржуазные права собственности с феодальной общиной.

Содержание и сущность марксистской теории классового общества, его историческая судьба.

Сущность теории:

· существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства;

· классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;

· эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Марксизм связал существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной

структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития. Маркс открыл двойственный характер труда (исполнительский и организаторский труд).

Основные классы по Марксу:

Первобытно-общинная формация: Общество без классов

Рабовладельческая формация: Рабовладельцы и рабы

Феодальная Формация: Феодалы и зависимые крестьяне

Капиталистическая формация: Буржуазия и пролетариат

Коммунистическая формация: а) социализм: рабочий класс и крестьянство

б) коммунизм: общество без классов.

Историческая судьба: (я думаю, что надо рассмотреть процесс смены формаций). Рабовладельческое общество приходит на смену первобытно-общинному строю в результате увеличения производительности труда, появления прибавочного продукта и частной собственности на средства производства. В результате этого возникает имущественное неравенство внутри общины. Отдельные семьи богатеют, другие беднеют и находятся в экономической зависимости от первых. Следующий шаг развития производительных сил обусловил более эффективный способ производства, как постепенное освобождение людей обрабатывающих землю. Феодальные отношения были новым способом производства, отрицавшим рабовладение. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Постоянное развитие и совершенствование феодального способа производства, накопленные знания о природе и окружающем мире обусловили дальнейшее освобождение производительных сил и совершили качественный скачек в промышленное производство — в капитализм. На данном этапе имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Коммунизм – последняя формация в классовой теории. Этой формации еще не было в истории развитии человечества. По Марксу, переход к коммунизму будет осуществляться путем ликвидации буржуазной частной собственности и вместе с тем — всякой частной собственности, поскольку буржуазная частная собственность представляет собой исторически последнюю и наиболее развитую форму выражения частной собственности вообще. (Этот вопрос перекликается с вопросом 1)

42. Содержание и сущность марксистской теории классового общества, его историческая судьба. Смотри №40.

Содержание и сущность антропологической революции в античной философии.

Антропологическая революция в античной философии связана с именем Сократа. Сократ обращается к миру человеческой жизни. Для него проблемы практического политического и нравственного поведения – это проблемы добродетели, морали, устремления к истине и соблюдению гражданских прав и законов, понятых не как юридические нормы, а как повседневное и обыденное лицо судьбы.

Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель, и судьба, Сократ главной своей задачей полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении – существо разумное. И его философия может быть определена как этический и антропологический рационализм. На фоне интереса к человеческой жизни все остальные предметы мысли меркнут в своём значении. Излишним и принципиально несовершенным является изучение природы, способное породить недопустимый скептицизм. «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, – говорил Сократ, – не то, что люди в городе». Сократ первым обратился не просто к человеку, а к его сущности, и связал эту сущность с душой. Сущность человека – его душа, но только с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличается от всего остального в человеке, а его отличает от любого другого существа. Душа – это собственно жизнь, это сознание, это совесть.

Главная задача человеческой жизни – забота о душе и её совершенствовании. Это есть справедливость как нравственная польза каждого человека.

Бытие как философская категория.

Эволюция взглядов на бытие:

1. Античность. Парменид доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.

2. Средневековье: Одно-единственное подлинное бытие – Бог.

3. Возрождение. В основе бытия – человек. В бытии выделяется субстанция как нечто неизменноее в противоположность «тленному» миру; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе. В соответствии с общей направленностью той или другой философской концепции вычленяются либо одна субстанция (монизм), либо две (дуализм), либо множество субстанций (плюрализм). Так, Р. Декарт кроме абсолютной субстанции Бога выделяет две сотворенные субстанции: телесную и духовную. Б. Спиноза ограничивается одной, которую можно назвать или Богом, или Природой.

4. Классический марксизм связывает с проблемой бытия исторического человека, деятельность которого создает представление о действительности, в соответствии с уровнем развития производительных сил в ту или иную эпоху. Понятие бытие тесно связано с понятием «общественное бытие», само бытие выступает как реальный процесс жизнедеятельности людей, опосредованных обществом и формами общения.

10. Особенности сенсуализма философии Дж.Локка и Дж.Беркли.

Сенсуализм – форма эмпиризма, согласно которой знание человек получает из чувственного опыта.

Джон Локк подверг критике теорию врожденных идей Декарта. По убеждению Локка, сознание новорожденного – это «чистая доска», которая наполняется содержанием в первую очередь благодаря ощущениям. Различал два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний раскрывает внутреннее состояние, и деятельность человеческой души. Внешний дает знания об объективном мире. Ум способен лишь к комбинированию идей и ощущений, но неспособен ни создать, ни уничтожить новые ощущения. Поэтому источником новых идей может быть только опыт. Развил теорию о первичных и вторичных качествах. Первичные качества (протяженность и фигура) существуют в самих вещах и воспринимаются органами чувств человека, вторичные (цвет, запах, вкус и т.п.) существуют только в познающем субъекте. На чувственном уровне возникают простые идеи. В результате их соединения и обобщения на уровне мышления возникают сложные идеи. Таким образом, все формы познания Д. Локк сводит, в конечном счете, к ощущениям.

Джордж Беркли – критик сенсуализма Локка (а именно учения о первичных и вторичных качествах). Он считает ошибочным, что первичные качества – объективны, а вторичные – субъективны. Согласно Беркли, все качества вторичны. Полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения (идеи) как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал сенсуализм идеалистически. Согласно Беркли, все, что нам кажется вещами, в действительности оказывается комплексами наших ощущений или комплексами идей нашего разума, для Беркли существовать – это быть воспринимаемым. Пример: Я обоняю запах, Я чувствую вкус, Я воспринимаю вес. В этих характеристиках «яблока» всюду присутствует «Я», без которого нет и самих ощущений. Он утверждает, что сумму наших ощущений мы называем словом «яблоко». Такая крайняя форма философского идеализма называется солипсизмом, когда объективное существование вещей отрицается, – они превращаются в комплексы наших ощущений, т.е. индивид ограничивает своими рамками любой познавательный процесс. Присутствие вещей в мире произошло только потому, что до своего проявления они были «идеями» в уме Бога.

11. Формы и методы теоретического познания.

Теоретическое познание относится к рациональному познанию [ПW3] и является одним из уровней научного познания.

Формы: научная проблема, научная гипотеза, научная теория, картина мира, общенаучные основания познания, философия основания научного познания.

Методы:

· Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, не осуществимых в действительности. Пример – абсолютно твердое тело в физике.

· Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Рассуждения об объекте переносятся в область оперирования формулами.

· Систематизация – рассмотрение объектов как системы.

· Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели.

· Синергетика – направление и программа исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в различных системах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.140.151 (0.04 с.)