Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной вопрос философии и его значение.

Поиск

Основной вопрос философии – что является первичным – материя или сознание?О. в. ф. имеет огромное значение в методологии познания. От характера его решения в конечном счете зависит рассмотрение не только всех без исключения проблем самой философии, но и мировоззренческих проблем любой конкретной науки, а также практических вопросов политики, проблем морали, искусства и т.д. К тому или иному решению О. в. ф. в области социологии восходят все проблемы, связанные с истолкованием истории человечества и ее движущих сил, соотношения определяющих и определяемых структурных элементов общества

О. в. ф. служит методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии. Иными словами, филос. предпосылки той или иной научной теории, прежде всего решение О. в. ф., на котором основывается эта теория, определяют место этой теории в общей линии борьбы противоположных мировоззрений, пронизывающих историю не только науки, но и всей духовной жизни общества. Для решения о.в.ф. философы разделились на идеалистов (первично сознание) и материалистов (первична материя).

28. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его разновидности.

Одним из центральных вопросов гносеологии всегда оставалась проблема познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. Познаваем ли мир, и если да, то как? В зависимости от того или иного решения этого вопроса в философии выделялись: гносеологический оптимизм и агностицизм. Последователи гносеологического оптимизма (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. Агностицизм – отрицание возможности адекватного познания мира. (Д.Юм, И.Кант) Разновидности:

· Скептицизм – ранняя форма агностицизма, основатель – Пиррон. В Новое время представителем был Юм. Человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания является теоретически незаконным. Восприятия отгораживают человека от внешнего мира. Конечно, внешний мир существует, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания.

· Кантианство - [ПW13] Кант отрывает мир познания от мира реальных вещей, не видит в ощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природа вещей принципиально недоступна нашему познанию, поэтому он вводит понятие «вещей в себе» (т.е. сущность предметов, которую невозможно постичь). О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.

Этическое учение Канта.

И. Кант построил свою этику на результатах критики теоретического разума. Ее предпосылка: личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач.

О свободе: Кант придерживался детерминистических взглядов. Несмотря на полную подчиненность человека законам природы, можно, по мнению философа, утверждать, что человек свободен. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга.

О морали и нравственности. Главное для Канта – поведение человека, его поступки. Знание имеет ценность только в том случае, если оно помогает человеку стать человечнее, обрести твердую нравственную почву, реализовать идею добра. Этика Канта носит нормативный характер. Канту удается избавиться от представления о стремлении к счастью как основания нравственности.

Высший принцип нравственного поведения философ называет категорическим императивом:

· воля должна установить сама себе закон, обязательный для каждого существа

· надо поступать так, чтобы поступки могли стать всеобщими нормами

· Человек должен рассматриваться как цель и не должен использоваться только как средство для чего бы то ни было. (высший принцип гуманизма).

· все члены общества должны действовать так, чтобы при этом не ущемлялось достоинство ни одного из них как разумного существа.

В категорическом императиве Кант усматривает универсальное правило для оценки человеческих действий. Подчиненность поступков человека категорическому императиву в противоположность действиям, совершаемым из стремлений и склонностей, есть долг. Категория долга – ключевая в кантовской этике, выражающая фундаментальное отличие его теории морали от предшествующих нравственных систем.

О добре и зле: Кант настаивает на том, что необходимо отличать приятное от доброго и неприятное от злого. Кант соглашается именовать добром и злом только моральные добро и зло. Воля либо действует в соответствии с моральным законом (добро), либо в основе её деятельности лежит принцип себялюбия и личного счастья(зло).

О религии: Кант считал, что философия бессильна в том случае, когда берется доказать недоказуемое. Нравственности не нужна религия. Кант признавал необходимость нерелигиозной веры. Веру Кант подчинил моральному закону. Кант в соответствии с учением о категорическом императиве на первое место ставит человека как высшую и конечную цель любой деятельности.

30. Противоположность диалектического и метафизического методов мышления.

Противоположность диалектического и метафизического методов мышления прослеживается по трем основным направлениям.

1. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой.

2. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту.

3. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика – во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми.

31. Специфика и своеобразие древнекитайской философии. Роль конфуцианской этики для развития современного Китая.

Подчиненность политической и моральной практике. Вопросы этики, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" были в ней доминирующими. Цепочка "Знание - действие - нравственность" была одной из главных линий философствования.

Оторванность философских исканий от конкретных научных знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных. Противостояние философии и естествознания лишала древнекитайскую культуру возможности выработать цельное и всестороннее мировоззрение. Это обернулось недостаточной развитостью натурфилософских идей.

Своеобразной материалистической конкретизацией рассматриваемой картины мира было учение о "пяти первостихиях ". В "Книге истории" говорится: «Первое начало - вода, 2 - огонь, 3 – дерево, 4 - металл и 5 – земля. Постоянная природа воды - быть мокрой и течь вниз; огня - гореть и подниматься вверх; дерева - поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла - подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай».

Обращенность философии к прошлому. Все выдвинутые проекты идеального общества были в действительности идеализацией глубокой древности. Ярким выражением этого был культ предков, состоявший в признании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков.

Тесная связь с мифологией. Отличительной особенностью мифов был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших в них богов и духов. Важным элементом мифологии была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит от предопределения или воли неба. Ссылки на мифы рассматривались в философии как самые авторитетные аргументы.

Религия проходила тест на философское обоснование, чтобы быть принятой обществом. Даже более того, сама философия могла превращаться в религию. Вот конфуцианство. Это и философия, и, как канонизированное учение, - религия.

Слабая разработка вопросов логики, сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развития логико-философской терминологии был иероглифический характер китайской письменности.

Роль конфуцианской этики: Конфуцианская этика существовала и определяла развитие Китая с древних времен и до нашего времени, является основой развития страны. Система подчинения, государство – вот что главное, центральная роль отводится семье. Конфуцианская этика помогла соединить буржуазные права собственности с феодальной общиной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.011 с.)