Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и общество, диалектика взаимосвязи, противоречия, пути их преодоления.

Поиск

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания.

Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни - здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов.

Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу.

Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.

Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.

Люди должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с объективными требованиями этих законов, а не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения.

39.Специфика и своеобразие древнеиндийской философии.

1) Все философские произведения - смесь философских и религиозных рассуждений.

2) Основная задача всех древнеиндийских школ сводилась к тому, чтобы помочь человеку бороться, избегать страданий, которые его окружают в жизни каждый день, поэтому многие школы выработали определённые психофизические методики медитации.

3) Философия и культура Древней Индии направлены на внутренний мир человека, его бытие в окружающей среде, переживания, мировосприятие, мировоззрение.

4) Все древнеиндийские книги (в т.ч. философские) излагались простым, доходчивым языком, чтобы основные идеи смогли понять не только образованные люди, но и неграмотные крестьяне, т.к. философия была направлена на её применение в практической жизни Древней Индии.

5) Весь мир представлялся жителям Древней Индии как арена для нравственных деяний, поэтому каждый человек должен был одеть на себя высокоморальную одежду, т.е. стараться совершать только хорошие поступки, т.е. быть актёром с целью приобретения положительной кармы.

Элейская школа и проблема формирования философского учения о бытии

Элейская школа – школа древнегреческой философии. Учение основано на 2 принципах: бытие едино, изменения иллюзорны. Основатель – Ксенофан, яркие представители – Парменид, Зенон, Мелисс. Ксенофан: пантеистическое учение о единстве вечности всего бытия, отождествление Единого с Богом. Парменид развил это учение: впервые противопоставил мышление мнению; суть теории: истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Иными словами, мышление указывает, что бытие едино и неизменно, вопреки порожденной ощущениями иллюзии множественности и изменчивости. Учение Парменида было обосновано Зеноном, который выступал против абсурдности житейских представлений о множественности в вещах, а именно о становлении и движении. (Для обоснования теории надо привести апории Зенона: Дихотомия (половина пути, половина половины и т.д), Ахилл (никогда не догонит черепаху), Стрела (любая вещь либо движется, либо стоит на месте, однако ничто не может пребывать в движении, занимая пространство, которое равно ему по протяженности)). Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления.

Содержание и сущность марксистской теории классового общества, его историческая судьба.

Сущность теории:

· существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства;

· классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;

· эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Марксизм связал существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной

структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития. Маркс открыл двойственный характер труда (исполнительский и организаторский труд).

Основные классы по Марксу:

Первобытно-общинная формация: Общество без классов

Рабовладельческая формация: Рабовладельцы и рабы

Феодальная Формация: Феодалы и зависимые крестьяне

Капиталистическая формация: Буржуазия и пролетариат

Коммунистическая формация: а) социализм: рабочий класс и крестьянство

б) коммунизм: общество без классов.

Историческая судьба: (я думаю, что надо рассмотреть процесс смены формаций). Рабовладельческое общество приходит на смену первобытно-общинному строю в результате увеличения производительности труда, появления прибавочного продукта и частной собственности на средства производства. В результате этого возникает имущественное неравенство внутри общины. Отдельные семьи богатеют, другие беднеют и находятся в экономической зависимости от первых. Следующий шаг развития производительных сил обусловил более эффективный способ производства, как постепенное освобождение людей обрабатывающих землю. Феодальные отношения были новым способом производства, отрицавшим рабовладение. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Постоянное развитие и совершенствование феодального способа производства, накопленные знания о природе и окружающем мире обусловили дальнейшее освобождение производительных сил и совершили качественный скачек в промышленное производство — в капитализм. На данном этапе имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Коммунизм – последняя формация в классовой теории. Этой формации еще не было в истории развитии человечества. По Марксу, переход к коммунизму будет осуществляться путем ликвидации буржуазной частной собственности и вместе с тем — всякой частной собственности, поскольку буржуазная частная собственность представляет собой исторически последнюю и наиболее развитую форму выражения частной собственности вообще. (Этот вопрос перекликается с вопросом 1)

42. Содержание и сущность марксистской теории классового общества, его историческая судьба. Смотри №40.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.69 (0.008 с.)