Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия)



Критическая философия сформировалась во второй период после опубликования трех “Критик” - “Критики чистого разума”, “Критики практического разума”, “Критики способности суждения”. К. поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

Предмет - специфика познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. Задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Одна из основных проблем “Критики чистого разума” - как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется в три частные проблемы: как возможна математика, как возможна физика, как возможна философия. К. считает, что достоверное знание - объективное знание. Объективность отождествляется с всеобщностью и необходимостью. Объективность знания обуславливается надиндивидуальными качествами субъекта.

Пространство - врожденная доопытная форма внутреннего чувства. Время - врожденная форма внутреннего чувства. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства и времени. Рассудок - мышление, оперирующее понятиями и категориями. Формы рассудка - понятия и категории, конструируют предмет. Рассудок упорядочивает восприятия человека. Обуславливает объективность знания. Но все связано с особенностями субъекта.

Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека “Вещи в себе”. Человек не может сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Разум - высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями. Идеи - представление о цели, к которой стремиться человек. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремиться к знанию и выходит за пределы опыта, но впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях.

Антиномии разума - противоречивые, взаимоисключающие противоречия[ПW4].

Мир вещей сам по себе закрыт для теоретического разума. Но человек - житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира природы) и умопостигаемого (мира свободы). Свобода - независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует практический разум. Его значение руководить поступками человека. Движущая сила этого разума мышление, а не воля. Законы практического разума - нравственные законы.

13. Особенности и основные идеи экзистенциальной [ПW5] философии.

Экзистенциализм – направление, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. Наиболее яркие представители: Ясперс и Хайдеггер, Камю, Сартр. В русской философии – Бердяев.

Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. – изолированный индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека.

Э - это фил, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в котором сущ-е раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В конечном счете, это страх перед смертью.

Черты экзистенциализма:

1. Антропоцентризм – вся философия сосредоточена на человеке;

2. Принцип психологизации философских понятий

3. Принцип асоциальности – против положительных оценок влияния общетсва на человека

Сартр. Все вещи, кроме человека есть ”бытие в себе”, а человеческое сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превращено в ничто, то для человеческого сущ-я не может найтись такого бытия, из которого оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит, бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх.

Ясперс. Человеческое существование раскрывается лишь в “пограничных ситуациях” - страдание, борьба, смерть.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, человек и есть свобода. Свобода - внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости.

Характерная черта человеческого существования. Человек не сам выбирает условия своего существования, он подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Помимо чел сущ-я существует потусторонняя реальность (способ сущ-я человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его). Внешний мир представляет среду, окружающий человеческое сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время - способы человеческого сущ-я. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем, он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

14. Сравнительный анализ социально-философских взглядов Т.Гоббса и Дж.Локка.

Гоббс считал, что все люди равны от природы. Но человек не только хочет сохранить собственную свободу, но и приобрести свободу над другими. Поэтому возникает война всех против всех. И во избежание этого, люди объединялись в общины с подчинением центральной власти. Гоббс особо выделял монархию. Суверен имел неограниченную власть, когда граждане признавали его власть, они теряли все права, кроме тех, которые правительство считало целесообразным им предоставить. Допускается, что суверен может быть деспотичен, но уж лучше деспотизм, чем анархия. Если суверен будет не прав, тогда меньшинство подчинится большинству (возможность революций). Главой церкви в государстве по Гоббсу должен тоже являться монарх.

Локк рассматривает естественное состояние как мирное сожительство по библейским заповедям. Основное место в философии Локка отводится собственности, рассматриваемой в качестве главной причины установления гражданской власти. Государство может установить смертную казнь, но не изъятие собственности. Также он видит необходимость в разделении власти на исполнительную, законодательную и судебную. Необходимо разграничить судебную и исполнительную власть, чтобы предотвратить злоупотребление властью. Если исполнительная власть (король) не подчиняется законодательной (парламент), то выход можно достичь только применением силы. Локк признавал свободу вероисповедания.

Схожее у них: установить власть можно только при помощи насилия или на основе согласия граждан. С одной стороны, согласие признания государства - гарант свободы, т.к. человек доверяет ему защиту себя и своих прав, с другой стороны, эту свободу он и теряет. А свобода трактуется ими тоже по-разному, у Гоббса это что-то негативное, у Локка скорей наоборот. Гоббс пытается дать рецепт в установлении государства, а Локк пытается стабилизировать и оптимально устроить власть.

15. Проблемы познания, специфика их решения в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Проблемами познания мира и истинности этого познания занимается гносеология. Как соотносится наше знание с миром, способно ли наше сознание давать адекватное отображение действительности? – проблемы познания. Дальше – смотри вопрос 2.

16. Сущность объективного идеализма Платона.

Смотри вопрос №8.

17. Общественно-политические идеалы «открытого общества» К.Поппера.

Идеалом Карла Поппера [ПW6] было достижение открытого общества. «Закрытое» - это общество, организованное по тоталитарному принципу на основе авторитарно установленных и неизменных норм. «Открытое» же основано на мощном критическом потенциале человеческого разума, где стимулируют при содействии демократических институтов интеллектуальную свободу индивидов и социальных групп, направленную на решение социальных проблем и непрерывное реформирование общества. Задачей открытого общества является защита нашей свободы. К. Поппер никогда не отождествлял открытое общество с какой-либо политической или экономической системой. И признавая демократию наилучшей из политических систем, способной защитить открытое общество, он все же старался четко различать эти два понятия - открытое общество и демократия. Говоря о демократии, Поппер вносит следующие уточнения.

1. О демократии нельзя говорить, как о правлении большинства. В самом деле, большинство тех, кто не вышел ростом более шести футов, вполне могут решить, что все налоги лучше возложить на тех немногих, кто уродился выше шести футов. Если правители не признают институтов, гарантирующих меньшинству возможность проводить в жизнь мирные оздоровительные реформы, такой режим определенно квалифицируется как тирания, а не демократия.

2. Демократия, поддерживающая меньшинство, не распространяется на тех, кто подстрекает других к насильственному ниспровержению демократии.

3. Падение демократии означает исчезновение всех прав.

Философ выделил две главные характеристики открытого общества. «Во-первых, в открытом обществе законно свободное обсуждение, и результаты публичных дискуссий оказывают влияние на политику. Во-вторых, в нем есть институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды». Для Поппера важна иерархия ценностей: сначала — свобода, лишь затем — справедливость.

18. Материя и основные формы ее существования.

Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях, но которая существует независимо от них. Основные формы существования материи

· Движение. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует, любой покой относителен.

· Пространство.

· Время.

Энгельс выделил 5 основных форм движения:
1.Уровень элементарных частиц.2.Молекулярная форма.3.Механическая форма.4.Химическая форма. 5.Биологическая форма

Пространство и время являются всеобщими формами бытия всех материальных систем и процессов. Не существует объекта, который находился бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне материи. Свойства пространства:

1. Протяженность – возможность количественного изменения элементов пространства.

2. Трехмерность – все материальные процессы и явления реализуются в пространстве трех измерений, обладают длиной, шириной и высотой.

3. Неразрывная связь со временем

Свойства времени: неразрывная связь с пространством и движением, длительность (сохранение объектов в относительно устойчивой форме), асимметрия (движение только из прошлого в будущее).

19. Особенности философии позитивизма и неопозитивизма.

Позитивизм – наука, дающая позитивное (положительное) знание. Особенности:

· Отрицание философии как знания метафизического[ПW7] (т.е. наука не должна раскрывать причин и явлений и проникать в их сущность) Наука должна лишь описывать явления.

· Обращение к анализу науки с позиции вопроса «как», а не «почему»

· Девиз – наука сама себе философия

· Отрицается всеобщность философского знания позитивистами

· Подключение социологического анализа к анализу науки

· Естественнонаучная ориентация позитивизма, т.е. на опытное знание

Неопозитивизм – третья форма позитивизма. Особенности:

- отрицание научной осмысленности вопросов о существовании объективной реальности и ее отношения к сознанию;

- рассмотрение логики и математики как совокупности дедуктивных построений, опирающихся на произвольные соглашения (конвенции).

Общая черта неопозитивизма — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем.

Задачей философии должен быть анализ языка науки и анализ повседневной человеческой речи.

2 вида языка:

-феноменальный (описывает мир человеческого опыта, явлений, чувств)

-объектный (на нем выражается то, что в опыте непосредственно не дано.язык теоретической науки)

Был разработан принцип "верификации" – требование проверки предложений об опыте. Предложение истинно, если оно подтверждается фактами и если могут быть указаны воображаемые факты, которые, если были бы действительны, это предложение опровергли бы, и наоборот.

20. Специфика научного познания. Проблема демаркации научного и ненаучного знания.

Специфика научного познания: 1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию. 2. Научное познание требует выработки особых языков науки. 3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования. 4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования. 5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.

Неопозитивисты для демаркации научного и ненаучного знания выделили теорию верификации – предложение научно только в том случае, если оно верифицируемо, то есть если оно подтверждается внутренней непротиворечивостью и экспериментальными эмпирическими кластерами. Если высказывание неверифицируемо, то оно ненаучно.

21. Общая характеристика и этапы развития русской философии.

Характерными чертами русской философии являются:

· сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

· специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство;

· целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

· большая роль проблем морали и нравственности;

1) Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв. Возникает в Киевской Руси и связан с крещением Руси в 988 г. Она впитала в себя славянское языческое мировоззрение и западноевропейские традиции. [ПW8] С самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Смысл истории раскрывается через борьбу двух начал – Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла. Первый древнерусский философ – киевский митрополит Илариона – «Слово о Законе и Благодати…» (размышления о судьбе России, о большом значении и предназначении русского народа и русского государства в мире). С XVI в. берет свое начало идея русского религиозного миссианства, особой миссии русского народа – идея «Святой Руси».

2) Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два фактора, под влиянием которых развивается философия этого времени, – процесс европеизации России (реформы Петра Великого), и секуляризации [ПW9] общественной жизни. Огромное значение для развития всей духовной культуры России имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия становится свободной от церкви. Наиболее видные представители философского знания этого периода – М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

Ломоносов создал теорию «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении. В качестве вывода он формулирует закон сохранения материи и движения. Согласно нему, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов назвал монадами[ПW10]. Однако в отличие от Лейбница Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах.

3) Русская философия XIX в. (до 70‑х гг.) Наиболее характерным является возникновение двух течений – западничества (Белинский, Герцен, Грановский) и славянофильства (Хомяков, Аксаков, Киреевский). Славянофилы считали, что Россия должна идти по своему, «уникальному» пути развития. Западники выступали за европеизацию страны, т.е. за развитие общества по буржуазному пути.

4) Русская философия конца XIX – первой половины XX вв. Мыслители этого времени - Федоров, Соловьев, Чичерин. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Возникновение русского космизма[ПW11], который можно подразделить на два направления: мистическое (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П. А. Флоренский) и естественно‑научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.027 с.)