Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противоположность картин мира в философии Декарта и СпинозыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главное различие в философии Декарта и Спинозы заключается в их ответах на вопросы: Существуют ли субстанции? Сколько их? Каковы они? Рене Декарт обосновывал существование двух сотворенных Богом самостоятельно существующих и не взаимодействующих субстанций: мыслящей и протяжённой (телесной). Декарт стремился вывести абсолютную истину. Он сформулировал положение: «Я мыслю - следовательно, существую». Факт мышления есть свидетельство существования мыслящего субъекта, так как невозможно, чтобы тот, кто мыслит, не существовал в тот момент, когда он мыслит. Этот принцип означал, что самосознание и мышление обладают для человека непосредственной данностью и преимущественной достоверностью в сравнении с достоверностью существования внешнего мира (природы и других людей), которые доступны ему в форме, в которой они представлены в его сознании. Однако такой дуализм (признание двух самостоятельных субстанций) породил 2 затруднения. 1. Невозможно строго доказать существование объективной действительности. И даже убедившись в её существовании, нет оснований утверждать, что мы в состоянии истинно её познавать, - ведь эта действительность помимо представлений о ней в нашем сознании нам недоступна.2. Философия Декарта не могла объяснить фактов соответствия психических и физических процессов (мозг захотел поднять руку, и она поднялась). Они невозможны, т.к. субстанции, по определению, не могут взаимодействовать и причинные связи между ними невозможны. Это затруднение получило название «психофизической проблемы» Спиноза утверждал, что есть лишь одна-единственная бесконечная, вечная и неизменная субстанция. Только она одна обладает полнотой бытия в собственном смысле слова, будучи причиной самой себя. Всё, что было, есть и будет в мире, - это всего лишь качества, состояния, проявления единой субстанции, не обладающие самостоятельным существованием помимо неё. Конечные вещи, существующие в пространстве и времени, ограничены, имеют основания и причины вне себя и существуют «в другом», в субстанции, - лишь она одна существует «сама в себе». Спиноза полагал, что он преодолел затруднения Декарта. Исходный пункт его философии - не мыслящий субъект, а объективно существующая субстанция, и потому проблема перехода от мыслей субъекта к внешнему миру отпала. Мышление и протяжённость уже не самостоятельные субстанции, а атрибуты (неотъемлемые существенные качества) одной субстанции, не существующие отдельно от неё. Поэтому соответствия физических и мыслительных (психических) процессов (даже при отсутствии взаимодействия между ними) уже не нуждались в объяснениях, поскольку те и другие составляют сущность единой субстанции и потому «порядок идей» (мыслей) тот же, что и «порядок вещей», Спиноза полагал, что бесконечной субстанции присуще бесконечное число атрибутов, составляющих её сущность, но мы знаем только два: протяженность и мышление. «Субстанция», «природа», «Бог» - эти понятия у Спинозы равнозначные и взаимозаменяемые. 44. Возникновение философии, ее предмет и функции. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан. Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле. Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании. Философия зародилась в очагах цивилизации: Древней Индии; Древнем Китае; Древней Греции; Древнем Риме. Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество. Функции: · Мировоззренческая – понятийное объяснение мира · Методологическая - философия общее учение о методе и совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. · Прогностическая - формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира · Критическая – принцип «подвергай все сомнению» · Аксиологическая – оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей · Гуманитарная – способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов Проблема происхождения и сущности сознания Особенности подхода к проблеме сознания принципиальным образом определяется решением основного вопроса философии и ориентацией в оппозиции «материя – сознание». Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежит идеалистам. Исходя из первичности сознания, они давно обратили внимание на его качественное отличие от различных природных явлений, его роль в деятельности человека, на различные феномены познания и психики. Вместе с тем при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оторваны от реального субстрата и поэтому мистифицированы. Материализм исходит из первичности материи: сознание произошло от материи и к тому же связано только с высшими формами её организации. В рамках этого направления существовали весьма упрощённые и заранее реакционные течения: механистический материализм, вульгарный материализм. Естественно предположение о присущности всей материи определённого свойства, которое способно при соответствующих условиях перерасти в сознание. В этом суть Ленинской гипотезы об отражении. В настоящее время возникла необходимость соотнести понятие отражение и информации. Отражение имеет свои качественные особенности на различных уровнях организации материи. Отражение в неживой природе, в виде механических, физических, химических взаимодействий, будучи пассивным, оно не как не сказывается на бытии объекта. Раздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определённые внешний раздражители. Чувственность, присущая низшим животным, предполагает активность организма, избирательную реакцию на различные факторы (реакция амёбы на свет). Психика, свойственная высшим животным (с нервной системой), включает ощущения, восприятия представления и т.д., а также развитую ориентированную деятельность. Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно появление сознания, обусловлен процессом становления человека. Сознание тесно связано с языком, которому присуща репрезентативная, экспрессивная, когнитивная и коммуникативная функции. Сознание есть отражение внутренней специфики предметно-практического освоения человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы «мир – человек». Сознание определяет, реализует способность человека как духовной личности определять своё отношение к окружающему миру, духовно его осваивать, познавать, прогнозировать и организовывать свою деятельность, мотивировать свои действия и поступки. Содержание и сущность антропологической революции в античной философии. Антропологическая революция в античной философии связана с именем Сократа. Сократ обращается к миру человеческой жизни. Для него проблемы практического политического и нравственного поведения – это проблемы добродетели, морали, устремления к истине и соблюдению гражданских прав и законов, понятых не как юридические нормы, а как повседневное и обыденное лицо судьбы. Воспринимая мир в масштабах таких понятий как благо, добродетель, и судьба, Сократ главной своей задачей полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Для Сократа человек в его социальном и политическом поведении, прежде всего нравственное существо, а в нравственном поведении – существо разумное. И его философия может быть определена как этический и антропологический рационализм. На фоне интереса к человеческой жизни все остальные предметы мысли меркнут в своём значении. Излишним и принципиально несовершенным является изучение природы, способное породить недопустимый скептицизм. «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, – говорил Сократ, – не то, что люди в городе». Сократ первым обратился не просто к человеку, а к его сущности, и связал эту сущность с душой. Сущность человека – его душа, но только с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличается от всего остального в человеке, а его отличает от любого другого существа. Душа – это собственно жизнь, это сознание, это совесть. Главная задача человеческой жизни – забота о душе и её совершенствовании. Это есть справедливость как нравственная польза каждого человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.01 с.) |