Философия абсолютной идеи Гегеля. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия абсолютной идеи Гегеля. Противоречие между системой и методом в философии Гегеля



Все действительное разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (панлогизм). Философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы, 3) Философии духа.

1) Субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).

2) Природа - «инобытие» Абсолютной идеи. Как «среднее звено» системы, природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.

3) Философия духа — философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:

· субъективный дух— индивидуальное сознание;

· объективный дух — воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе;

· абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).

Мировое развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсолютной идеи — от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная — философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт — осознание Идеей самой себя.

Самое ценное философское достижение Гегеля — диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.

Схема развития: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Каждое понятие и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицание и отрицание отрицания, или нового утверждение, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

Гегель говорил, что задача субъекта - наблюдать за понятием, не вмешиваться. Каждое понятие одностороннее, т.е. конечно, поэтому уничтожая себя, оно переходит в свою противоположность. Односторонность – сущность предмета, поэтому у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. У этого нового понятия тоже есть конечность, и оно тоже переходит в противоположность. И так далее, пока не будет обретена ”абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”.

Противоречие в системе Гегеля, что метод диалектический (графически изображается, как спираль), а система – метафизическая (для которой отсутствует развитие, и она отображается, как круг).

23. Формы и метода эмпирического познания. Роль эксперимента в экономическом познании.

Эмпирическое познание относится к рациональному познанию. Формы эмпирического познания: научный факт, эмпирическая гипотеза, эмпирический закон, эмпирическая теория. Результатом эмпирического познания является абстракция. Методы эмпирического научного познания:

· наблюдение

· сравнение,

· измерение,

· обобщение,

· эксперимент,

· экстраполяция - распространение выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов на всю совокупность данных объектов; распространение выводов, сделанных на основе настоящих состояний явления на их будущее состояние.

· Классификация – как пример таблица Менделеева

Важной составляющей методологии экономического познания выступает эксперимент. Эксперимент - метод изучения объекта, благодаря которому исследователь активно и целеустремленно влияет на него путем создания искусственных условий или использования естественных условий, которые способствуют выявлению, сравнению и измерению его, объективных свойств, отношений и связей, и проверке правильности теории относительно них. Следовательно, эксперимент выступает основой для формирования теорий и гипотез и в то же время служит критерием истинности теоретических знаний. Одним из таких экспериментов является приватизация в России, которая была осуществлена в начале 1990-х годов. Её обычно связывают с именами Е.Т.Гайдара и А.Б.Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

К основным негативным последствиям относятся:

1) Массовая безработица.

2) Уменьшение доходов значительной части населения.

3)Падение производства.

4) Массовые невыплаты заработной платы.

5) Высокий разрыв между богатыми и бедными.

6) Криминализация общества.

7) Вывоз капитала за границу.

Но не всегда эксперименты приводят к негативным последствиям. Одним из положительных примеров является «новый курс Рузвельта» в начале 1930-х годов, для выхода из Великой Депрессии и заключавшийся во вмешательстве государства во все сферы жизни общества.

Государство регулировало производство, отношения между предпринимателями. Целью было восстановление покупательной способности населения. В первую очередь правительство восстанавливало банковскую систему. Важной мерой по преодолению Великой Депрессии была организация общественных работ, организованной Администрацией общественных работ и администрацией гражданских работ. Работы были направлены на строительство инфраструктуры и освоение территорий. Таким образом, меры предпринятые для выхода из депрессии 1929-1933 годов оказались действенными и американская экономика стала оправляться, а начавшаяся Вторая мировая война стала толчком к бурному развитию экономической мощи Америки.

24. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Представители – Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник.

Н. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум».

Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.

25. Пространство и время как формы бытия материального мира. Представления современной науки о пространстве и времени.

Смотри вопрос №18. Общие свойства пространства и времени:

- объективность и независимость от сознания человека;

- их абсолютность как атрибутов материи;

- неразрывная связь друг с другом и движением;

- количественная и качественная бесконечность.

Общая теория относительности (ОТО[ПW12]) Эйнштейна. ОТО установила не только искривление пространства под действием полей тяготения, но и замедление хода времени в сильных гравитационных полях. Гравитация, распространяющаяся не мгновенно, а с конечной скоростью – скоростью света – представляет собой искривление пространства-времени, кривизна пространства-времени есть тяготение. Одно из предсказаний ОТО – полная остановка времени в очень сильном поле тяготения. У гравитационного радиуса сверхплотной черной дыры гравитационное замедление времени столь велико, что время там, с точки зрения внешнего наблюдателя, полностью останавливается

26. Социальная сфера бытия общества. Этносы, нации, национальные отношения.

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя семью, род (объединение семей), племя, народность (народность называют этносом).

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания. Проблема этноса заключается в том, чтобы понять ее генезис. Почему мы все такие разные? Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Пассионарность – свойство этноса бороться за свою судьбу, увеличиваться в размерах, создавать уникальную культуру. Стадии этногенеза: 1. Толчок 2. Инкубационный период (рост пассионарности). 3. Подъем (Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.). 4. Перегрев (Быстрое увеличение могущества). 5. Надлом (Резкий спад пассионарности). 6. Инерция (Медленный спад пассионарности). 7. Обскурация (упадок и деградация). 8. Агония (быстрый распад). 9. Гомеостаз (Существование в равновесии со средой)

Нация - историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, которые составляют её признаки.

Национальные отношения - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов. Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.008 с.)