ТОП 10:

Лекция 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации



Цель и задачи лекции:познакомить студентов с характерными особенностями эпохи Возрождения (Ренессанса), основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами ее генезиса. Изучить основные причины торжества философии эпохи Возрождения над схоластической философией средневековья: достижения в области естествознания, возрождение античного философского наследия, утверждение гуманистической культуры.

 

План:

1. Основные черты философии Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения.

  1. Натурфилософия эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Дж. Бруно и др.
  2. Социально-политическая философия Возрождения – Н. Макиавелли, Т. Мор,

Т. Кампанелла.

Литература:

  1. Антология мировой философии. Т.2. – М.,1970.
  2. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
  3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения – М.,1980.
  4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.,1978.
  5. Соколов В.В. Европейская философия XV- XVII веков. – М., 1989.
  6. Соколов В.В. Гуманизм и натурфилософия Возрождения – М.,2000.

 

1. Эпоха Возрождения – период перехода от средневековья к Новому времени, охватывающая несколько столетий (XIV-XVI в.в.).

С этого времени происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Европы, которые приводят к ее новому духовному облику, отличному от средневековья. Социально-экономические изменения сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти перемены были связаны с освобождением от религии и церковных институтов – эти процессы называются процессом секуляризации. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и философии в эпоху Возрождения.

Важнейшими отличительными чертами мировоззрения эпохи Ренессанса также являются:

1) Его ориентация на искусство: если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение эпохой преимущественно художественно-эстетической.

2) Если в центре внимания античности были отношения природа-космос (природно-космическая жизнь), средневековья – отношения бога и человека, то эпоха Возрождения обращена к человеку, и философское мышление этого периода можно назвать, антропоцентрическим и гуманистическим.

В центре внимания оказывается свободный, сильный человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире.

3) Типичным выражением философии Ренессанса была философия природы (натурфилософия). Природа же трактуется пантеистически, т.е. философия отождествляла Бога с природой, не отрицая его существования.

4) Параллельно с натурфилософией развивается новое естествознание (происходят крупные научные открытия, научно-технический прогресс).

Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, экспериментальный метод исследования. Подобную натурфилософию развивали Д. Бруно, Б. Телезио, Н. Кузанский, М. Монтень, Н. Коперник, Г. Галилей, Леонардо да Винчи.

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1) Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени (XIV-XV в.в) – Данте Алигьери, Лоренцо Валла, Франческо Петрарка и др.

2) Возникновение собственной философии, основным течением которой была натурфилософия (XVI в.).

Оценивая философию раннего Возрождения, в целом следует отметить, что для нее характерна попытка, дополнить христианское вероучение античными, «языческими» философскими идеями. Кроме того, итальянские гуманисты 14 в. впервые сформулировали философские принципы антропоцентризма, сближая человека не только с природой, но и с понятием Бога. Для них не Бог, а человек, всесторонне развитый, деятельный, равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом.

Мыслители раннего Возрождения, как правило, были сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.

В творчестве поэта Д. Алигьери впервые появляются элементы отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую догматику, Данте, пытается по-новому, переосмыслить характер отношений Бога и человека. Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека. Данте подчеркивает, что человек – продукт реализации собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Все человеческое существование должно быть подчинено человеческому разуму.

Родоначальник гуманистического движения Ф. Петраркаглавной задачей считал разработку «искусства жизни». С его точки зрения, человек имеет право на счастье в реальной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в творчестве Петрарки находят место индивидуалистические тенденции, которые также характерны для философии эпохи Возрождения. Он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром, творческая личность может достичь полной зависимости, самообладания и душевного покоя (близкие идеи высказывал его последователь итальянский гуманист Джованни Бокаччо).

Л. Валласоздал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Он пытается обосновать полноценность жизни человека, духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения, который Валла сводит к удовольствиям души и тела. Жизнь есть высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию.

2. На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Н. Кузанского (1401-1464) исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и, прежде всего бесконечность в пространстве. Бог – «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность.

Если бог является бесконечностью, т.е. абсолютным максимумом и не страдает ни от каких конечных операций, то будучи в этом смысле неделимым, он также есть и абсолютный минимум. Это совпадение позволяет заключить, что во-первых, Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне бога является непоследовательным; во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного; в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует об единстве мира.

Особое внимание в философии Н. Кузанского уделено учению о человеке. Он отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека натуралистически, как своеобразный микрокосм. Если философия средневековья мыслила человека как подобие Бога, а античность прежде всего интересовала взаимосвязь микрокосма и макрокосма, то Кузанский пытается связать микрокосм с божественной сущностью. Мыслитель приходит к выводу, что малый мир, человек, не только воспроизводит, «стягивает» окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального – Бога. Данная точка зрения не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его «обожествлению», называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимсяБогом».

Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности человека. Если абсолют, Бог, есть творчество, то человек, подобно Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

Основную задачу познания Кузанский, как и большинство философов эпохи Возрождения и Нового времени видит в устранении схоластической веры в авторитеты.

«Ничей авторитет мной не руководит, даже если побуждает меня к движению» - пишет он в диалоге «Простец об уме», а в диалоге «Простец о мудрости» Кузанский сравнивает схоласта, скованного верой в авторитет, с конем, который по природе свободен, но привязан уздой к кормушке и не может есть ничего другого, кроме того, что ему подали.

Кузанский полагает, что человек, как микрокосм, обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посредством ума, уподобляемому божественному, творческому уму. Ум индивидуален, что обусловлено различным, телесным устройством людей.

Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

3. Крупными представителями социально-философской мысли эпохи Ренессанса, обосновывающими необходимость создания сильного централизованного государства, были во Франции Жан Боден (1530-1596) – «Шесть книг о республике», в Польше – Анджей Моджевский (1503-1572) – трактат «Об исправлении государства». Социально-философская мысль этой эпохи была также связана с именами Томаса Мюнцера (1490-1525) –немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 1524-1526гг. в Германии; итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639) – «Город Солнца», английского гуманиста, одного из основателей теории утопического социализма, автора термина «утопия – место которого нигде нет» Томаса Мора (1478-1535) – «Утопия». Согласно Т. Мору, в Утопии:

- не существует частной собственности;

- все граждане участвуют в производительном

Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-1527). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Он считает, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Советники государей», «Как избежать льстецов» и др. Очень современно звучат многие советы мыслителя, например «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

Идеи Макиавелли о возможном использовании для усиления государственной власти и достижения своих политических целей антигуманных средств получили название макиавеллизм. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.

 

Ключевые понятия: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, антиклерикализм, секуляризация, натурфилософия, Реформация, протестантизм

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.006 с.)