Тема 2. Философия Древнего Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Философия Древнего Востока.



Древнеиндийская философия. Характерные черты древнеиндийской философии. Философия ведического периода. Упанишады. Понятия брахмана и атмана, сансары и кармы. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии (астика): веданта, санкхья, ньяя, йога, вайшешика, миманса. Различные представления об устройстве мира. Неортодоксальные школы (настика): джайнизм, чарвака – лакаята. Буддизм как философия и религия. Понятия «майя», «нирвана».

Условия зарождения и характерные особенности древнекитайской философии. Этическая ориентация философии Древнего Китая. Лао-цзы и его трактат «Дао-дэ цзин». Конфуцианство, его социальная направленность, основные идеи и принципы. Легизм (Фа-цзя). Моизм.

Тема 3. Античная философия.

Культурные, социально-экономические и теоретические предпосылки зарождения античной философии. Философия античных досократиков. Проблема первоначала в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Онтологизм элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон). Пифагор и его школа. Диалектическое учение Гераклита. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

Софисты. Релятивизм и агностицизм софистов. Постановка проблемы человека. Сократ: проблема истины; учение о методе и общих понятиях; проблема соотношения знания и нравственности.

Платон как родоначальник объективного идеализма. Понятие и концепция эйдоса (идеи). Учение о душе. Космология Платона. Теория познания. Учение об идеальном государстве.

Философия Аристотеля. Учение о форме и материи. Форма как эйдос. Детерминизм Аристотеля учение о видах причинности. Логическое учение Аристотеля. Учение о государстве и гражданине.

Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм: атомистические идеи, гедонизм. Стоицизм: физика, логика, этика и метафизика стоиков. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).

Неоплатонизм. Плотин. Учение о Едином Благе. Понятие эманации. Влияние неоплатонических идей на христианство. Значение античной философии.

Тема 4. Средневековая философия

Возникновение и идейные источники христианства. Монотеизм, теоцентризм, догматизм, дидактизм средневековой христианской философии. Патристика, ее основные проблемы: проблема соотношения веры и разума, проблема свободы воли, креационизм, теодицея.

Ереси и борьба с ними. Гностицизм в эпоху раннего христианства. Манихейство. Дуалистическое понимание мира в гностицизме. Понятие демиурга. Влияние гностиков на еретические движения эпохи средневековья. Роль патристики в формировании средневековой философии.

Ислам как система мировоззрения и средневековая арабская философия. Арабский неоплатонизм. Суфизм. Великие перипатетики арабского Востока: Авиценна, Аверроэс. Значение средневековой арабской философии.

Европейское христианство и схоластика: основные этапы становления и их характеристика. Пьер Абеляр и Фома Аквинский.

Проблема универсалий как основная проблема средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Боэций, Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберрийский, Росцелин, Уильям Оккам. Мистицизм в эпоху средневековья (Бернард Клервосский, Бонавентура).

Проблема добра и зла, ее решение в средневековой европейской схоластике.

 

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Кризис церкви в XIV в., его роль в наступлении эпохи Ренессанса. Характерные черты философии Ренессанса: поиск теологических альтернатив, антропоцентризм, натурализм, усиление позиций светского знания. Философско-религиозный Ренессанс: М. Лютер, Ж. Кальвин. Основные догматы протестантизма: оправдание верой, священство всех верующих, предопределение. Отношение протестантизма к светской власти, к труду.

Пантеистическое учение Н. Кузанского: диалектическое понимание Бога, идея бесконечности Вселенной. Пантеизм и материализм Дж. Бруно. Идея множественности миров. Неоплатонизм Ренессанса: Флорентийская Академия. Естественнонаучная мысль Ренессанса: Ленардо да Винчи, Парацельс.

Социально – политическая мысль эпохи Возрождения. Возникновение феномена утопизма. Т. Мор и его «Утопия». Т. Кампанелла и его представления об идеальном государстве. Н. Макиавелли как основоположник политической теории. Значение философии Ренессанса.

Тема 6. Философия Нового времени

Особенности развития научного знания и его влияние на философию XVI-XVII вв. Антисхоластическая направленность философии Нового времени. Разработка метода научного исследования. Эмпиризм Ф. Бэкона. Программа восстановления наук. Критика схоластики и дедуктивного способа мышления. Индукция. Опыт как основа познания. Учение об идолах (призраках) познания.

Сенсуализм Т. Гоббса. Механистическая методология. Понятие Бога и деизм Гоббса. Социальная философия. Учение о естественном праве, войне «всех против всех» и общественном договоре. Рационализм Р. Декарта. Учение об интеллектуальной интуиции и врожденных идеях. Апология дедукции. Дуализм Декарта в учении о субстанциях. Понятие Бога.

Сенсуализм Дж. Локка. Простые и сложные идеи. Попытка преодоления субъективизма в познании. Учение о первичных и вторичных качествах. Социальная философия. Крайний сенсуализм Нового времени. Учение Дж. Беркли. Отрицание материи и доказательство бытия Бога. Солипсизм Д. Беркли. Д. Юм и отрицание причинности. Пантеизм Б. Спинозы и его рационалистическая методология. Понятие субстанции и ее атрибутов. Бог как единственная субстанция. Монадология Г. Лейбница. Понятие монады. Учение о предустановленной гармонии и понятие Бога. Значение философии Нового времени.

Тема 7. Философия французского Просвещения

Феномен и социальная программа французского Просвещения. Первая волна просветителей: Ш. Л. Монтескье, Ж. М. Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Развитие теории общественного договора. Взгляды Монтескье на государственную власть. Принцип разделения властей. Географический детерминизм Монтескье.

Сенсуализм Вольтера, его общественно-политические взгляды. Отношение к религии и государственной власти. Руссо и апология равенства. Отношение к частной собственности. Феномен энциклопедизма: Д. Дидро, Гельвеций.

Французский материализм XVIII в.: Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, П. А. Гольбах. Понятие материи как субстанции. Механистическая методология французских материалистов.

 

Тема 8. Немецкая классическая философия

Развитие немецкой философии в эпоху Просвещения. Рационалистическая и романтическая тенденции. Романтизм как философское направление: И. Г. Гердер, И. В. Гете, Э. Лессинг, Ф. Шлейермахер. Развитие и особенности диалектики в немецком романтизме.

И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Докритический и критический периоды творчества И. Канта. Теория познания. «Вещь-в-себе». Понятие априорных форм чувственности и рассудка. Учение о феноменах и ноуменах, трансцендентном и имманентном. Субъект и объект в философии Канта. Этика Канта. Понятие категорического императива. Значение философии Канта.

Наукоучение Фихте. Понятие «Я» и «Не-Я». Попытка преодоления кантовского дуализма. Отрицание «вещи-в-себе». Теория трасцендентального субъекта. Социальные взгляды Фихте. Философия Шеллинга: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия тождества, мистицизм. От философии природы к понятию Духа. Ступени развития Духа. Тождество субъекта и объекта. Философия откровения как завершение философии Шеллинга.

Абсолютный идеализм Гегеля. Понятие Абсолютной идеи и ее развития. Субъективный, объективный, абсолютный дух. Логика и диалектика. Философия истории. «Хитрость разума». Исторические и неисторические народы. Место Гегеля в истории философии.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Тема 9. Марксизм.

История марксизма. Маркс и Гегель. Диалектический материализм. Экономическое учение Маркса. Марксистская социология. Коммунизм. Три положения: прибавочная стоимость, исторический материализм, диктатура пролетариата. Общественные формации.

 

Тема 10.Основные течения современной западной философии

(вт. половина Х1Х-ХХ вв.)

 

Развитие философии после Гегеля: прагматическое, позитивистское, иррационалистическое направление. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса: исторический и диалектический материализм. Марксистское решение основного вопроса философии. Материалистическая диалектика. Понятие практики: практика как критерий истины, цель и основа познания. Общественно-историческая практика. Понятие отчуждения. Понятие общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философия истории. Теория общественно-экономических формаций. Базис и надстройка Классовая борьба как движущая сила исторического процесса.

Американский прагматизм: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Утилитаризм. Прагматическая концепция истины. Понятие гипотетико-дедуктивного метода. Функции философии и науки. Прагматическая теология.

Социальные и научно-теоретические предпосылки возникновения позитивизма. Первая волна позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Д.. Миль. Отношение к философии. Понятие позитивной науки. Теория трех стадий Конта. Создание социологии. Органицизм, феноменализм Спенсера.

Вторая волна позитивизма: эмпириокритицизм. Э. Мах, Р. Авенариус. Верификация как основной критерий научности. Субъективный идеализм Маха, его критика метафизики. Принципы экономии мышления, комплексности ощущений, перехода психических истин в физические. Конвенциональная теория истины.

Третья волна позитивизма: неопозитивизм. Б. Рассел и Венский кружок (Р. Карнап, О. Нейрат, М. Шлик). Логический анализ и логический томизм. Язык и действительность. Л. Витгенштейн и лингвистический анализ. Понятие языковой игры. Критический рационализм К. Поппера. Фальсифицируемость как основной критерий научности. Представления о прогрессе науки.

Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Пессимизм. Философия жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер. Философия культуры Понятие воли как воли к власти. Учение о сверхчеловеке и его интерпретация в истории философии. Интуитивизм А. Бергсона. С. Кьеркегор как основоположник экзистенциализма. Экзистенциальное познание. Уровни самопознания человека: эстетический, этический, религиозный.

Феноменология Э. Гуссерля. Понятие интенциональности. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм: немецкий (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и французский (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Фрейдизм и неофрейдизм. Герменевтика: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер. Понятие герменевтического круга. Французский структурализм и постструктурализм: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.016 с.)