Понимание культуры различными мыслителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание культуры различными мыслителями



Основная идея понимания культуры Представители
  Возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание Древние римские философы
  Развитие личности, облагораживающее человека, улучшение отдельного человека С. Пуфендорф (XVII в.)
  Образ жизни народа. Духовный прогресс человечества И. Гердер (XVIII – XIX вв.)
  Приобретение разумным существом способности ставить цели, способ самореализации личности Ж.Ж. Руссо (XVIII в.)
  Богатство знаний, эстетическое и интеллектуальное развитие И. Гете (XVIII – XIX вв.)
  Идея человечного человека Д. Лукач (XIX– XX вв.)
  Осмысленное созидание общества А. Шютц (XX в.)
  Почитание Света, социальное воплощение принципа Духа, синтез творческих достижений человечества Н.К. Рерих, Е.И. Рерих (XX в.)

 

Понимание происхождения культуры И. Хейзинга и Э. Кассирера

Представители Основные произведения Основная идея происхождения культуры
Йохан Хейзинга (1872 – 1945) – нидерландский ученый, историк и теоретик культуры. «Осень средневековья», «Человек играющий» Игровая концепция происхождения культуры, рассматривающая возникновение человеческой культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре; культура – «продукт играющего человека».
Эрнст Кассирер(1874 – 1945) – немецкий философ, один из ведущих представителей марбургской школы неокантианства. «Философия символических форм» Символическая концепция происхождения культуры – рассматривающая человеческую культуру как синтез разнообразных символов (язык, миф, искусство, религия, наука и т.д.); предлагает называть человека «символическим животным».

По характеру деятельности и ее результатов различают:

· Материальная культура (производство, обмен, распределение материальных благ);

· Духовная культура (продуцирование идей, знаний, художественных образов, моральных и правовых норм);

По субъекту – носителю культуры:

общество, нация, класс, другие социальные группы и отдельная личность (например, культура казахстанского общества, культура русского народа, профессиональная культура, культура личности);

По функциональной роли:

общая (необходимая каждому члену общества),

специальная (необходимая людям той или иной профессии, т.е. профессиональная культура)

По происхождению:

элитарная (созданная привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами, например, изящное искусство, классическая музыка и т.д.),

народная – созданная анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (фольклор);

массовая (созданная профессиональными авторами и распространяемая с помощью электронных носителей; обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная; понятна и доступна всем возрастам и слоям населения независимо от уровня их образования; удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любые новые события; у нее самая широкая аудитория.

Массовая культура – культура, идущая на поводу у обывателя, отражающая стереотипы мышления толпы, явление, связанное с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей.

Контркультура – понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, а также обозначающее явления молодежной культуры 60-80-х гг. XIX века.

Субкультура – суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными устойчивыми ценностями, обычаями, нормами.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, общественный) – определенная форма состояния культуры, организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности

Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных мыслителей и исследователей:

· синоним понятия «культура» (Ф. Шеллинг)

· антипод культуры (Н. Бердяев, Н. Рерих)

· завершающий этап развития культуры, ее закат (О. Шпенглер)

· конкретный исторический тип общества (А. Тойнби)

· ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);

· цивилизация как религиозная общность

· цивилизация как уровень технологического развития

· мировое сообщество государств и народов

· цивилизация как объединенное планетарное сообщество разумных существ

Ключевые понятия: глобализм, нация, народ, этнос, общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, социальная структура общества, культура, цивилизация, модернизация

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу философии. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в данной дисциплине невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы с текстом:

а) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

б) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

в) еще раз просмотрите весь текст, установите логическиесвязимежду выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующиезаписи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрываетсяих основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. К семинарскому занятию могут быть рекомендованы темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: непосредственно первоисточники, хрестоматии, научные и научно-популярные книги, публикации в периодических журналах, таких как, «Вопросы философии», различных Вестниках (серия «Философия») и др. При написании рефератов рекомендуется использовать методические указания по выполнению и оформлению реферата, разработанные преподавателями кафедры (которая будет описана ниже).

6. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами.

Успешное усвоение курса позволит студентам заниматься научно-исследовательской работой и принимать активное участие в проводимой ежегодно в университете студенческой научной конференции, олимпиадах по философии, в конкурсе студенческих рефератов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.01 с.)