Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Статус и функции философии в средневековой культуре (западноевропейская и арабо-мусульманская)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с основными положениями западноевропейской и арабо-мусульманской философии эпохи средневековья, со спецификой содержания и основными источниками ее формирования. Показать характер проблем и главные темы ее предметной сферы. Раскрыть основные философские идеи в творчестве философов и мыслителей Запада и Арабского Востока.
План:
Литература:
3. История философии в кратком изложении – М.,1991 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по истории древней и средневековой философии. – М.,1991 5. Дж. Реале, Д. Антесери Западная философия от истоков до наших дней. В 2-х т. – Санкт-Петерб.,1994 6. Габитов Т.Х. Философия. – Алматы, 2003. 7. Касабек А., Касабек С. Искание истины. – А.,1998.
1. Философия, которая складывалась в период средневековья (I-XV вв.) имела два основных источника своего формирования: а) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях; б) Священное писание, повернувшее философию в русло христианства. Средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса своим религиозным содержанием и направленностью Философия оказалась в жесткой зависимости от религии. И хотя это касается не только европейской, но и арабской философии того времени, нужно отметить, что «служанкой религии» удостоилась быть именно христианская философия, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, првиденциализма. Теоцентризм – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего создал живую и неживую природу (главный принцип онтологии). Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением людей управляет божественное провидение (главный принцип гносеологии средневековья). Вся история христианской философии имеет различные фазы и формы. Выделяют два этапа становления средневековой западноевропейской философии: 1) Патристика – задача, которой заключалась в создании систематической догматики из того, что содержалось в Священном писании (опираясь на античную философию, прежде всего Платона). 2) Схоластика – задача, которой заключалась в обосновании, защите и систематизации незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем, на соединении догматики и рационалистического обоснования (средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы). Иначе говоря, метод схоластической философии – это доказать истину посредством разума, т.е. философии. Схоластическое мышление сосредотачивается, в сущности, на 2-х проблемах: с одной стороны, споре номинализма и реализма, с другой стороны – на доказательстве существования бога
2. Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупный представитель раннехристианской философии Аврелий Августин (354-430 г.г.) Его философские идеи изложены в произведениях: «Об истинной религии», «Исповеди», трактат «О троице», главное произведение «О граде Божьем». Основные положения его философии заключались в следующем: Жизнь общества – это борьба двух противоположных царств (градов) – Земного и Божественного. Град земной подвергает гонениям град Божий, т.к. его жители самолюбивы и эгоистичны, их стремления приходят в противоречие со стремлениями тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. «…Эти два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенного до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенного до презрения к самому себе…» Град земной – это мир зла и сатаны, в нем господствует похоть «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами» Град Божий – это мир добра и Бога, где «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь». Высшей целью человеческой жизни, по мнению Августина, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи. Именно люди, покорные Богу и церкви достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви. Таким образом, можно сделать вывод, что философия Аврелия Августина абсолютнатеоцентрична, вся сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск (идеи креационизма). Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274). Главными его трудами считаются «Сумма теологии» - где разрабатывается католическая догматика, становится основой всей схоластической теологии, «Сумма против язычников». Фома Аквинский – основатель религиозно-философской системы католицизма, получившей название томизм. У Ф. Аквинского строго определены области науки и веры. Задача науки сводится к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. Познание объективно и истинно, однако оно не может охватить все. Область существенных таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания (например: триединство бога, воскресение и т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных: о божественном откровении, благой вести, которые содержатся только в вере. Между наукой и верой нет противоречия, христианская истина стоит выше разума, так как она происходит от бога, но она не противоречит разуму. Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Ф. Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования бога, а вернее следствия того, что сотворено Богом, которые использует современная католическая церковь:
Заслуживают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского, которые им также решались в духе католического учения. Государственная власть – от Бога, форма правления в каждом случае должна сообразовываться с обстоятельствами. Предпочтительной для Ф. Аквинского является монархия. Церкви должна отдаваться первая роль в гражданском обществе. Земная жизнь в государстве – лишь приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на земле – Римский папа.
3. В XI веке в самой схоластической философии развертывается борьба между номинализмом и реализмом. Эта проблема приобрела форму спора об «универсалиях» или о природе общих понятий, диалектики единичного и общего. Выделились две точки зрения: Реалисты (представители реализма) утверждают, что общие понятия (универсалии) существуют независимо от вещей, единичного, независимо от человеческой мысли и речи; независимо от материального мира. Универсалии это некие духовные самостоятельные сущности или прообразы единичных вещей. Т.е. они признавали реальное существование общих понятий – «универсалий»: «человек вообще», «дом вообще» и т.п. Происхождение единичных вещей связано с божественным творением. Бог выступает в роли художника, творящего свои произведения по имеющемуся у него замыслу. Например, реалист Ансельм Кентерберийский (1033-1109) доказывал, что реально существует лишь вечный единый бог, который выступает как всеобщая сущность. Все что существует, имеет свое начало в боге. Люди познают сущность вещей благодаря божественной благодати. По реализму, понятия добра, истины и справедливости существуют, как таковые, реально и вне отдельных поступков. Противоположное утверждение – отрицание реального и независимого от человека существования «универсалий». Данная точка зрения получила название – номинализм. Номиналисты считали, что объективно, реально сначала существуют только «единичные вещи» (отдельные предметы, явления), а общие понятия (универсалии) – есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Общие понятия – только имена, образующиеся нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей, и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: Человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, универсалии существуют не до, а после вещей.
Номинализм был двух видов: умеренный (Пьер Абеляр) и крайний (Иоанн Росцелин). Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях, как отражение сходных черт в единичных вещах. Крайний номинализм – общее лишь пустое, считали ничего не содержащим «выдохом голоса», звуками, речью. Таким образом, если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы. 4. В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходит их расцвет. Арабская философия средних веков стала связующим звеном между греческой философией, традиции которой арабы переняли и сохранили (много внимания уделяли идеям Аристотеля) и последующей ступенью европейской философии – схоластикой. Поэтому проблематика, которую решала арабская философия, заметно повлияла на историю западноевропейской философии. Основным смыслом арабо-язычной философии было защитить ислам и его догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией. Арабо-язычная философия развивалась не только в лоне религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в разных отраслях естественнонаучного знания.
5. Основные направления арабской философии периода зарождения: школа мутакаллимов – обоснование религиозных догматов ислама; школа мутазилитов - отказ от догм ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы; отождествление Бога и Вселенной, отказ антропоморфных представлений о Боге, вера в силу и разум человека; суфизм – высшее благо для человека есть добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, аскетизм. Абу Насыр аль-Фараби, (870-950 гг.). Аль—Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находится на берегу реки Сырдарьи при впадении в нее реки Арыс. Полное имя Аль-Фараби — Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн.Тархан Ал-Фараби. Во многих источниках отмечается величие и уникальность Аль-Фараби как философа, ученого-энциклопедиста, одного из главных представителей восточного аристотелизма, при жизни получившего прозвище “Второй учитель” (т.е. после Аристотеля). Естественно-научное образование получил в Багдаде, Халебе (Алеппо). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право — вот перечень его Интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний. Фараби скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами. Он переработал достижения общетеоретической мысли, создал свою оригинальную философскую концепцию (учение об обществе, этике, эстетике). Смелость его философских воззрений входила в опрёделенное противоречие с общественным мнением. Фараби смог сблизить и синтезировать в своем творчестве достижения арабской, греческой, персидской, индийской и тюркской культур, что можно заметить в крупном труде “Китаб аль- музык аль-кабир” (“Большой книге музыки”). Он стремился систематизировать и знания своего времени, что нашло отражение в трактате “Слово о классификации науки”. Фараби мечтал нести знания в народ, соединить просвещение с развитием в людях человечности. “Тому, кто стремится к истокам науки, мудрости, необходимо (с малых лет) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и учению, не избирал науку ради нескольких достижений и приобретений, не делая ее средством приобретения материальных благ”. Отдавая приоритет политической этике и философии, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественным городам. Рассуждает о пути к счастью и достойной жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя в трактатах «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика», «О достижении счастья». По Фараби, счастье — это абсолютное благо. Человек часто полагает, что какие-то вещи (деньги, слава, полезное и тому подобное) являются основой жизни. Но, осознать, что такое счастье, сделать его целью, и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. На это способны только мудрецы. Хотя большинство людей представляют счастье в воображаемых образах. Центральное место в этической концепции Фараби занимает категория добра. Мыслитель в “Социально-этических трактатах” считал, что добро, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи, а зло, в отличие от добра, связано с небытием. В “Большом трактате о музыке” исследует вопросы “науки музыки” (от характеристики структуры музыкального звука и вплоть до связи музыки с поэзией). Мыслитель в своих музыковедческих трудах всесторонне обосновал положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли. Фараби анализирует различные степени таланта человека, проявляющиеся в процессе создания музыки различных жанров. Он полагал, что прекрасное присуще самой действительности, оно — отражение реально существующих явлений бытия, социальной жизни. Мыслитель считал интеллект одним из необходимых атрибутов деятельности человека. Разум покажет бессмысленность раздоров (войн) между народами и они “должны прийти к соглашению” ради достижения “наивысшего блага”, т. е. счастья и мира на земле. Ради достижения реального счастья Фараби призывал людей к самосовершенствованию путем постоянного поиска и обучения. В “Социально-этических трактатах” ученый писал, что только «благодаря нраву от человека исходят безобразные и прекрасные действия». Философ в “Китоб фи ихсо аль-улум ва ат-таьриф” (“Книга о классификации и определении наук”) выдвинул свою окончательную классификацию средневековой науки, весьма своеобразную: «С помощью этой книги человек сможет сопоставить науки между собой и узнать, какая из них достойнее, полезнее, совершеннее, достовернее и сильнее, а какая — слабее, менее значительна». Аль-Кинди (800-879) – сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Большой интерес проявляет к таким проблемам, как проблема Бога, проблема разума и определения сущности философии, классификация наук. Человек, наделенный разумом, способен не только познать себя, но и то, что его окружает, может познать причинную связь вещей и явлений, их сущность. Выдвигает идею о четырех видах разума: активного, пассивного, приобретенного, демонстративного и трех ступенях познания: логическо-математической, естественно-научной, метафизической (философской). Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) – наиболее интересной является разработанная им классификация наук. Делит философское знание на две области: теоретическую и практическую. Теоретическая философия стремится к постижению истины, то практическая – к достижению блага. Теоретическая философия включает физику, математику, метафизику. Практическая философия – политику, экономику, этику. Все эти науки предваряет логика, которая является инструментальной наукой, дающей все наукам метод познания мира. Высшим венцом науки считает метафизику (под которой понимал то философию, то теологию) В тоже время Ибн-Сина сформулировал идею о различии в статусе философии и теологии, которая была в последствии развита Ибн-Рушдом в его «теории о двойственной истине». Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198) – является последним крупным представителем арабо-язычного перипатетизма, с которым на протяжении всего средневековья в мусульманском мире связывали сам термин «фальсафа» (философия). По Аверроэсу. Материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа. Однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия. Он отрицал бессмертность индивидуальной души. Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку. Поведение человека не должно обуславливаться ожиданием вознаграждения и наказания на том свете. Человек сам должен творить добро. Аверроэс отстаивает «теорию о двойственной истине» - сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки. Полная истина лишь одна – это истина философская.
Тюркская философия. Юсуф Баласагуни – автор знаменитого произведения «Кудатгу билик» («Благодатное знание»). Махмут Кашгари – «Дивани лугат аттюрк» (Словарь тюркских наречий»). Ахмед Яссауи – глава тюркской ветви суфизма.
Ключевые понятия: монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм, патристика, схоластика, апологетика, теология, эманация, калам, суфизм, акл, фальсафа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.011 с.) |