Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – нач. XX вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с хронологическим порядком развития русской философии. Рассмотреть особенности языческого мировоззрения Древней Руси и ее предпосылки возникновения философского сознания. Показать основные направления генезиса Русской философии: феодально-религиозная ортодоксия, естественнонаучная философия, типы философского мышления Нового времени и т. д. Славянофильство, западники, русский космизм и др. План: 1. Хронологическое развитие русской философии, ее характеристика. 2. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX в.: В. Соловьев 3. Христианско-экзистенциальное направление русской философии XX в.: Н. Бердяев. Литература: 1. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991. 2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1993. 3. Лосский Н.О. История русской философии. – М.,1991. 4. Хрестоматия по истории философии. От Нестора до Лосева. – М.,1997. 5. Ильин В.В. История философии. – Спб.: Питер, 2005. 1. Становление и развитие русской философской мысли проходит ряд этапов, сопоставимых с этапами развития русской государственности и культуры. Необходимо отметить, что с самого своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. § Начальный период становления русской философии – XI – XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Принятие христианства в 988 году явилось поворотным пунктом в развитии русского народа и определило становление русской философской мысли. Философия этого времени близка по своему типу к западноевропейской средневековой философии, с ее религиозной направленностью. А) Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. В этот период особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. В наиболее зрелом виде мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах, которые полны глубокого философского смысла и содержания. Б) Кроме того, философское знание этого периода выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности мыслей и поступков людей. В) Также философия проявляла интерес к исторической проблематике. Но поскольку религиозное мировоззрение и церковь доминировали, то этическая, земная, светская реальность должна быть подчинена божественному началу. - киевский митрополит Иларион (XI в.), которого считают первым русским философом – «Слово о Законе и Благодати», «Молитва», «Исповедание веры» - Владимир Мономах (1053 -1125) – «Поучение» (набор правил практической философии – изложивший этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов – тремя добрыми делами: «покаянием, слезами и милостыней»). Г) В XIV – XV вв. на русскую философскую традицию оказало влияние учение – исихазм (греч. isihia – молчание) – богословское учение, основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой, попыткой рационального объяснения религиозной символики. В высших кругах православной церкви образовались: 1. Иосифляне – считали книги Священного писания мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений. 2. Нестяжатели – напротив, считали, недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенства. В их проповедях явно выражена приверженность канонам исихазма, а в первую очередь, они полагали, что аскетизм, «внутреннее сосредоточение», «сердечная молитва» - единственно правильный путь к достижению духовного восторга, слияния души человека с мировым началом. Д) В начале XVI в. монах Филофей изложил свою знаменитую теорию «Москва – Третий Рим». Утверждалось, что высшим признанием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Он считает, что первые два Рима пали: превратил существование «старый Рим» как центр христианского учения. «Новый», или «второй Рим», как продолжатель христианских идей – Константинополь пал вместе с падением Византии под напором турок. «Третий Рим» - Москва, является, по его мнению, истинным православным продолжателем христианского учения и ему «стоять вечно». Гибель двух Римов объясняет изменой истинной вере – православию, за что они и были подвергнуты божьей каре. Согласно ему, история осуществляется лишь во взаимоотношении Бога и «избранного народа». Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного миссианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси», первое идеологическое оформление национального самосознания русского народа («Русская идея»). § Второй период развития русской философии начинается с XVIII века. Исторически и логически он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской. Два фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра I, и секуляризации общественной жизни. В данный период отмечается распространение западноевропейской философии, а именно идей французского Просвещения (вольтерианства), многие увлекались идеализмом немецкой классической философии. Хоть и продолжались поиски философской сути христианства, но секуляризация мировоззрения способствовала развитию науки и образования (1755 г. открытие Московского университета) и возникновение материализма. Первыми пропагандистами научного знания и философии данного периода на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир. Но наиболее видными представителями философского знания являются А.Н. Радищев и М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической традиции в русской философии). § С первой четверти XIX в., по-существу, самостоятельное философское творчество в России начинается именно в этот период. Первым, кто заложил начало самостоятельному философскому творчеству в России был Петр Яковлевич Чаадаев – «Философические письма» (философия человека и философия истории). Победоносный исход Отечественной войны 1812 года обнажил последствия европеизации России, осуществленные Петром I. Позитивные результаты такой политики очевидны: активная торговля с Европой и ускорение экономического развития страны, бурное развитие науки, искусства, архитектуры, переориентация интересов общества в сторону духовной, по преимуществу светской культурной жизни. Занятия наукой и искусством стало важнейшим признаком исключительности личности. «Аристократы духа» определялись не столько имущественным положением, сколько интеллигентностью и образованностью. Негативные. Главное из них разлом русской культуры на европейскую и народную, пренебрежительное отношение к свои национальным корням, искусственный разрыв культурной эволюции, отказ от национальных традиций. Попытка разрешить это противоречие была предпринята в середине XIX в. двумя направлениями, которые противоположным образом объясняли смысл и значение русской идеи, будущие пути развития России: славянофильство и западничество.
§ Следующий этап русской философии конец XIX- первая половина XX в. связан с возникновением философских систем. Характерными особенностями философии этого периода является ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер, развитие естествознания и техники. Последнее заключается в возникновении русского космизма, который в свою очередь можно подразделить на два направления: мистическое, теологическое (Н.Ф. Федоров – основатель космизма как самостоятельного философского направления, В. Соловьев, П. Флоренский); естественно-научное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.). Его цель – построение мировоззрения, способного выдвинуть на первый план связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Он ставит проблему единства человека и космоса, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. 3. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 -1900). Главные философские работы: «Кризис западной философии», «Русская идея», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др. Соловьев исходит из нравственного начала, «нравственного элемента», который «и должен быть положен в основу его теоретической философии». Основой нравственности, его прогресса, поведения человека и всей педагогики является «нерасторжимая связь поколений, которые поддерживают друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела – приготовления к явному Царству божию и воскресению всех». Эта идея воскресения всех делает для Соловьева реальной взаимную ответственность и нравственную солидарность всех перед всеми, живых перед мертвыми. И если у людей живущих сегодня не будет обязанности перед предками, то откуда возьмется такая обязанность по отношению к ним у их потомков. Нравственность имеет, по Соловьеву, различные проявления. Низший ее предмет – право, это минимум нравственности. Высшее ее проявление, которое и составляет собственный предмет философии, является любовь – это максимум нравственности. Любовь – это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Любовь бывает разных видов: от низшей («адской» и животной) любви до божественной. Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы встать на путь высшей, божественной любви, которая и есть истинная безусловная любовь, истинная духовность, спасение в человеке человеческого, «через жертву эгоизма». Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека». Другими словами, соединение себя с богом – это путь к всеединству. Так как Бог вечен и неразделен, существует во всем и всегда, то, следовательно, через божественную любовь и осуществляется, прежде всего, утверждение отдельной индивидуальности, единого в целостности, т.е. достигается всеединство, эволюция человечества. Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия – национальное самосознание «русская идея». Он приходит к выводу, что русская идея и исторический долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы – органического единства церкви, государства и общества. Идеалами Соловьева были «свободная теократия» или «вселенская церковь», построенная на единстве православия, католицизма и протестантизма. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – философ-экзистенциалист. Суть его экзистенциальной философии – «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Поэтому естественно в центре его творчества находится проблема человека, человека свободного, творческого. Основные философские работы: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Смысл истории» (1923), «Судьба России», «Я и мир объектов» (1934), «Дух и реальность» (1937), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1947) и др. Достоинство его философии - в обосновании значимости творчества, свободы и достоинства личности, активизации совести и социальной ответственности людей. Бытие проявляется и открывается в человеке и через человека. Он есть микрокосмос и микротеос. Сотворенный по образу и подобию Бога, а потому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же самое время он является существом природным и ограниченным. Человек, таким образом, есть пересечение двух миров - высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая – с необходимостью, природой, материей. На этом основании Бердяев различает понятия «личность» и «индивид»: «Личность следует отличать от индивида, - пишет он. – Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества». Человеку изначальна присуща свобода, которая не детерминирована «ни снизу, ни сверху». Со стороны этой свободы, которая объясняет возможность творчества в мире, человек и выступает как личность. Бог понимается Бердяевым не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то и нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог, то это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека. Если на место Бога заступает человек, то люди могут стать на путь «человекопоклонства». С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека «есть форма идолопоклонства». Если нет Бога, то нет победы над смертью, все лишено смысла и абсурдно. Двойственная природа человека рождает, по Бердяеву, вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное – он подчинен необходимости и не может вырваться за ее рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью неразрешимы в этом мире. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования. Решение этой проблемы связано с преодолением дуализма человека, которое возможно лишь эсхатологически, т.е. может быть достигнуто только в «Царстве Божьем». Ключевые понятия: соборность, славянофильство, западничество, космизм, теософия, русская идея, всеединство, София.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.78.65 (0.011 с.) |