Философия, ее предмет и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, ее предмет и роль в обществе.



Философия, ее предмет и роль в обществе.

Понятие философия имеет древнегреческое происхождение и образуется сочетанием двух слов – «филио» – «люблю» и «софия» – «мудрость». В Древнем мире философия включала в себя всё научное знание о мире. Но постепенно, по мере развития общества, из философии выходят отдельные части и превращаются в самостоятельные науки (геометрия, медицина, биология, химия, физика, астрономия, общественные науки). Этот процесс продолжается и в настоящее время. В первой половине 19 века возникло резкое противоречие между философией и частными науками. Философия претендовала на истину в последней инстанции, в том числе по любому частному вопросу, и нередко навязывала естествознанию абстрактные схемы развития. А конкретные научные знания о природе добывали частные науки. На основе этого возник конфликт. Появилось такое учение как позитивизм, представители которого считали, что наука сама по себе философия, и не нуждается ни в какой другой, стоящей над ней философии. Этот конфликт в определённой степени был снят появлением марксизма. Маркс и Энгельс показали, что философия имеет свой собственный предмет исследования, что она не подменяет собой частные науки и не должна решать их проблемы. Предмет философии, т.е. то что она изучает – это соотношение материи и сознания, в том числе общественного бытия и общественного сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Философия изучает и самого человека, наиболее общие вопросы его существования: что представляет из себя человек, каково его место в мире, в природе и обществе, может ли человек познать мир.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – философия даёт цельное представление о мире, является основой любого мировоззрения.

2. Методологическая – все законы и категории философии являются всеобщими методами познания действительности.

3. Практическая – философия – это духовное оружие в изменении, преобразовании мира

4. Аксиологическая – философия разрабатывает общую теорию ценностей, отражает дух той или иной эпохи.

 

Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.

Мировоззрение – это взгляды людей на мир, на природу и общество и на место человека в мире. Мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, религиозным и атеистическим. Мировоззрение формируется всем комплексом наук, однако теоретической основой любого мировоззрения является философия. Философия отвечает на самые глобальные вопросы: Что из себя представляет мир? По каким наиболее общим законам он развивается? Каково место человека в мире? Познаваем ли мир?

Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материи и сознания, материального и духовного. В решении основного вопроса все философы разделились на два основных направления – на материалистов и идеалистов. Материалисты считают первичным материю, природу, физическое, а сознание – вторичным и производным. Идеалисты считают, что первично сознание, дух, психическое, а материя производна. Все идеалисты разделяются на две основные группы: 1) Объективные идеалисты считают первичным какое-либо духовное начало, находящееся вне человека (вне субъекта) (Платон, Гегель). Разновидностью объективного идеализма является религия, которая утверждает, что мир создан Богом. Представители теизма считают, что бог создал мир и постоянно управляет им. Представители деизма считают, что бог создал мир, но дальше не вмешивается в него. Общество и природа развиваются по своим законам. 2) Субъективные идеалисты – первичным считают сознание субъекта, человека, а материю вторичной (Юм, Кант, Мах, Авенариус).

Основной вопрос философии имеет вторую сторону: познаваем ли мир? Одни считают, что мир познаваем – это большинство материалистов и многие идеалисты. Но есть философы, считающие, что мир непознаваем – это субъективные идеалисты (Юм, Мах, Авенариус), некоторые стихийные материалисты, естествоиспытатели. Философы, отрицающие познаваемость мира получили название агностики. Агностицизм – направление, отрицающее познаваемость мира. Агностицизм опровергается общественно-исторической практикой. В процессе практики непознанные вещи познаются.

Кроме материализма и идеализма существует ещё дуализм. Дуалисты (Декарт, Кант) считают, что материя и сознание существуют независимо друг от друга, материя порождает материальные вещи, а сознание – духовные. Но в конце концов дуалисты переходя на позиции материализма или идеализма.


3. Диалектика и метафизика как противоположные методы в философии и науке.

Диалектика и метафизика – это два противоположных метода философии и науки. Понятие диалектика ещё в Древней Греции означало искусство ведения спора, дискуссии. В дальнейшем под диалектикой понимается учение о всеобщем и полном, свободном от ограничений движении, изменении, развитии. Понятие метафизика впервые встречается в работах Аристотеля. Оно означало часть его книги, которая располагалась за физикой, и в которой рассматривались более общие вопросы. В дальнейшем под метафизикой стал пониматься метод исследования, в котором объекты рассматриваются вне взаимосвязи друг с другом и вне развития. Этот метод получил наибольшее распространение в период, когда естествознание собирало факты о явлениях природы, рассматривало их как изолированные и неизменные. Но когда фактов накопилось много, необходимо было перейти к установлению взаимосвязей между ними, к созданию целостных теорий. На этом этапе метафизический метод оказался несостоятельным, и на смену ему приходит диалектика.

Противоположность метафизики и диалектики:

Метафизика:

1) Метафизика рассматривает объекты вне взаимосвязи и вне взаимовлияния друг на друга. 2) Объекты рассматриваются как неизменные, вечные, вне развития. Если и признаются изменения, то только как постепенные, количественные, отрицаются коренные качественные изменения. 3) не раскрываются внутренние источники любого движения, изменения, развития.

Диалектика:

1) предметы, явления рассматриваются во взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга, 2) в движении, изменении, развитии, в единстве количественных и качественных изменений, 3)раскрывается внутренняя причина любого движения, изменения, развития. Такой причиной является внутреннее противоречие.

 

Религиозно-мифологический уровень общественного сознания как предшествующий философскому. Возникновение философии.

До возникновения философии на протяжении тысяч лет существовало религиозно-мифологическое сознание. Понятие миф многозначно: 1) это определённый уровень сознания всего общества, предшествующий философскому, 2) это совокупность идей, противоположных науке.

Религиозно-мифологическое сознание отличается от философского и научного:

1) в религиозно-мифологическом сознании нет различия объекта и субъекта, природы и человека. Ему свойственен антропоморфизм, т.е. перенос на природу человеческих свойств и зооморфизм – перенос на общество свойств и черт животного мира.

2) В религиозно-мифологическом сознании отсутствует понятие причинности, закономерности, стирается грань между возможным и невозможным (возможно общение с умершими, воскрешение людей, превращение людей в животных)

3) В религиозно-мифологическом сознании преобладает чувственно-образное отражение мира, тогда как в философии и в науке мир отражается в понятиях, законах, категориях.

Из всей античной философии греческая философия была первой и наиболее развитой формой перехода от религиозно-мифологического сознания к теоретическому. Второе крупное достижение древнегреческой философии состояло в разработке диалектики, как объективной (мира), так и субъективной (сознания). Древнегреческие философы обратили внимание на противоположности, которые свойственны не только природе, но и общественной жизни.

Философия Гераклита.

Основная заслуга Гераклита (540-480 гг. до н.э.) в том, что он выдвинул идею всеобщего развития через борьбу противоположностей. Он развил диалектические взгляды первых древнегреческих философов. Гераклит утверждал: всё течёт, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. На примере течения реки Гераклит пытался показать всеобщность движения. Даже покоящиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения. Движение это не только перемещение, а любое изменение, возникновение нового. Материя не может существовать без движения.

Во всех предметах, процессах и явлениях сосуществуют противоположные начала. Их борьба является движущей силой и источником всякого развития. «Враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу». Т.о. Гераклит пришёл к выводу, что природа содержит в самой себе причину своих изменений, что движение природы – это самодвижение. Природа не нуждается в каком-либо сверхъестественном первоначале. «Этот космос тот же самый для всех, его не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно разгорающимся и потухающим».

Первоначалом мира Гераклит считал огонь – это символический образ циклически развивающегося мира.

Гераклит утверждал, что мир представляет собой не хаос, где может произойти что угодно, а порядок, где всё происходит по единому закону. Он назвал этот закон Логосом. Как общество подчиняется своду законов, так весь мир подчиняется Логосу.

 

Философия Демокрита.

Демокрит. (460-370 гг. до н.э.). Основная заслуга Демокрита состояла в том, что одним из первых разработал учение об атомах. Он утверждал, что мир представляет собой бесконечное множество мельчайших частиц – атомов. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы неделимы и неуничтожимы, поэтому ничто не может исчезнуть бесследно и возникнуть из ничего. Атомы неизменны, непроницаемы. Они различаются формой, размерами. Атомы двигаются в пустоте, соединяются и образуют разнокачественные вещества.

Атомы двигаются по строго определённым траекториям. В их движении нет случайностей. Поэтому в мире вообще нет случайных событий. Демокрит считал, что люди называют случайностью то, причину чего не могут объяснить.

Демокрит говорил о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, из которых одни рождаются, а другие угасают.

Демокрит впервые поставил вопрос о соотношении чувств и разума в познании. Он считал, что чувства дают нам тёмное, т.е. неполное, недостоверное знание. И только с помощью разума, человек может проникать в сущность изучаемых явлений.

Демокрит использовал учение об атомах и для объяснения природы человека. По его мнению, душа состоит из особых атомов, которые человек вдыхает с воздухом, и которые рассеиваются в воздухе после его смерти.

Демокрит высмеивал учение о загробной жизни. Он утверждал, что вера в богов возникла из-за страха людей перед неизвестными силами природы.

Философия Платона.

Ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.) – создал систему философских взглядов, ставшую классическим примером объективного идеализма. Он утверждал, что кроме мира материальных вещей существует мир нематериальных идей. Идея – это образ вещи, образец, эталон, идеал. Идеи первичны. Любой материальный предмет или процесс – это материализация идеи. Например, человек, прежде чем создать предмет или совершить действие, мысленно составляет план, т.е. идею.

Материальные вещи меняются, разрушаются, а идеи вечны и неизменны. Понять идею, значит понять главное, сущность вещи. Идеи всех вещей образуют свой собственный мир – объективный, т.е. самостоятельный, независимый от сознания человека. В этом заключается объективный идеализм Платона.

Согласно Платону душа человека до рождения тоже существует в мире вечных и неизменных идей. После рождения в процессе обучения и воспитания душа вспоминает то, что видела в мире идей.

Платон пытался понять, каким должно быть идеальное государство. Он считал, что в таком государстве все люди разделены на три сословия: правители-философы, войны и работники производительного труда. Первые два сословия не должны иметь никакой собственности. Все частные интересы подчиняются общественным. Труд людей и отдых проходят совместно. Даже семейные отношения и продолжение рода строго регламентированы. Т.о. Платон высказывал идеи примитивного, вульгарного коммунизма.

 

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый великий философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки.

Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что идеальное не может быть причиной материального. Здесь он выступал как материалист. В теории познания Аристотель также был материалистом. Он доказывал, что источником ощущений является материальный мир, познание направлено на материальные объекты. Как материалист, Аристотель также доказывал, что искусство должно быть отражением жизни.

Но Аристотель считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы. Аристотель считал, что материя сама по себе бесформенна, пассивна. Любая вещь становится самой собой, когда материи придаётся определённая форма. Т.о. форма – это активное начало, в ней заключена сущность вещи.

Аристотель – универсальный философ. Он писал работы о явлениях живой и неживой природы, об обществе и государстве, работы по логике, этике, эстетике и риторике. Разрабатывал классификацию жанров искусства. Систематизировал минералы, растения и животных. От философии Аристотеля идут две линии: 1) рационалистическая – линия науки, направленная на познания природы и общества, 2) религиозная линия – ею воспользовалась католическая церковь.

 

10. Материализм 17-18 веков. Философия Нового времени (17-18 веков).

Материализм 17-18 вв.

В отличие от наивного материализма древнегреческих философов, обладал преимуществом. Он опирался на выдающиеся открытия естественных наук того времени. Материалисты считали основой мира вечно движущуюся материальную субстанцию, а человека считали частью природы. Они критиковали идеализм, религию, мистику.

Наряду с крупными достижениями материализм 17-18 вв. имеет и существенные недостатки:

1) Метафизичность. В этот период в науке господствующим стал метафизический подход. Наука не могла раскрыть глубокие взаимосвязи и развитие в природе.

2) Механицизм. В этот период наибольшее развитие получила механика. Её законы абсолютизировались. Они использовались для объяснения любых процессов, даже биологических и социальных.

3) Идеализм в понимании общественной жизни. Философы 17-18 вв. были материалистами лишь в понимании природы. Но основой развития общества считали духовные факторы в деятельности людей, в том числе волю и сознание людей.

Философия И. Канта.

Особым этапом в развитии философии стала немецкая классическая философия. Её представители – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (идеалисты), и Фейербах (материалист). Главным достижением немецких идеалистов стала разработка диалектики. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804).

В философии Канта выделяются два периода: 1) Докритический, до 1770 г. 2) Критический – после 1770 г.

В первый период Кант занимался естествознанием и выступал в основном как материалист. Он высказал гипотезу возникновения солнечной системы из газопылевой туманности, объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением Земли и Луны. Заслуга Канта в этот период состояла в том, что он с позиций материализма и диалектики раскрывал единство, взаимосвязи и развитие материального мира.

Главные работы Канта во второй период: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кант подверг критическому анализу познавательные способности человека. Он исходил из того, что независимо от человека существует объект познания – внешний предметный мир. Здесь он выступает как материалист. Внешний мир вызывает в человеке поток ощущений, хаотичный, неупорядоченный в пространстве и времени, несвязанный причинностью. Пространство, время, причинность, закономерность Кант считал не характеристиками объективного мира, а свойствами самого человеческого сознания, категориями, заложенными в сознании независимо от опыта, т.е. априорно (а приори – до опыта). Здесь Кант выступает как субъективный идеалист. Используя априорные категории, сознание упорядочивает полученные ощущения, выстраивает их в пространстве и времени, устанавливает причинные связи. Так формируется знание. Но это знание не отражает внешний мир. Оно искусственно конструируется самим человеческим сознанием. Человек не способен понять мир таким, какой он сам по себе. Внешние объекты остаются непознаваемы. Это «вещи в себе». То, какими человек их представляет – это «вещи для нас». Здесь Кант выступает как агностик. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира.

Кант усомнился в возможностях не только чувств, но и разума. Он доказывал, что разум, выходя за пределы возможного опыта, запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях. Антиномии - пары противоположных по смыслу, но равнодоказуемых суждений. Например: Мир конечен во времени и пространстве – мир бесконечен. В мире существует свобода – в мире всё происходит с неизбежностью. В мире всё просто и неделимо – в мире всё сложно и делимо. Существует бог как первопричина мира – нет никакой первопричины.

Разум может доказать исключающие друг друга суждения, а значит его выводам нельзя доверять. Заслуга Канта в том, что он понял противоречивость разума. Недостаток в том, что он не понял противоречивость самого объективного мира. Кант разработал субъективную диалектику, т.е. диалектику процесса познания, раскрыл реальные трудности и противоречия этого процесса. Но он преувеличил эти трудности и пришёл к выводу о непознаваемости мира.

В области этики Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив – нравственный закон, обязательный для исполнения в любых обстоятельствах: 1) Следует рассматривать людей как цель, а не как средство; 2) Следует поступать так, чтобы личные принципы могли стать основой всеобщего законодательства. Этика Канта гуманистична, но абстрактна.

 

Философия Л Фейербаха.

Фейербах (1804-1872) с позиции материализма подверг критике систему Гегеля. Он доказывал, что взгляды Гегеля являются скрытой формой религии, что природа – это единственная, вечная и самостоятельная субстанция. В центр своей философии Фейербах поставил человека, в котором видел только природное существо, высший продукт природы. Фейербах не понимал, что человек – это прежде всего продукт общества. Материализм Фейербаха называют антропологическим.

Вместе с идеализмом, Фейербах отбросил то ценное, что было в философии Гегеля – диалектику. Он не понял глубокие взаимосвязи и развитие в природе, т.е. остался на позициях метафизики.

Фейербах критиковал христианство, но предлагал создать новую религию. Любовь к богу заменить на любовь к человеку. Этика Фейербаха является гуманистичной, но абстрактной. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» высоко оценил роль Фейербаха, но назвал следующие недостатки всего домарксовского материализма: 1) метафизичность 2) механистичность 3) идеализм в объяснении общества.

Философия Г. Гегеля.

Философия Гегеля (1770-1831) стала попыткой объединить в одну систему все научные знания эпохи. Не случайно, одна из главных его работ называется “Энциклопедия философских наук”. Благодаря своей систематичности, идеи Гегеля имели огромную популярность.

Система философских взглядов Гегеля является примером объективного идеализма. Он предположил, что эволюция природы и история общества подчинены разумным законам. Следовательно, движущей силой должно быть разумное начало, которое реализует свой замысел в постепенном развитии мира. Гегель считал, что существует Абсолютная идея – это сценарий развития мира, свод понятий, принципов и законов, в соответствии с которыми развивается мир. Абсолютная идея в своём развитии проходит три этапа: 1) Понятия и законы существуют в чистом виде, в виде замысла 2) Замысел воплощается в природе, природа развивается по установленным законам 3) Замысел воплощается в человеке и обществе, Абсолютная идея направляет историю. По мнению Гегеля, история должна остановиться, когда Абсолютная идея достигнет своих целей.

Но главным достижением Гегеля стала разработка диалектического метода, понятий, принципов и законов диалектики. Он доказывал, что источником развития являются противоречия, что в развитии количественные изменения переходят в качественные, что развитие может быть цикличным. Но диалектика Гегеля была идеалистической. Т.е. он приписывал эти законы не природе самой по себе, а разуму, руководящему природой.Диалектический метод Гегеля предполагает всеобщность и бесконечность развития. Но идеалистическая система Гегеля предполагает, что история кончится. Таким образом, система и метод Гегеля приходят в противоречие.

 

Основные типы противоречий.

 

Философия, ее предмет и роль в обществе.

Понятие философия имеет древнегреческое происхождение и образуется сочетанием двух слов – «филио» – «люблю» и «софия» – «мудрость». В Древнем мире философия включала в себя всё научное знание о мире. Но постепенно, по мере развития общества, из философии выходят отдельные части и превращаются в самостоятельные науки (геометрия, медицина, биология, химия, физика, астрономия, общественные науки). Этот процесс продолжается и в настоящее время. В первой половине 19 века возникло резкое противоречие между философией и частными науками. Философия претендовала на истину в последней инстанции, в том числе по любому частному вопросу, и нередко навязывала естествознанию абстрактные схемы развития. А конкретные научные знания о природе добывали частные науки. На основе этого возник конфликт. Появилось такое учение как позитивизм, представители которого считали, что наука сама по себе философия, и не нуждается ни в какой другой, стоящей над ней философии. Этот конфликт в определённой степени был снят появлением марксизма. Маркс и Энгельс показали, что философия имеет свой собственный предмет исследования, что она не подменяет собой частные науки и не должна решать их проблемы. Предмет философии, т.е. то что она изучает – это соотношение материи и сознания, в том числе общественного бытия и общественного сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Философия изучает и самого человека, наиболее общие вопросы его существования: что представляет из себя человек, каково его место в мире, в природе и обществе, может ли человек познать мир.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – философия даёт цельное представление о мире, является основой любого мировоззрения.

2. Методологическая – все законы и категории философии являются всеобщими методами познания действительности.

3. Практическая – философия – это духовное оружие в изменении, преобразовании мира

4. Аксиологическая – философия разрабатывает общую теорию ценностей, отражает дух той или иной эпохи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.054 с.)