Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика философии 17-18 вв.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
17-18 вв. относятся к эпохе Нового времени. Главная её особенность – бурное развитие наук о природе. Ослабевает влияние христианства на европейскую философию. Меняется отношение к науке, возрастает её роль в обществе. Рождается знаменитый афоризм «знание – сила» (Ф. Бэкон). Широко распространяются материалистические идеи. Развитие капиталистического производства требовало открытия новых знаний, а развитие естественных наук способствовало распространению материализма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Д.Дидро, Гольбах, Гельвеций, М.В.Ломоносов). Центральной задачей становится разработка методов научного познания. Сформировались два основных подхода к проблеме метода – сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это философское учение, признающее главным источником достоверного знания человеческие чувства (Ф. Бэкон, Д. Локк). К нему применимо и другое название – эмпиризм, потому что оно призывает основываться только на факты опыта («эмпирио» - опыт). В основе такого подхода лежит метод индукции: накопление фактов опыта, их обобщение, переход от частных выводов к общим. Эмпиристы считали, что сознание человека от рождения подобно чистому листу бумаги (tabula rasa), на котором опыт с помощью чувств пишет свой текст. Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Т.о. эмпиристы защищали экспериментальное естествознание. Рационализм – учение, признающее главным источником достоверного знания человеческий разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационалисты считали показания органов чувств недостоверными, а опыт ограниченным. Только разум даёт истинное знание, потому что руководствуется непогрешимыми законами дедуктивной логики. Дедукция извлекает частные выводы из общих суждений. Исходными общими суждениями являются аксиомы и постулаты – это ясные и самоочевидные истины, которые содержатся в разуме в виде «врождённых идей». Таким образом, рационалисты отрицали представление о сознании, как чистом листе бумаги. Идеалом науки для них была математика. Философия И. Канта. Особым этапом в развитии философии стала немецкая классическая философия. Её представители – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (идеалисты), и Фейербах (материалист). Главным достижением немецких идеалистов стала разработка диалектики. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804). В философии Канта выделяются два периода: 1) Докритический, до 1770 г. 2) Критический – после 1770 г. В первый период Кант занимался естествознанием и выступал в основном как материалист. Он высказал гипотезу возникновения солнечной системы из газопылевой туманности, объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением Земли и Луны. Заслуга Канта в этот период состояла в том, что он с позиций материализма и диалектики раскрывал единство, взаимосвязи и развитие материального мира. Главные работы Канта во второй период: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кант подверг критическому анализу познавательные способности человека. Он исходил из того, что независимо от человека существует объект познания – внешний предметный мир. Здесь он выступает как материалист. Внешний мир вызывает в человеке поток ощущений, хаотичный, неупорядоченный в пространстве и времени, несвязанный причинностью. Пространство, время, причинность, закономерность Кант считал не характеристиками объективного мира, а свойствами самого человеческого сознания, категориями, заложенными в сознании независимо от опыта, т.е. априорно (а приори – до опыта). Здесь Кант выступает как субъективный идеалист. Используя априорные категории, сознание упорядочивает полученные ощущения, выстраивает их в пространстве и времени, устанавливает причинные связи. Так формируется знание. Но это знание не отражает внешний мир. Оно искусственно конструируется самим человеческим сознанием. Человек не способен понять мир таким, какой он сам по себе. Внешние объекты остаются непознаваемы. Это «вещи в себе». То, какими человек их представляет – это «вещи для нас». Здесь Кант выступает как агностик. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира. Кант усомнился в возможностях не только чувств, но и разума. Он доказывал, что разум, выходя за пределы возможного опыта, запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях. Антиномии - пары противоположных по смыслу, но равнодоказуемых суждений. Например: Мир конечен во времени и пространстве – мир бесконечен. В мире существует свобода – в мире всё происходит с неизбежностью. В мире всё просто и неделимо – в мире всё сложно и делимо. Существует бог как первопричина мира – нет никакой первопричины. Разум может доказать исключающие друг друга суждения, а значит его выводам нельзя доверять. Заслуга Канта в том, что он понял противоречивость разума. Недостаток в том, что он не понял противоречивость самого объективного мира. Кант разработал субъективную диалектику, т.е. диалектику процесса познания, раскрыл реальные трудности и противоречия этого процесса. Но он преувеличил эти трудности и пришёл к выводу о непознаваемости мира. В области этики Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив – нравственный закон, обязательный для исполнения в любых обстоятельствах: 1) Следует рассматривать людей как цель, а не как средство; 2) Следует поступать так, чтобы личные принципы могли стать основой всеобщего законодательства. Этика Канта гуманистична, но абстрактна.
Философия Л Фейербаха. Фейербах (1804-1872) с позиции материализма подверг критике систему Гегеля. Он доказывал, что взгляды Гегеля являются скрытой формой религии, что природа – это единственная, вечная и самостоятельная субстанция. В центр своей философии Фейербах поставил человека, в котором видел только природное существо, высший продукт природы. Фейербах не понимал, что человек – это прежде всего продукт общества. Материализм Фейербаха называют антропологическим. Вместе с идеализмом, Фейербах отбросил то ценное, что было в философии Гегеля – диалектику. Он не понял глубокие взаимосвязи и развитие в природе, т.е. остался на позициях метафизики. Фейербах критиковал христианство, но предлагал создать новую религию. Любовь к богу заменить на любовь к человеку. Этика Фейербаха является гуманистичной, но абстрактной. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» высоко оценил роль Фейербаха, но назвал следующие недостатки всего домарксовского материализма: 1) метафизичность 2) механистичность 3) идеализм в объяснении общества. Философия Г. Гегеля. Философия Гегеля (1770-1831) стала попыткой объединить в одну систему все научные знания эпохи. Не случайно, одна из главных его работ называется “Энциклопедия философских наук”. Благодаря своей систематичности, идеи Гегеля имели огромную популярность. Система философских взглядов Гегеля является примером объективного идеализма. Он предположил, что эволюция природы и история общества подчинены разумным законам. Следовательно, движущей силой должно быть разумное начало, которое реализует свой замысел в постепенном развитии мира. Гегель считал, что существует Абсолютная идея – это сценарий развития мира, свод понятий, принципов и законов, в соответствии с которыми развивается мир. Абсолютная идея в своём развитии проходит три этапа: 1) Понятия и законы существуют в чистом виде, в виде замысла 2) Замысел воплощается в природе, природа развивается по установленным законам 3) Замысел воплощается в человеке и обществе, Абсолютная идея направляет историю. По мнению Гегеля, история должна остановиться, когда Абсолютная идея достигнет своих целей. Но главным достижением Гегеля стала разработка диалектического метода, понятий, принципов и законов диалектики. Он доказывал, что источником развития являются противоречия, что в развитии количественные изменения переходят в качественные, что развитие может быть цикличным. Но диалектика Гегеля была идеалистической. Т.е. он приписывал эти законы не природе самой по себе, а разуму, руководящему природой.Диалектический метод Гегеля предполагает всеобщность и бесконечность развития. Но идеалистическая система Гегеля предполагает, что история кончится. Таким образом, система и метод Гегеля приходят в противоречие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.007 с.) |