Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение философии: основные этапы её развития и основные представители.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия возникает в 6 веке до н.э., почти одновременно в странах Запада и Востока (Индия, Китай, Египет). Но свою классическую форму она приобрела в Древней Греции. Впервые понятие философия встречается у Пифагора, а в качестве особой науки её выделил Платон. Философия возникает как наука, объединяющая всю совокупность знаний о мире. Философия возникает в период перехода от раннего к зрелому рабовладельческому строю. Происходит разделение труда, отделение ремесла от земледелия, зарождаются товарно-денежные отношения, утверждается частная собственность, которая разлагает общину. Формируется государственно-правовая система, которая регулирует новые общественные отношения и регламентирует деятельность возникшего рабовладельческого общества. И по аналогии подчинения общества юридическому законодательству в культуре Древней Греции, Индии, Китая возникает идея подчинённости всего бытия некоему надприродному закону (Логосу, Дхарме, Дао). В этот период начинают интенсивно накапливаться научные знания, которые разрушают старые представления о мире, о человеке. И только в такой новой обстановке возникает потребность в антимифологическом сознании. В ответ на эту потребность зарождается философия. Сознание ранних философов ещё сохраняет элементы религиозно-мифологических представлений. Но в тоже время формируются черты, которые отличают возникающую философия от религиозно-мифологического сознания. Философы уже учат не о рождении бессмертных богов, а о происхождении всех вещей вообще. Они предполагают возможность взаимопревращения первоначал и вещей друг в друга. Философы ставят вопрос об устройстве мира, о том, что лежит в его основе – материальное или идеальное первоначало. Т.е. постепенно формируются два основных направления в философии – материализм и идеализм. В древней Индии, например, на позиции материализма стояли философские школы – Чарвака, Вайшешика, Ньяя. А на позиции идеализма – Веданта, Миманса. В древнем Китае шла борьба между материалистической философией Лао-Цзы и идеалистической философией Конфуция. Но в классическом виде борьба материализма и идеализма складывается в древней Греции, как борьба двух линий: материалистической линии Демокрита и его сторонников, и идеалистической линии Платона и его сторонников. В развитии философии можно выделить следующие основные этапы: 1) философия рабовладельческого общества (с 6 в. до н.э. – по 5 в. н.э.), 2) философия феодального общества (6 – 15-16 вв), 3) философия буржуазного общества (17- сер.19 в.), 4) философия со второй половины 19в., в том числе и марксистская философия, и до настоящего времени.
Первые древнегречсскне философы-материалисты. Возникновение идеализма - философия Пифагора. Древнегреческая философия в своём развитии прошла три этапа. Ранний период. Первые философы древней Греции были материалистами. Они сводили материю или к какому-то определённому её состоянию, свойству (Фалес – к воде, Анаксимен – к воздуху), или к неопределённому первоначалу, которое Анаксимандр назвал Апейроном. Всё это были наивные представления о материи, но в основе своей верные, т.к. первоосновой считали нечто материальное. Вода для Фалеса, как основа мира, это текучее, аморфное состояние материи. Фалес ставил вопрос о противоположности жизни и смерти. Анаксимандр под апейроном понимает материальное образование, которое включает в себя тёплое и холодное, сухое и влажное и представляет совокупность различных элементов и свойств. Положительной стороной древнегреческих философов материалистов было то, что их учения включают элементы диалектики, понятия противоположности, движения, изменения, развития. Но если материализм был наивен, то их диалектика была стихийной, и их философские учения не опирались на науку, поскольку науки ещё не было. Почти одновременно с материализмом в древней Греции формируется и идеализм. Возникновение идеализма было связано с именем Пифагора и его учеников. Их заслуга состояла в том, что они подчеркнули огромную роль математического анализа объектов природы. Но они считали, что такое знание не может быть получено на основе чувственных данных. И поэтому Пифагор утверждал, что единым и абсолютным началом мира может быть только мысль, а точнее её божественная форма – число. Сущность вещей – это числа, числа управляют миром. В этом состоит идеализм Пифагора. Он абсолютизировал роль чисел, отрывал числа от объектов природы, сделал их самостоятельными сущностями, первичными по отношению к вещам Особое значение Пифагор придавал числам 3 и 7, а высшим видом геометрической фигуры считал круг.
Философия Гераклита. Основная заслуга Гераклита (540-480 гг. до н.э.) в том, что он выдвинул идею всеобщего развития через борьбу противоположностей. Он развил диалектические взгляды первых древнегреческих философов. Гераклит утверждал: всё течёт, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. На примере течения реки Гераклит пытался показать всеобщность движения. Даже покоящиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения. Движение это не только перемещение, а любое изменение, возникновение нового. Материя не может существовать без движения. Во всех предметах, процессах и явлениях сосуществуют противоположные начала. Их борьба является движущей силой и источником всякого развития. «Враждующее соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу». Т.о. Гераклит пришёл к выводу, что природа содержит в самой себе причину своих изменений, что движение природы – это самодвижение. Природа не нуждается в каком-либо сверхъестественном первоначале. «Этот космос тот же самый для всех, его не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно разгорающимся и потухающим». Первоначалом мира Гераклит считал огонь – это символический образ циклически развивающегося мира. Гераклит утверждал, что мир представляет собой не хаос, где может произойти что угодно, а порядок, где всё происходит по единому закону. Он назвал этот закон Логосом. Как общество подчиняется своду законов, так весь мир подчиняется Логосу.
Философия Демокрита. Демокрит. (460-370 гг. до н.э.). Основная заслуга Демокрита состояла в том, что одним из первых разработал учение об атомах. Он утверждал, что мир представляет собой бесконечное множество мельчайших частиц – атомов. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы неделимы и неуничтожимы, поэтому ничто не может исчезнуть бесследно и возникнуть из ничего. Атомы неизменны, непроницаемы. Они различаются формой, размерами. Атомы двигаются в пустоте, соединяются и образуют разнокачественные вещества. Атомы двигаются по строго определённым траекториям. В их движении нет случайностей. Поэтому в мире вообще нет случайных событий. Демокрит считал, что люди называют случайностью то, причину чего не могут объяснить. Демокрит говорил о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, из которых одни рождаются, а другие угасают. Демокрит впервые поставил вопрос о соотношении чувств и разума в познании. Он считал, что чувства дают нам тёмное, т.е. неполное, недостоверное знание. И только с помощью разума, человек может проникать в сущность изучаемых явлений. Демокрит использовал учение об атомах и для объяснения природы человека. По его мнению, душа состоит из особых атомов, которые человек вдыхает с воздухом, и которые рассеиваются в воздухе после его смерти. Демокрит высмеивал учение о загробной жизни. Он утверждал, что вера в богов возникла из-за страха людей перед неизвестными силами природы. Философия Платона. Ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.) – создал систему философских взглядов, ставшую классическим примером объективного идеализма. Он утверждал, что кроме мира материальных вещей существует мир нематериальных идей. Идея – это образ вещи, образец, эталон, идеал. Идеи первичны. Любой материальный предмет или процесс – это материализация идеи. Например, человек, прежде чем создать предмет или совершить действие, мысленно составляет план, т.е. идею. Материальные вещи меняются, разрушаются, а идеи вечны и неизменны. Понять идею, значит понять главное, сущность вещи. Идеи всех вещей образуют свой собственный мир – объективный, т.е. самостоятельный, независимый от сознания человека. В этом заключается объективный идеализм Платона. Согласно Платону душа человека до рождения тоже существует в мире вечных и неизменных идей. После рождения в процессе обучения и воспитания душа вспоминает то, что видела в мире идей. Платон пытался понять, каким должно быть идеальное государство. Он считал, что в таком государстве все люди разделены на три сословия: правители-философы, войны и работники производительного труда. Первые два сословия не должны иметь никакой собственности. Все частные интересы подчиняются общественным. Труд людей и отдых проходят совместно. Даже семейные отношения и продолжение рода строго регламентированы. Т.о. Платон высказывал идеи примитивного, вульгарного коммунизма.
Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый великий философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки. Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что идеальное не может быть причиной материального. Здесь он выступал как материалист. В теории познания Аристотель также был материалистом. Он доказывал, что источником ощущений является материальный мир, познание направлено на материальные объекты. Как материалист, Аристотель также доказывал, что искусство должно быть отражением жизни. Но Аристотель считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы. Аристотель считал, что материя сама по себе бесформенна, пассивна. Любая вещь становится самой собой, когда материи придаётся определённая форма. Т.о. форма – это активное начало, в ней заключена сущность вещи. Аристотель – универсальный философ. Он писал работы о явлениях живой и неживой природы, об обществе и государстве, работы по логике, этике, эстетике и риторике. Разрабатывал классификацию жанров искусства. Систематизировал минералы, растения и животных. От философии Аристотеля идут две линии: 1) рационалистическая – линия науки, направленная на познания природы и общества, 2) религиозная линия – ею воспользовалась католическая церковь.
10. Материализм 17-18 веков. Философия Нового времени (17-18 веков). Материализм 17-18 вв. В отличие от наивного материализма древнегреческих философов, обладал преимуществом. Он опирался на выдающиеся открытия естественных наук того времени. Материалисты считали основой мира вечно движущуюся материальную субстанцию, а человека считали частью природы. Они критиковали идеализм, религию, мистику. Наряду с крупными достижениями материализм 17-18 вв. имеет и существенные недостатки: 1) Метафизичность. В этот период в науке господствующим стал метафизический подход. Наука не могла раскрыть глубокие взаимосвязи и развитие в природе. 2) Механицизм. В этот период наибольшее развитие получила механика. Её законы абсолютизировались. Они использовались для объяснения любых процессов, даже биологических и социальных. 3) Идеализм в понимании общественной жизни. Философы 17-18 вв. были материалистами лишь в понимании природы. Но основой развития общества считали духовные факторы в деятельности людей, в том числе волю и сознание людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.76 (0.007 с.) |