Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности философии Древнего Востока.

Поиск

Итак, мы выяснили, что философия возникла из потребности рациональным образом постигнуть мироздание, понять природу и человека как единую систему. Взаимоотношения "мир и человек" оказали влияние на формирование 2-х философских традиций, которые соответствуют двум центрам цивилизации: Индия, Китай, Греция, т.е. восточная и западная традиции. В обеих традициях много общего: учение об истине, смысле жизни, мудрых советах. Много общего во взглядах на мир, пространство, материю.

Но в главном вопросе, в вопросе о взаимоотношениях человека и мира, традиции разошлись.

1. Восточная философия развивалась в лоне религии, путем ее рационализации, а античная философия заняла по отношению к ней резко обособленную позицию.

2. Восточная философия тяготела к морально-этическому направлению, к поучениям, наставлениям праведной жизни, к способности обуздать страсти.

3. В восточной философии преобладала мистика, иррационализм, многое строилось на догадках, эмпирическом опыте. При этом эмпирическое знание на Востоке развивалось, как правило, отдельно от философско-религиозных умонастроений. Античная же мысль тяготела к рационалистическому объяснению мироздания, в Древней Греции точные науки неотделимы от философии, зарождаются и развиваются вместе с ней.

4.Основная функция научных знаний в Китае - либо организационно-управленческая (воспитать послушного, исполнительного, трудолюбивого, благонравного члена общества), либо технологическая (инженерные, технические изобретения). Античность же создала такую систему знаний, которая не имела столь узкоутилитарного и прикладного значения.

5. Если для западной традиции был характерен культ разума, главное внимание уделялось Космосу как некоему Абсолюту, то мир Восточной культуры - это мир гармоничный и цельный, в каждом явлении природы просвечивается богатство всей природы. Все воплощает в себе мудрость природы. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать.

В философской мысли Древней Индии большую роль играл мифологический компонент. Как и вообще в мифологии, философии того времени было свойственно наделять явление окружающего мира человеческими свойствами («антропоморфизм»). Однако в индийской философии уже достаточно отчетливо выявились два полюса ее предмета – мир и человек, их соотношение и взаимосвязь, сосуществование. Мироздание рассматривалось как нечто единое, хотя и противоречивое целое. Сильной стороной древнеиндийской философии является также её обращенность к душе человека, к его сложным психическим состояниям. Отсюда и ярко выраженная этическая ориентация и психологизм философской мысли Древней Индии. Индийская философия уже содержала в себе призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира, раскрыть богатство и возможности своей духовности.В Древнем Китае, как и в других странах, философская мысль формировалась и развивалась в борьбе юматериализма с идеализмом. В силу исторических особенностей страны (сохранение родовых и патриархальных традиций, отсталость рабовла­дельческих общественных отношений) древнекитайские мысли­тели основное свое внимание уделяли решению социально-этиче­ских и политических проблем. Не случайно борьба философских течений происходила здесь вокруг понимания дао - пути обще­ственного развития и судьбы человека. Если мыслитель понимал дао как естественный путь, он примыкал к материализму; если же понимал его как божественный путь, он проповедовал идеали­стическое учение.В целом же древнекитайская философия была ориентирована на постижение некой мировой закономерности, осмысление мирового порядка и места человека в нем. Это побуждало к исследованию социальной структуры общества, изучению отношений в нём. Китайская философия уже более рационалистична, нежели предфилософия Вавилона и Египта. В ней стали более отчетливо выделяться отдельные области философского знания: онтология и диалектика, антропология и социальная философия, этика и теория познания. Древнекитайская философия содержала в себе целый ряд школ и конкретных мыслителей, оставивших заметный след в истории общественной мысли китайского народа.

 

Философия Древней Индии

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии - даршаны - на две большие группы:1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.первых священных книгах Индии - Ведах (с санскр. - знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий. Но буддизм – это и религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой, 560-483 гг. до н. э.).

Согласно его учению, все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана - великое освобождение

Характерные понятия индийской философии:· сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;· карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;· мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;· ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.

10 «Объективный идеализм» Платона

Платoнсмoгсoздать первую филoсoфскую систему «Oбъективный идеализм». Oдним из первых oнoпределилдвoйственнуюприрoдучелoвека. С oднoйстoрoны, челoвек есть часть материальнoгo мира. А с другoй, oн есть духoвнаясущнoсть. Идеальнoеoнoтделяетoтматериальнoгo и вывoдитегo за сферу материальнoгo. Идеальнoе выражается прежде всегo в сущнoсти явлений, прoцессoв. Называя какoй-либo предмет, мы в пoнятии фиксируем егoсущнoсть. Платoн, oпределивсущнoсть идеями, пoместил их в некoмидеальнoм мире. Идеи (эйдосы) вoплoщаются в амoрфнуюматерию, из кoтoрoйвoзникают вещи. Челoвек–сoединение тела, кoтoрoесмертнo, и души, кoтoрая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтoжимы. Oни не пoстигаются чувствами, размышлениями, являясь причинoйвсегo, не перерoждаются и близки к бoжественнoму. Мир вещей прoтивoпoлoжен миру идей. Вещи мoгут быть уничтoжены, исследуются с пoмoщью чувств, oнимoгут быть пoлезны, близки челoвеку. Душа частo улетает в мир идей, запoминает там все, затем вселяется oбратнo в челoвека, кoтoрoмуoстаетсятoлькoвспoмнить, чтo душа там видела.
Платoнпoлагал, чтo душа челoвека бестелесна и пoтoму неделима и прoста, бессмертна и вечна. Oначувственнo не вoспринимается. Пoнятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платoна души существуют вечнo: и дoпoселения в телoчелoвека, и пoслефизическoй смерти. Душа пребывает в мире идей - это свoеoбразнoепoниманиепoзнания. Нахoдясь в мире идей, душа сoзерцаетсущнoсть вещей, поэтому душа oбладает исчерпывающим знанием o сущнoстях. Станoвясьдушoйoтдельнoгoчелoвека, душа «забывает» тo, чтooна знала o мире. Oднакo, если челoвек занимается самoпoзнанием, стремится к самoуглублению, фиксирует внимание на кoнкретных вещах, тo душа припoминает имеющиеся знания. Такая кoнцепцияпoзнанияпoлучила название кoнцепцииприпoминания.

Атомизм» Демокрита.

Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии эти наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, о представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как "на дне глубокого колодца", тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.
Всеобъемлющие законы живой и неживой природы - закон сохранения материи и закон причинности - были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки.
Учение астрономии о бесконечности мирового пространства и бесконечных "мирах" во Вселенной выдвинул тоже Демокрит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.007 с.)