Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция человека и культуры в философии экзистенцианализма, фрейдизма и неофрейдизма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основатель фрейдизма – известный австрийский психиатр, философ З.Фрейд. В работе «Я и Оно» Фрейд предлагает оригинальную психоаналитическую концепцию, основой которой становится новое понимание структуры человеческой психики. Согласно взглядам З.Фрейда, структура психики включает в себя 3 слоя: оно (глубинный слой бессознательных влечений – бессознательное), я или ego (посредник между бессознательным и внешней реальностью (собственно сознательное) и сверхъЯ или superego (олицетворяет установки общества, культуры в целом – слой сверхсознательного, надындивидуального начала человеческой психики). Бессознательное по Фрейду определяется, прежде всего, двумя господствующими влечениями – сексуальным и влечением к смерти (эрос и танатос); неудовлетворенные влечения и стремления сублимируются, т.е. энергия бессознательного используется не по прямому назначению, а в целях и интересах культуры (примером может служить научное и художественное творчество). В концепции Фрейда бессознательное превращается в тот смысловой ключ, с помощью которого реконструируется не только история психического развития индивида, но и в целом история происхождения и развития человеческой культуры (работа «Тотем и Табу»). В творчестве З.Фрейда не только раскрыто фундаментальное значение сферы бессознательного в жизни человека, но также предложены нестандартные интерпретации человеческой психики, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности человека и общества. В определенном смысле Фрейд осуществил биологизацию человеческого существа, сложные социальные и психические явления сводятся у него к элементарным физическим и биологически процессам[3]. Неофрейдизм, критикуя ортодоксальные взгляды своего учителя, стремится преодолеть идеи пансексуальности, отказывается от учения о либидо, сублимации, вводит понятие коллективного бессознательного (К.Г.Юнг). У Э.Фромма центральным понятием стал «социальный характер», в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека. Одни из них обусловлены биологически, другие – детерминированы социальной средой[4]. Социальный характер складывается под воздействием общества, но изменение общества начинается с изменения социального характера (если социальный характер в новых условиях остается старым, то люди, обладающие им, будут стремиться воспроизвести прежнюю социальную структуру). Основным мотивом поведения человека Фромм считал страсти. Страсти носят иррациональный характер, укротить их может только разум. Модернизацию общества на гуманистических началах Фромм сводит к изменению сознания и распространению новых форм психодуховной ориентации, которые эквивалентны религиозным системам прошлого. Экзистенциализм - это философия существования. Она получила распространение в ряде стран Западной Европы - Германии, Франции, Италии в 30 - 60-е годы. Классики экзистенциализма - это немецкие философы М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969), французские мыслители - Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973). Экзистенциализм существовал как в религиозной, так и атеистической формах. Многие экзистенциалисты известны не только как философы, но и как видные представители современной литературы и театра. Камю и Сартр - лауреаты Нобелевской премии в области литературы 1957 и 1964 годов. Романы, рассказы, драмы этих писателей - это художественное выражение их философских идей. Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных и политических потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют "философией кризиса", которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир. В центре внимания экзистенциалистов оказались вопросы отчуждения человека в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центральное место в философии экзистенциализма занимает понятие "существование". На французском языке это слово звучит как экзистенция, отсюда и пошло название этого философского течения. Экзистенция - это духовный мир человека, поток его переживаний, чувств, мыслей. Это переживание человеком своего бытия в мире. И среди этих переживаний, настроений у человека преобладают чувства тоски, тревоги, одиночества, разочарования, страха, паники, отчаяния, ужаса. Экзистенциалисты делают акцент на негативных эмоционально-психологических состояниях человека. Эти негативные эмоции возникают у человека в безысходных, трагических ситуациях. Экзистенциалисты называют их пограничными (это ситуации на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием). Отрицательные эмоции, настроения отражают истинный смысл бытия, действительное положение человека в обществе. Что касается положительных, приятных эмоций (радости, удовлетворённости, восторга), они всегда более или менее поддельны, фальшивы. Человек одинок в этом мире, ему неоткуда ждать поддержки и помощи. Таким образом, один из основных мотивов в философии экзистенциализма - это мотив трагического существования человека в современном мире. Несмотря на трагичность существования человека в мире, он должен решать проблему выбора своего жизненного пути. Экзистенциалисты отстаивают положение об открытости человека, о том, что человек - это проект, который им самим конструируется. "Человек сам себя выбирает" - пишет Сартр. Его жизнь - самоопределение, а не предопределение. И ничто - ни природные, ни социальные, ни божественные силы - не предрешают мышление и поведение человека. Основной постулат этики экзистенциализма состоит в том, что человек совершенно свободен в своей внутренней жизни, и от этой абсолютной свободы, как парадоксально выразился Сартр, ему не спастись. Свобода человека безгранична, во-первых, потому, что неисчерпаем духовный мир человека; во-вторых, человек не завершён как личность, он всегда пребывает в поиске. Экзистенциалисты поднимают и разрабатывают ещё одну важную проблему - отношения свободы и ответственности. Они считают, что свободный человек несёт ответственность за всё совершённое им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины за всё совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека. Экзистенциализм оказал большое влияние на общественную жизнь и духовную культуру ХХ века. Он - один из источников контркультуры на Западе.
Философская мысль Беларуси !!!ВАРИАНТ №1 ответа ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени . В узком (1) смысле - это история Ф.Б. (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной Ф.Б.). В более широком (2) смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей (вне дисциплинарных рамок, существовавших или ретроспективно апплицируемых на реально сложившуюся историю) относительно (или имеющих отношение к) социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием «Беларусь» или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Беларусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ). Реальную, однозначную, устраивающую всех, приемлемую и т.д. границу между первым и вторым провести практически невозможно, любая предлагаемая версия будет компромиссной, вынужденной считаться с аргументами обеих трактовок. В этом отношении болееоправданным представляется принятие за исходную первой трактовки (иначе утрачиваются критериальные границы предмета рассмотрения), но вписывание ее в более широкий контекст второй трактовки, задающий общую систему координат . В этом случае становление Ф.Б. выступает как сложный, многоэтапный и многовекторный процесс, задаваемый спецификой развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры (включая ее философскую рефлексию) как уникальной самодостаточной целостности, в контексте эволюции европейского региона в целом. Первое, что необходимо отметить и из чего исходить, - это постоянная прерывность (точнее даже серия «разрывов») в поступательном развитии философской и любой иной профессионально продуцируемой мысли в Беларуси (при сохранении несомненной преемственности - на уровне традиционной культуры, прежде всего) и при этом - удержание (иногда практически в безнадежных ситуациях) социокультурной целостности. Беларусь в этом отношении далеко не единственна в Европе (достаточно сослаться на пример Чехии, Болгарии, Сербии или Хорватии), но осознание данного фактора сразу же задает специфику анализа Ф.Б. по отношению к странам, где развитие философской мысли не знало (не ощущало в такой степени) таких «разрывов». Наиболее целостно и институционально оформленно в этом отношении в истории Беларуси выглядит развитие комплекса философских (и близкихк ним) идей, начиная с первых десятилетий 16 в. по примерно 1820-1830-е. В какой-то мере можно говорить о подобной целостности и на протяжении 20 в. Второй фактор, заслуживающий внимания и имеющий несомненное влияние как на исторические судьбы страны, так и на круг сложившихся в ней идей - постоянное полярное (полюсное) напряжение между Западом и Востоком. Включенность (исторически и культурно) в восточнославянский регион, зону византийского влияния (точнее - притяжения) в начале становления (при фактуалистически зафиксированных импульсах иных воздействий) сменяется переключением на западноевропейский культурный и философский контекст при военно-политической экспансии на Восток и пусть ослабевших, но не прервавшихся культурных взаимовлияниях с землями бывшей Киевской Руси.
Философская мысль Беларуси !!!ВАРИАНТ№ 2 ответа Поиск ответов на вопросы мировозренческого характера (происхождение мира и человека, тайны рождения и смерти и т.п.) начался ещё в период язычества и был продолжен древнерусской философией и философской мыслью культуры Великого княжества Литовского. Отечественная философия уже в Средневековье отличалась охватом всех сторон бытия. В ней можно выделить философию истории (прослеживаются в летописях – «Повесть Временных Лет», белорусско-литовские летописи; «Слово о полку Игореве»), философия этической мысли («Жития» Ефросини Полоцкой, Кирилла Туровского, сборники изречений и афоризмов и др.), эстетические идеи, политическая направленность философской мысли, онтологические и гносеологические идеи (памятники К. Туровского, Климента Смолятича и других авторов). Старобелорусская философская мысль возникла на мировозренческом фундаменте христианства. Необходимой предпосылкой её формирования стали широкие культурные связи с Византией, Болгарией, западноевропейскими странами. На формирование национальной философской и общественно-политической мысли Беларуси существенное влияние оказало наследие античности. Отечественной философии было свойственно большее внимание к внутреннему миру человека, нежели к внешнему, тяга к проблемам духовного, нежели физического бытия. Период Возрождения и ренессансного гуманизма в Беларуси по мнению белорусских исследователей (С.А. Подокшин, В.В. Старостенко и др.) обладал следующими особенностями: - Меньший удельный вес светского начала в культуре в силу того, что в экономике были менее выражены буржуазные (прокапиталистические) проявления, существовала большая зависимость городов и местечек от феодалов; - столкновение "восточной" и "западной" культурно-философских и религиозно-церковных традиций, что обусловлено геополитическим положением белорусских земель; - становление культуры в условиях полиэтнических и разнорелигиозных государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая); - проявляется идея генетического родства русского, белорусского и украинского народов; осуществляется взаимовлияние русской, украинской, белорусской, литовской, польской культур, в силу этого-переплетение тенденций национально-культурного и интеграционного характера; - созидание ренессансной культуры в обстановке феодально-католической реакции и контрреформации (со второй половины ХVI века); - связь не только с антифеодальным, но и с национально-религиозным движением; - патриотическая и демократическая культурно-просветительская тенденция ряда деятелей и мыслителей эпохи Возрождения; - социально-политическая и религиозно-этическая направленность философской культуры; - проявление в большей степени синтеза натурализма и теологизма, безрелигиозных и религиозно-христианских духовных ценностей, в связи с чем отечественный гуманизм нередко принимал форму т. н. христианского гуманизма; - проявление не столько философского пантеизма, сколько религиозного рационализма и свободомыслия, частично атеизма и материализма; - ренессансному процессу в Беларуси свойственно утверждение естественной природы человека, но при этом гуманисты (Скорина, Волан и ряд других) не отрицали её божественной сущности. Человек рассматривался как представитель божественно-природного мира; - во взглядах на предназначение человека идея индивидуальной, субъективной свободы в большей степени, чем в западноевропейской мысли, ограничивалась интересами общественного блага ("посполитое добро" у Скорины). Определяла это в значительной степени (наряду с более низким уровнем городской культуры) мощная общественно-культурная древнерусская традиция в силу специфики исторического развития белорусских земель. Поэтому в отечественном ренассанснон гуманизме практически не встречается его "обратная сторона" абсолютизация свободы. Человеческая индивидуальность не игнорировалась, но ставилась на службу обществу; - проявлялась тесная связь отечественного гуманизма с Реформацией, главным образом с её радикальными течениями. Почти все ренессансные гуманисты Беларуси и Литвы были или близки Реформации (Ф. Скорина, М. Литвин, Л. Зизаний), или являлись её непосредственными участниками (С. Будный, З. Тяпинсккй, А. Волан и др.); - в философской культуре Беларуси до 70-х г.г. ХVI века пру наличии религиозно-христианской теологической (православной, католической, протестантской) практически не существовало философско-схоластической традиции, отсутствовали учебные заведения, где бы преподавалась "школьная философия" в качестве специального предмета. Философско-схоластическое знание было в основном привнесённым, его носителями являлись светские и духовные лица, которые учились в университетах Западной и Центральной Европы. Поэтому ренессансно-гуманистическая мысль Беларуси и Литвы первоначально столкнулась главным образом с ортодоксальной религиозно-христианской традицией. Борьба шла преимущественно на основе религиозно-философских, а не собственно философских идей, то есть предметом рассмотрения были христианские догматы, морально-этические и социальные концепции. В Новое время для Беларуси, в силу специфических социально-политических условий наибольший расцвет приходится на первые десятилетия XIX века, а влияние её существенно сказывается на последующем развитии культуры и философии. Философская мысль становится преимущественно гноссеологической и психологической. Преобладающая просветительская мысль соседствовала с рядом иных философских направлений. Важным принципом воззрений становится в это время решающий авторитет разума, что, однако, чзсто сосуществовало с тяготением к идеалистическо-теологическому мировоззрению.
Просвещение в Беларуси испытывало существенное воздействие русской и польской культур, что проявлялось в широких сферах духовной жизни и в данную эпоху, и за её пределами. Взаимодействие прогрессивных тенденция славянских культур привело к возникновению культурного течения, стремящегося к изучению Беларуси, истории, жизни и культуры белорусского народа. После трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи. В философской мысли и социально-политической практике преобладают уже национально-освободительные темы. Тайные студенческие общества Виленского университета (филоматов, филаретов, «променистых» и др.) ставят своей целью восстановить Речь Посполитую, преобразовать общество и человека на основе разума и образования (Я. Чечот, Ф. Зан, А. Мицкевич). Возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и языку. Во второй половине XIX века заявляет о себе белорусская национальная литература. XX век в Беларуси начинается с религиозной философии как ответа на распространение в Беларуси революционной марксистской идеологии. В. Самойла, Я. Окунь и Д. Скрынченко дают философское обоснование единственно верному, на их взгляд, пути обновления общества – пути, основанному на христианской этике. После революционных событий 1917 года снова встает вопрос о национальном самоопределении. В. Самойла и И. Абдиралович, не приняв большевистской идеологии и практики, видят еще большую опасность для страны в полонизации ее Западной части, пророчески верят в историческое будущее Беларуси. В двадцатые годы начинает господствовать марксистская философия. Такое положение сохранялось до конца 80-х - начала 90-х годов XX столетия, что существенно сужало рамки философских исследований. 26. Структурность и неисчерпаемость – важнейшие свойства материальных объектов в современной научной картине мира. Структурность материи означает ее принципиальную несводимость к понятию последним и неизменным "элементам". Каким бы простым ни казался любой материальный объект, он всегда обладает сложной структурой. Структурность связана целостной системой. 1.система неживой природы (элементарные частицы и поля, вакуумы, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков); 2.живые системы (вся биосфера — от микроорганизмов до человека); 3) социально-организованные системы (человек, общество).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.012 с.) |