Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главный вопрос информатизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время уже никто не оспаривает тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения Основной целью информатизации является повышение качества образования через повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса и активное использование ИКТ. Когда-то изобретение письменности стало значимым явлением в развитии мысли. Появилась возможность ее фиксировать. Процесс передачи знаний приобрел совершенно иной вид, так как появился материальный носитель информации. Знания «материализовались», обрели предметную сущность, и их стало возможно передавать в прямом смысле этого слова. Роль учителя изменилась: из единоличного хранителя и носителя знаний он превратился в толкователя книжных знаний. Печатная книга стала революцией в сфере интеллектуального труда, прочно заняв место материальной основы для создания государственных систем образования. Ведь именно она позволила сформировать классно-урочную систему и учебный процесс в его нынешнем виде ("урок — домашнее задание — проверка"). Технология процесса обучения организовывалась и развивалась в рамках классно - урочной системы. И, если отвлечься от психологической стороны, то эта технология сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы с книгой, как учителя, так и ученика. Весь процесс учебной работы направлен на то, чтобы постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать необходимость прямого непосредственного воздействия учителя. Чтобы постепенно подрастающий человек, пройдя через систему обучения, научился самостоятельно ориентироваться в безбрежном море накопленных знаний, сумел найти для себя нужное, обладая знаниями о том, как необходимо работать, чтобы эти знания были им усвоены. Появление нового способа сохранения информации — цифровая запись и новых носителей этой информации - можно расценивать как одно из величайших изобретений в истории человечества. Оно, как когда-то бумага, вошло во все сферы интеллектуальной деятельности человека, принеся с собой новые представления о возможностях обработки информации, новых приемах и формах работы, новом уровне информационной обеспеченности общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры компьютерных технологий как о новом витке цивилизации. Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе — существующие способы хранения информации и ее обработки. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало появлению множества новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров — все это полностью видоизменяет лицо учебного процесса. И, конечно, изменились и в формы работы учителя — компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и непосредственно на уроке. Более того — изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставили переосмысливать и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, и общие организационные формы обучения. Можно с уверенностью сказать, что информатизация влияет на поведение, моральные нормы, психику и жизнь особенно растущего поколения. Уже сейчас очевидно, что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения учащихся к компьютеру, с одной стороны, и соразмерность информационных компонентов возрастным потребностям, с другой. Процессы информатизации неизбежно влияют на формы познания и, следовательно, на технологии обучения, изменяют и сами критерии грамотности. Становление компьютерно - информационной культуры, которое происходит в настоящее время, предполагает новый тип общения в процессе передачи и усвоения информации и формирует новый тип мышления. Успешное сращивание телекоммуникационных сетей (телефон, телевидение, радиосвязь) с компьютерными, стремительный рост их качества и количества преобразует вещательные сети в интерактивные. Оно создаёт единое мировое информационное мультимедиа-пространство. Слишком активное, агрессивное пространство, которое шаг за шагом внедряется во внутреннее пространство детей. И рождает новые проблемы и зависимости. С одной стороны, информатизация позволяет участникам образовательного процесса ближе познакомиться друг с другом. Образовательное учреждение имеет возможность создать свой общий сайт и персональные сайты педагогов.. Сайт - «визитка», PR-инструмент ОУ, сайт - инструмент внутри- и внешкольного взаимодействия. Педагоги учатся делать компьютерные уроки-презентации, позволяющие использовать на уроке большое количество качественного иллюстративного материала, заранее подготовленные таблицы, опорные схемы, практические задания, проецирующиеся с экрана. Интерактивные возможности программы Power Point позволяют педагогу использовать появление, исчезновение какой-либо информации в соответствии с ходом урока. В настоящий момент 60% учителей школы используют приложения MS Office и Интернет ресурсы. Да, исследования показывают, что эффективность практической работы учащихся на уроках возросла. Да, в ряде случаев повысился интерес учеников к тем предметам, на которых педагог использует компьютер. С большим интересом ребята стали выполнять различные творческие домашние задания. Повысилась общая учебная мотивация по этим предметам, улучшились взаимоотношения с учителем, «говорящим» с подростками на одном языке. Вот только разговоры эти – безличные! Информатизация практически уничтожает личное общение педагога с учениками. Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким: не только на уроках, но и во внеурочной и исследовательской деятельности. Компьютер становится основным средством общения. А учителем все чаще - мультяшный персонаж, чей - то голос за экраном – тьютор, или электронный рисованный герой. Да, он двадцать раз повторит материал без раздражения. Да, он будет объективен с математической точностью при выставлении оценки. Но даже его «Ты - молодец!» - просто равнодушные фразы запрограммированного действия. В арсенале педагогов все больше появляется цифровых образовательных ресурсов, выпускаемых различными издательствами и являющихся хорошим подспорьем в преподавании различных предметов. Сам подход к подготовке урока для педагога становится инновационным, поскольку, помимо традиционных источников, он может пользоваться различными сетевыми ресурсами, готовыми разработками уроков, адаптируя их под конкретную ситуацию. Все это справедливо и в отношении любого уровня образования. Компьютер – это только средство. Компьютерная техника и информатика сами являются объектами изучения. Строго говоря, это направление не относится непосредственно к проблемам повышения эффективности образования. В то же время исторически появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением основам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и общего. Компьютер – это средство повышения эффективности педагогической деятельности, компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории "средство" применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля. Компьютер – это средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании. Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее "свежей" и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам. Компьютер и информатика – это компоненты системы образовательно-педагогического управления, который связан с процессом принятия управленческих решений на всех уровнях образовательной деятельности - от повседневной работы по управлению учебным заведением до управления всей отраслью на федеральном и региональном уровнях. Эта задача является весьма трудоемкой, требующей междисциплинарного, системного подхода. Появление компьютеров - объективная реальность, обусловленная всем ходом развития материально-технической базы социума. Социально - экономическая сфера социума фактически предопределяет необходимость массового компьютерного всеобуча и широкого использования компьютерной техники в качестве средства повышения эффективности многоплановой образовательно-педагогической деятельности. Социально - экономическая сфера очень заинтересованная в должной отдаче образования. Ею продиктована необходимость изучения и использования информационно-компьютерной техники на всех уровнях образования. Среди многообразных факторов и отношений, сопутствующих внедрению компьютерной техники в сферу образования, центральным является отношение "человек-компьютер". Глобальность и многоаспектность этой проблемы вынуждают проводить исследования всех многосторонних связей человека с компьютером в плане специфической мировоззренческой, философской парадигмы, философско-методологической концепции. Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях. Сама идея информатизации именно педагогического процесса, а вслед за этим и эйфория по поводу все большей эффективности собственно информационной парадигмы образования уже в ряде случаев привела к негативным последствиям. Мода не только заразительна, но и опасна. Такое возможное негативное развитие событий при информатизации образования получило название "инфомания". Не надо фетишизировать возможности компьютеров. При всех своих искусственно - интеллектуальных возможностях, трансформациях и достижениях любой компьютер - всего лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности. Данное средство, прежде всего, информационное, ориентированное на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования и есть главный вопрос всей многоаспектной и многофакторной проблемы информатизации сферы образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.007 с.) |