Лабутина Елена Владимировна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабутина Елена Владимировна,



Ст. преподаватель

Кафедры педагогики и психологии

педагогического факультета

МГГУ имени М.А. Шолохова

К вопросу о развитии креативности в ходе организованной образовательной деятельности в детском саду

 

Современные ДОУ – это учреждения, способные не только обеспечить пребывание ребёнка вне дома с максимальной безопасностью и комфортом, но и организовать его обучение до начала систематического учения в школе. Высококвалифицированные и увлечённые своей профессией воспитатели в процессе занятий расширяют кругозор ребёнка, учат правильно воспринимать окружающий его мир предметов, людей, человеческих отношений, развивают память, мышление, воображение и формируют необходимые для будущей учебной деятельности поведенческие навыки.

Организовать образовательную деятельность дошкольника непростая задача, т.к. необходимо не только учесть возрастные особенности, но знать интересы каждого ребёнка. Дети всех возрастов любят играть, но дошкольники живут, играя, поэтому наиболее эффективно проводить занятия в игровой форме или включая элементы игры в структуру занятия. Однако не всегда упражнения, которые предлагаются ребятам, носят творческий, поисковый характер, где от ребёнка требуется не просто найти и продемонстрировать правильное решение, но наметить иной путь работы, другое решение предложенной задачи. А, между тем, именно такие задания, предполагающие множество вариантов работы и несколько возможных правильных ответов позволяют поддерживать интерес ребёнка к новой, сложной для него интеллектуальной деятельности.

Современный воспитатель должен обращать особое внимание на развитие творческих способностей (креативности) дошкольников. Понятие «креативность» используется для обозначения творческих способностей индивида, характеризующихся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Оно берёт своё начало от двух английских слов: «create» - создавать и «creative» - созидательный, творческий.

Чаще всего, говоря о креативности того или иного человека имеют в виду его смекалку, умение выходить из безвыходных положений, добиваться своей цели нетрадиционным способом, используя вполне традиционные обыденные средства необычным образом.

Интерес к проблеме креативности возник в 60 - х годах прошлого века в связи с установлением факта об отсутствие связи между исследованиями уровня интеллекта и успешностью решения проблемных задач. Люди с выявленным высоким интеллектом решали задачи, требующие нетрадиционного подхода хуже, чем этого можно было ожидать. Вместе с тем, А. Маслоу отмечал, что первоначально творческая направленность, свойственна всем и утрачивается большинством людей в процессе жизни, как правило, под воздействием среды.

В отечественной практике сущность понятия «креативность», механизмы творческой деятельности, мышления рассматривались П.Я. Гальпериным, Д.Б. Богоявленской, З.И. Калмыковой, Г.С. Альтшуллером (П.Я. Гальперин, 1969; Д.Б.Богоявленская, 1983, 2002; З.И. Калмыкова, 1981; Г.С. Альтшуллер, 1979), в зарубежной - исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, И Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс (Е. Торранс; Д. Гилфорд, 1967; К. Тейлор, 2009).

Творческая поисковая деятельность ребёнка невозможна без участия мышления и воображения, причём, одну и ту же задачу ребёнок может решать как с помощью воображения, так и с помощью мышления в зависимости от её характера, особенностей ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации.

Изначально для развития воображения необходима целенаправленная активность, то есть постановка перед дошкольниками, конкретной практической задачи, решение которой неочевидно и требует выдумки, фантазии. Для правильной организации указанной целенаправленной активности и развития воображения необходимо помнить, что этому способствуют: ситуации незавершенности, поощрение вопросов, исходящих от ребёнка, стимулирование независимости и самостоятельности, внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Препятствуют проявлению фантазии и развитию воображения: конформность взрослых, нетерпимое отношение к проявлениям фантазии (не фантазия, а ложь), жесткие полоролевые стереотипы, существенно сужающие ролевой репертуар и возможности самовыражения ребёнка, разделение игры и обучения и склонность взрослого быстро менять свою точку зрения под воздействием авторитетного мнения.

И. Гилфорд (J.P. Guilford, 1967) наряду с понятием «воображение» пользовался термином «дивергентное мышление» (от лат. divergere – расходиться). Подразумевается, что диверге́нтное мышление - это поиск множества решений одной и той же задачи. Подобный способ мышления позволяет человеку выразить свою индивидуальность, придумать иной, отличный от уже предложенного выход. Стимулируют творческое мышление вопросы взрослого, адресованные ребёнку в проблемной ситуации: «А как ещё можно решить задачу?», «Каким ещё способом это возможно сделать?», «Чем ещё могла бы закончиться эта история?» и т.п.

Дивергентное мышление сочетается с конвергентным – предполагающим точное использование предварительно усвоенного способа решения задачи или действия (от лат. cоnvergere сходиться). Подобный интеллектуальный подход преобладает в отечественной образовательной системе, что обосновано, т.к. ребёнка необходимо научить действовать планомерно, следовать алгоритмам, а в последствие самостоятельно планировать свою деятельность и следовать этому плану, однако только творческое мышление порождает интерес и приносит человеку интеллектуальное удовольствие.

Многие люди в тот или иной момент жизни испытывали ощущение радости, удовлетворения, успешности, собственного мастерства, счастья о того, что решена сложная, но интересная задача. Подобное состояние получило название «потокового» (М. Чиксентмихайи в работе «Flow: The Psychology of Optimal Experience»).

Педагоги и воспитатели, работающие с детьми на всех этапах взросления должны ориентироваться на формирование творческого мышления, создания для ребёнка «потокового» состояния в процессе обучения и добиваться этого ежедневно доступными им средствами.

 

Список использованной литературы:

 

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н / Д: ГУ, 1983.

2. Богоявленская Д.Б психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.

5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981.

6. Николаенко Н. Н.. Психология творчества. Серия: Современный учебник.-СПб.: Речь — 2007.

7. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М. — 1998.

8. Guilford J.P. The nature of human intelligence. McGraw-Hill, 1967.

9. Egan, Kieran Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.

 

Сидячева Наталья Владимировна,

Кандидат психологических наук

Доцент кафедры

Педагогики и психологии

педагогического факультета МГГУ имени М.А Шолохова

 

Компьютерные игры и их влияние на познавательное развитие

Старших дошкольников

 

На современном этапе развития общества информационные технологии активно входит в жизнь образовательных учреждений России. Использование компьютеров в учебной и практической деятельности дошкольных работников, делает актуальным подготовку педагогов к работе с ними, а появление компьютерных программ для дошкольников требует разработки методики определения уровня развития психологических процессов детей дошкольного возраста. Сделать вхождение ребенка в компьютерную деятельность безопасным, развивающим – одна из важных психолого - педагогических задач.

Проблема использования информационных технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах Я.А. Ваграменко, Н.М. Виштак, М.И. Коваленко, Т.К. Смыковской, подготовки педагогов дошкольного образования и использовании в дошкольном учреждении Н.П. Ходаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и другими, вопросами диагностики психического развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, Н.И. Гудкина, О.М. Дьяченко, Ж. Пиаже Д.Б. Эльконин и многие другие.

Компьютер может быть применен не только как практическое пособие на занятиях информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно - образовательного процесса во всех учебных заведениях от дошкольного образовательного учреждения до общеобразовательной школы.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Многие исследователи доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры. Л.А. Венгер в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи - исследователи: Ю.М. Горвиц, Т.Д. Марцинковская, С.Л. Новоселова и другие говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. Возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы С. Дастмана, Б.И. Гольдштейна и других исследователей.

Включение компьютерных обучающих программ в процесс обучения дошкольников позволяет повысить эффективность обучения.

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения, а дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: абстрактно-логическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Без достаточного развития таких процессов нельзя говорить о развитии интеллекта дошкольника и подготовке его к работе на компьютере.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

· позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

· компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам.

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

· дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

· глубже постигаются понятия числа и множества;

· быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

· тренируется эффективность внимания и память;

· раньше овладевают чтением и письмом;

· активно пополняется словарный запас;

· развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

· развивается воображение и творческие способности, развиваются элементы наглядно - образного и теоретического мышления.

Правильно используемые компьютерные игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.

Компьютерные обучающие программы, обеспечивая управление учебной деятельностью, могут служить инструментом развития произвольного внимания детей.

Таким образом, использование новых приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, развивают у дошкольников память, внимание, мышление, воображение и др. психические процессы. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Дети дошкольного возраста требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Таким образом, под компьютерными играми для дошкольников понимается компьютерные программные средства, обеспечивающие в игровой форме условия для осуществления различного рода развивающих воздействий на дошкольника. Использование компьютерных игр, ориентированного на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, в качестве средства деятельности (игровой, продуктивной, художественной) способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы дошкольника, служит средством подготовки к школе.

Можно отметить, что компьютерные игры способствуют формированию у детей произвольности психических процессов: внимания, памяти, мышления, а также развитию наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют положительные эмоции, играют большую роль в развитии личности детей дошкольного возраста.

 

Список использованной литературы:

 

1. Бехтерева Е.Н. Возможности использования компьютерных технологий в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2010. - № 2. – С. 104 -108.

2. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Московское научное обозрение. - 2011. - № 5. - С.5-9.

3. Вафина Г.С. Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях // Обруч. – 2008. - № 3. – С.17-19.

4. Вербенец А.М. Особенности опыта взаимодействия с компьютером у современных старших дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 2.- С. 37- 48.

5. Дроговцова Н.О., Тупичкина Е.А. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде //Детский сад от А до Я.- 2010. - № 2.- С. 49-56.

6. Комарова Т.С., Туликов А.В. и др. Инновационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 128 с.

7. Краснобоярова О.А. Внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - М.:Изд-во «Творческий Центр Сфера»,2011. - № 9. - С.111-114.

8. Макарова Л.В. Компьютер в ДОУ: Вопросы охраны здоровья // Управление дошкольным образовательным учреждением. - М.:Изд-во «Творческий Центр Сфера». – 2011.- № 9. С.74-81.

9. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 17-20.

10. Ходакова Н.П. Повышение квалификации педагога дошкольного образования в области информационных технологий в вузе // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 5 (53). С.5 - 11.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.041 с.)