Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 66.Методы государственного регулирования экономики.

Поиск

 

При смешанной экономике существует государственное и рыночное регулирование.

Рыночная экономика не может автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого. В современных условиях государство является крупнейшим собственником, производителем, инвестором, потребителем.

Причины усиления экономической роли государства (почему необходимо вмешательство государства в рыночную экономику? Т.к. рынок несовершенен и многие проблемы не может решать):

- рынок склонен к образованию монополии;

- рынок не обеспечивает справедливого распределения дохода;

- в условиях рынка производителям выгодно производить товары для богатых;

- переход от рынка совершенной конкуренции к несовершенной усилило недостатки и рынка и ослабило саморегулирующиеся функции рынка;

- усиление наукоемкости производства вызвало необходимость финансирования научных исследований;

- милитаризация экономики;

- необходимость сглаживания социальных различий и предотвращение социальных потрясений;

- убыточность некоторых производств, невыгодных частному бизнесу, но необходимых (метро);

- внешние причины (усиление конкуренции на мировых рынках, распад колониальной системы, раскол мира).

Функции государства:

1. Разработка и утверждение правовых основ рыночной экономики;

2. Регулирование рынка в целях поддержания конкуренции (антимонопольная политика);

3. Определение и реализация приоритетов макроэкономического развития;

4. Финансирование НТП;

5. Снабжение рынка деньгами;

6. Важнейшая функция государства – обеспечение социальной справедливости (перераспределение доходов, которое осуществляется с помощью системы прогрессивного налогообложения и системы трансфертных платежей).

Проблемы социальной справедливости и равенства иллюстрируются кривой Лоренца.

% совокупного

дохода

 

кривая Лоренца

 

 

% населения

 

Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца отражает степень неравенства доходов. Цель государства – выпрямление кривой. Государство перераспределяет доходы через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, стипендии).

7. Также важной функцией государства является перераспределение ресурсов общества с учетом внешних эффектов (это эффекты, которые не имеют денежного выражения и приходятся на долю третьих лиц; они могут отрицательными = издержки перелива, положительными = выгоды перелива). Например, химическое производство: производитель получает прибыль, покупатель – полезность, но предприятие загрязняет окружающую среду Þ население (третьи лица) страдают из-за этого Þ отрицательный внешний эффект.

8. Производство общественных товаров и услуг – также функция государства. Общественные блага это те блага, полезность которых перераспределяется более чем на одного человека (например, светофор, мосты, освещение улиц). Признаки общественных благ:

- потребляются всеми (люди не могут быть исключены из потребления – например, национальная оборона, милиция);

- при увеличении количества людей, потребляющих блага, издержки не увеличиваются;

- не делимы;

- выгоды связаны с самим производством блага (строительство моста);

- совокупный объем потребления обществ. блага Х = х1 = х2 = х2 =……= хn.

Наряду с общественными товарами существуют квазиобщественные товары = товары, которые имеют большие положительные эффекты, но характеризуются исключаемостью (театры, библиотеки).

Государство занимается производством общественных благ, т.к. они не выгодны частному бизнесу, т.к. не приносят прибыли, и имеют большое значение для общества.

Существует три основные концепции гос. регулирования:

1. Политика невмешательства “Laisser faire” (“пусть идет, как идет”). Основоположник – Адам Смит. Он, подчеркивая самореглирющиеся функции рынка, отрицал необходимость гос вмешательства в экономику. В основе концепции лежат два тезиса: 1 - в соответствии с законом Сэя в экономике не может возникать несоответствия между совокупным спросом и предложением (расходы всегда равны доходам); 2 – цены можно менять и в ту и в другую сторону – они гибки. Смит является родоначальником “экономического либерализма”. Кризис 29-33 гг показал неправомерность этой политики.

2. Кейнсианство (“теория спроса”) – теория, обосновывающая широкое гос. вмешательство в экономику. Основной объект гос. регулирования – совокупный спрос. Гос-во должно стимулировать инвестиции через снижение банковского %, правительственные расходы должны расти. Сер. 30-70-х гг в гос. политике преобладало кейнсианство. Это привело к росту гос. долга, инфляции, безработице.

3. Теория предложения. Основной объект регулирования объем производства. Монетаризм выделился из теории предложения. Функции гос-ва должны ограничиваться регулированием денежного предложения Þ возрастает роль ценрального банка. Но эта политика имеет такие негативные послдствия как отрицательный торговый баланс, снижение курса нац. валюты.

Объекты государственного регулирования – сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникать трудности и проблемы, не решаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, снятие которых необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

· Экономические циклы (их сглаживание)

· Секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства

· Условия накопления капитала

· Занятость

· Денежное обращение

· Платежный баланс (приток и отток валюты)

· Цены

· Научные исследования и их внедрение (НИОКР)

· Условия конкуренции

· Социальное обеспечение

· Подготовка и переподготовка кадров

· Окружающая среда

· Внешнеэкономические связи

Основной особенностью при этом является то, что объекты различаются по уровню решаемых задач: фирма, регион, отрасль, сектор экономики, хозяйство в целом, глобальные национальные задачи.

Государственная политика опирается на государственное программирование. Государства разрабатывают разного рода общенациональные, региональные, отраслевые программы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера. Программирование предполагает определение целей и разработку мероприятий по достижению этих целей. Отличие программирования от планирования заключается в том, что программы носят индикативный (рекомендательный) характер. Частный сектор заинтересовывается в выполнении государственных программ экономически (через налоги, субсидии, льготы).

Инструменты государственного регулирования:

- Государственная собственность

- Государственный бюджет

- Деньги.

Методы государственного регулирования:

· прямые (административные): законы, распоряжения

· косвенные (экономические): фискальная политика, денежно-кредитная политика, бюджетное регулирование. (смотри схему на след.странице)

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Система может предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика гос-ва должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Суть денежно-кредитной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет ЦБ России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны. (ур. Фишера MV = PQ)

 

Административные Экономические
  Прямые Косвенные
1. прямой гос.контроль над монопольными рынками 2. внешние эффекты 3. разработка экономических и других национальных стандартов 4. определение и поддержание минимального уровня жизни 5. поддержание национальных интересов на мировых рынках 6. реализация целевых программ в отношение гос.сектора 1. государственное предпринпимательство: производство, потребление,инвестиции, вывоз капитала, регламентирование цен. - Государство непосредственно вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов, устанавливет правила этой деятельнгости или само выступает в роле хозяйствуюзего субъекта. Методы воздействия на частный сектор: 1. налоговая политика, 2. валютная, таможенная, 4. амортизационная, 5. кредитная, монетарная - Государство непосредственно не вмешивается в деятельность хозяйствующихх субъектов, а создает предпосылки к тому, что хоз-щие субъекты в своей деят-сти придерживаются линии соотв-ющей эк-кой пол-ки гос-ва.

 

Амортизационная политика. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;

2) нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

3) амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

5) предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда.

Антимонопольное регулирование. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый акт такого рода был принят в 1889 г. в Канаде. Более известен однако другой закон – “Закон Шермана” (“Закон, направленный на защиту промышленности от незаконных слияний и монополий”), принятый Конгрессом США через год. Принято считать, что именно “Закон Шермана” является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире, хотя строго говоря попытка законодательного воздействия на конкурентные механизмы с целью защиты предпринимателей и потребителей от недоброкачественной рыночной практики можно обнаружить даже в “Гражданском кодексе” Наполеона, который запрещал обман и мошенничество в сфере коммерции. Для определения уровня монополизации используется индекс Харфиндела-Хиршмана: Для каждой отрасли устанавливается свое нормативное значние ИХХ.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.145 (0.009 с.)