Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос № 66.Методы государственного регулирования экономики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При смешанной экономике существует государственное и рыночное регулирование. Рыночная экономика не может автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого. В современных условиях государство является крупнейшим собственником, производителем, инвестором, потребителем. Причины усиления экономической роли государства (почему необходимо вмешательство государства в рыночную экономику? Т.к. рынок несовершенен и многие проблемы не может решать): - рынок склонен к образованию монополии; - рынок не обеспечивает справедливого распределения дохода; - в условиях рынка производителям выгодно производить товары для богатых; - переход от рынка совершенной конкуренции к несовершенной усилило недостатки и рынка и ослабило саморегулирующиеся функции рынка; - усиление наукоемкости производства вызвало необходимость финансирования научных исследований; - милитаризация экономики; - необходимость сглаживания социальных различий и предотвращение социальных потрясений; - убыточность некоторых производств, невыгодных частному бизнесу, но необходимых (метро); - внешние причины (усиление конкуренции на мировых рынках, распад колониальной системы, раскол мира). Функции государства: 1. Разработка и утверждение правовых основ рыночной экономики; 2. Регулирование рынка в целях поддержания конкуренции (антимонопольная политика); 3. Определение и реализация приоритетов макроэкономического развития; 4. Финансирование НТП; 5. Снабжение рынка деньгами; 6. Важнейшая функция государства – обеспечение социальной справедливости (перераспределение доходов, которое осуществляется с помощью системы прогрессивного налогообложения и системы трансфертных платежей). Проблемы социальной справедливости и равенства иллюстрируются кривой Лоренца. % совокупного дохода
кривая Лоренца
% населения
Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца отражает степень неравенства доходов. Цель государства – выпрямление кривой. Государство перераспределяет доходы через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, стипендии). 7. Также важной функцией государства является перераспределение ресурсов общества с учетом внешних эффектов (это эффекты, которые не имеют денежного выражения и приходятся на долю третьих лиц; они могут отрицательными = издержки перелива, положительными = выгоды перелива). Например, химическое производство: производитель получает прибыль, покупатель – полезность, но предприятие загрязняет окружающую среду Þ население (третьи лица) страдают из-за этого Þ отрицательный внешний эффект. 8. Производство общественных товаров и услуг – также функция государства. Общественные блага – это те блага, полезность которых перераспределяется более чем на одного человека (например, светофор, мосты, освещение улиц). Признаки общественных благ: - потребляются всеми (люди не могут быть исключены из потребления – например, национальная оборона, милиция); - при увеличении количества людей, потребляющих блага, издержки не увеличиваются; - не делимы; - выгоды связаны с самим производством блага (строительство моста); - совокупный объем потребления обществ. блага Х = х1 = х2 = х2 =……= хn. Наряду с общественными товарами существуют квазиобщественные товары = товары, которые имеют большие положительные эффекты, но характеризуются исключаемостью (театры, библиотеки). Государство занимается производством общественных благ, т.к. они не выгодны частному бизнесу, т.к. не приносят прибыли, и имеют большое значение для общества. Существует три основные концепции гос. регулирования: 1. Политика невмешательства “Laisser faire” (“пусть идет, как идет”). Основоположник – Адам Смит. Он, подчеркивая самореглирющиеся функции рынка, отрицал необходимость гос вмешательства в экономику. В основе концепции лежат два тезиса: 1 - в соответствии с законом Сэя в экономике не может возникать несоответствия между совокупным спросом и предложением (расходы всегда равны доходам); 2 – цены можно менять и в ту и в другую сторону – они гибки. Смит является родоначальником “экономического либерализма”. Кризис 29-33 гг показал неправомерность этой политики. 2. Кейнсианство (“теория спроса”) – теория, обосновывающая широкое гос. вмешательство в экономику. Основной объект гос. регулирования – совокупный спрос. Гос-во должно стимулировать инвестиции через снижение банковского %, правительственные расходы должны расти. Сер. 30-70-х гг в гос. политике преобладало кейнсианство. Это привело к росту гос. долга, инфляции, безработице. 3. Теория предложения. Основной объект регулирования объем производства. Монетаризм выделился из теории предложения. Функции гос-ва должны ограничиваться регулированием денежного предложения Þ возрастает роль ценрального банка. Но эта политика имеет такие негативные послдствия как отрицательный торговый баланс, снижение курса нац. валюты. Объекты государственного регулирования – сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникать трудности и проблемы, не решаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, снятие которых необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. · Экономические циклы (их сглаживание) · Секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства · Условия накопления капитала · Занятость · Денежное обращение · Платежный баланс (приток и отток валюты) · Цены · Научные исследования и их внедрение (НИОКР) · Условия конкуренции · Социальное обеспечение · Подготовка и переподготовка кадров · Окружающая среда · Внешнеэкономические связи Основной особенностью при этом является то, что объекты различаются по уровню решаемых задач: фирма, регион, отрасль, сектор экономики, хозяйство в целом, глобальные национальные задачи. Государственная политика опирается на государственное программирование. Государства разрабатывают разного рода общенациональные, региональные, отраслевые программы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного характера. Программирование предполагает определение целей и разработку мероприятий по достижению этих целей. Отличие программирования от планирования заключается в том, что программы носят индикативный (рекомендательный) характер. Частный сектор заинтересовывается в выполнении государственных программ экономически (через налоги, субсидии, льготы). Инструменты государственного регулирования: - Государственная собственность - Государственный бюджет - Деньги. Методы государственного регулирования: · прямые (административные): законы, распоряжения · косвенные (экономические): фискальная политика, денежно-кредитная политика, бюджетное регулирование. (смотри схему на след.странице) Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Система может предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика гос-ва должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг. Суть денежно-кредитной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет ЦБ России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам. Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот. Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу. Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны. (ур. Фишера MV = PQ)
Амортизационная политика. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов: 1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно; 2) нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов; 3) амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения; 4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа; 5) предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию. Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов. При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда. Антимонопольное регулирование. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый акт такого рода был принят в 1889 г. в Канаде. Более известен однако другой закон – “Закон Шермана” (“Закон, направленный на защиту промышленности от незаконных слияний и монополий”), принятый Конгрессом США через год. Принято считать, что именно “Закон Шермана” является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире, хотя строго говоря попытка законодательного воздействия на конкурентные механизмы с целью защиты предпринимателей и потребителей от недоброкачественной рыночной практики можно обнаружить даже в “Гражданском кодексе” Наполеона, который запрещал обман и мошенничество в сфере коммерции. Для определения уровня монополизации используется индекс Харфиндела-Хиршмана: Для каждой отрасли устанавливается свое нормативное значние ИХХ.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.145 (0.009 с.) |