Вопрос № 21. Оценка и анализ затрат на обслуживание и управление производством на фирме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 21. Оценка и анализ затрат на обслуживание и управление производством на фирме.



Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, не обходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.

Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:

· переменные, постоянные, условно-постоянные в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);

· ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;

· безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);

· вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);

· планируемые и не планируемые затраты.

Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.

Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции - величина постоянная.

 

Расходы на управление и обслуживание производства ( РОУП) относят к накладным расходам (распределяются пропорционально машино-часам, заработной плате ОПР, трудоемкости) и комплексной статьей затрат. Сюда входят: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО), цеховые расходы (ЦР), общепроизводственные расходы (ОПР). Последние занимают от 20 до 30% в с/с.

Особенности РОУП:

· они планируются (лимитируются по подразделениям фирмы),

· в основном они относятся к условно-постоянным расходам (кроме отдельных статей РСЭО).

               
   
 
 
 
     

 


1. Этап. Рассчитывают показатели:

1) доля РОУП на рубль ТП (или на 1 рубль затрат ): РОУП / SNт (Nт)

2) частные показатели - доля РСЭО на рубль ТП, доля ЦР на рубль ТП, доля ОПР на рубль ТП.

Оценивается динамика показателя по годам. Теоретически РОУП должны иметь тенденцию к снижению, однако из-за РСЭО, в частности из-за амортизации, фактическая динамика имеет тенденцию роста.

2 этап Постатейный анализ РОУП. Методика анализа ЦР и ОПР одинакова (табл.1).

Экономию по какой-либо статье нельзя расценивать положительно, нужно знать за счет каких факторов это произошло.

Методика анализа РСЭО другая, т.к. они зависят от объема (см. выше). В этой статье лишь амортизация является постоянной, а все остальное: стоимость ремонтных работ, затраты на эксплуатацию оборудования, энергия на технологические нужды и т.п. зависит от объема.

 

Таблица 1

Анализ ЦР (ОПР)

Статьи затрат План Факт Отклонение
Заработная плата цехового персонала      
Начисления на заработную плату      
Амортизация зданий цеха      
Эксплуатация, текущий ремонт зданий цеха      
Электроэнергия на освещение зданий цеха (если есть счетчик)      
Расходы на охрану труда и технику безопасности в цехе      
и так далее      

 

Таблица 2

Анализ РСЭО

Статьи РСЭО Категория Кпер План Факт Отклонение
      утвержденный скорректированный    
1. Амортизация оборудования Условно постоянная -        
2. Эксплуатация оборудования Условно переменная 0,7        
3. Текущий ремонт Условно переменная 0,3        
4. Внутризаводское перемещение грузов Условно переменная 0,9        
5. Износ инструмента Условно переменная 1,0        

 

Кпер – это коэффициент пересчета, который берется из статистической информации фирмы при выявлении корреляционной зависимости. Т.о. колонка план скорректированный считается как произведение %-та выполнения плана на Кпер.


Вопрос № 22. Ценовая политика фирмы, методы ценообразования и обоснование их выбора.

В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика; правильная методика установления цены.

Ценовая политика – подходы к ценообразованию для реализации стратегии фирмы, её цели.

Методы ценообразования – конкретные практические действия в рамках ценовой стратегии.

При установлении цены своего товара предприятие может использовать различные методы. Цена обычно устанавливается в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, при которой невозможно найти покупателей, т.е. обеспечить сбыт продукции. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличием уникальных, исключительных достоинств в товаре. При назначении цены учитываются также цены товаров конкурентов.

Методы ценообразования:

1)Затратный метод - расчет цены на основе издержек. В основе этого метода лежит расчетная цена предприятия, главным элементом которой является с/с изделия. Цена устанавливается исходя из с/с товара и принятой надбавки (наценки) к себестоимости. Наценка обычно устанавливается в %-ах к себестоимости.

Разновидности:

Метод целевой цены Рассчитывается полная с/с и определяется необходимая (согласованная) прибыль. Цi = Si *(1 + Ri / 100)

Метод безубыточности

В основу расчета цены положено равенство: Цi *qi = U пост. + Ui перем.* qi

Задается q-объем производства, рассчитывается V постоянных издержек по фирме в целом и удельных переменных издержек на заданный V, определяется цена.

Общая характеристика затратного метода:

- является гарантией сохранения и развития производства (если она принята покупателем);

- этот метод прост;

- является определяющим, а иногда и единственным в единичном и мелкосерийном производствах.

Недостатки: не учитывает спрос, игнорирует влияние конкурентов, некоторые статьи затрат невозможно определить без точного знания объемов производства, которые в свою очередь зависят и от цены.

2) Ценообразование ориентированное на спрос - установление цены на основе ощущаемой ценности товара. Используется для товаров массового спроса с высокой эластичностью спроса по цене, а также при небольшом количестве товаров-конкурентов. Основным фактором ценообразования здесь является не издержки продавца, а покупательское восприятие товара. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой значимости товара. Если продавец запросит больше признаваемой покупателем ценностной значимости товара, сбыт фирмы окажется ниже, чем мог бы быть. Если фирма назначит слишком низкую цену, то товар будут охотно покупать, но фирма получит меньше денежных поступлений.

Алгоритм:

1. Определяетсяся функция спроса (Ц → q)

Ц

 
 

 

 


q

2. Определяется функция издержек (спрос- издержки, q – И)

3. Определяется функция выручки от цены (Ц – выручка NР)

4. Определяется функция прибыли от цены (Р – Ц)

Недостатки метода: сложность и трудоемкость определения спроса, ненадежность метода (т.к. спрос постоянно меняется).

3)Ценообразование ориентированное на конкурента.

Алгоритм метода:

1. Сбор информации о ценах и потребительских характеристиках товаров конкурентов. Составление конкурентного листа.

2. Сопоставление цен и параметров, и установление зависимости цены от изменения параметров (сколько потребитель готов заплатить за дополнительное качество).

3. Расчет цены.

Варианты ценообразования ориентированного на конкурентов:

· Следование за лидером. Применяют для стандартизированных товаров во избежание ценовых войн (по возможности сговор).

· Связанное ценообразование. Базируется на установление среднеотраслевой цены при отсутствии явного лидера (фабрики шоколада).

· Ценообразование по дисконту (цены проникновения). Суть: цена товара < цены конкурента, т.е. завоевание рынка, увеличение V продаж, рост прибыли.

· Нормативнопараметрический метод построен точно по алгоритму 3-го метода.

· Тендерный метод – метод запечатанного конверта (самый нереализуемый). Используется для получения контрактов и государственных заказов.

Алгоритм:

1. Расчет издержек на выполнение контракта.

2. Анализ тактики потенциальных конкурентов

3. Оценка вероятности установления цены ниже цены конкурента.

4. Определение вилки цены, обеспечивающей фирме max и min прибыль.

5. Принятие решений.

Вывод по методам ценообразования: Необходимо переходить от пассивного ценообразования, ориентированного на какой-либо один метод, к активному ценообразованию, т.е. установление цен в рамках стратегии предприятия и её политики управления сбытом. Для этого анализируют: объем продаж, затраты и целевой уровень рентабельности.

 

Государство может реализовывать в цене преференции своей политики, устанавливая так называемые фиксированные цены, которые могут отклоняться от рыночных в любую сторону.

В зависимости от рыночной конъюнктуры на новую продукцию устанавливаются следующие цены:

· цена “снятия сливок”, т.е. максимально высокая цена, устанавливаемая с самого начала продвижения на рынке или усовершенствованного продукта в расчете на потребителей, готовых купить этот продукт по такой цене;

· цена внедрения продукта на рынок, т.е. установление значительно более низкой цены по сравнению с рыночной ценой на аналогичные товары;

· “психологическая” цена, которая устанавливается ниже какой-нибудь определенной суммы и создает у потребителя чисто психологическое впечатление более низкой ценой;

· цена лидера на рынке или в отрасли – цена, предлагаемая главным конкурентом на рынке, обычно ведущей фирмой;

· цена на уровне возмещения издержек производства – цена, определенная с учетом фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке (в отрасли);

· престижная цена – цена на изделие очень высокого качества, обладающее какими-то особыми непревзойденными свойствами.

· Для сформировавшегося рынка сбыта и реализуемых на нем продолжительное время товаров можно выделить следующие основные виды цен:

· скользящая падающая цена – устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;

· долговременная цена – цена, слабо подверженная изменению на протяжении длительного периода времени;

· цена потребительского сегмента рынка – цена на примерно одинаковые виды товаров и услуг, реализуемые различным группам потребителей (в зависимости от сегмента конкурентного рынка по потребителям);

· эластичная (гибкая) цена – цена, чутко реагирующая на изменения соотношения спроса и предложения на рынке;

· преимущественная цена – цена, предприятия, занимающего лидирующие позиции на рынке данного товара. Как правило, эта цена ниже цен конкурентов на аналогичный товар, что достигается за счет эффекта масштаба производства;

· цена на изделие, уже снятое с производства;

· цена, устанавливаемая на уровне, ниже, чем у большинства на рынке;

· договорная цена, устанавливаемая на специально определенные виды изделий одной или нескольких фирм и гарантирующая значительную скидку по сравнению с обычной ценой на те же самые изделия при выполнении потребителем ряда условий при покупке.

· производители нередко пользуются и трансфертными (условно-расчетными) ценами, имеющими договорной характер. Они устанавливаются на основе рыночной цены или на основе издержек производства плюс норма прибыли.

· экспортные цены (действуют при выходе товара на внешний рынок). При их расчете действует определенный порядок установления цены. Кроме того, при расчете экспортных цен учитываются дополнительные расходы по сбыту: таможенные пошлины, транспортные расходы, расходы по страхованию, погрузке, разгрузке и упаковке, расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и пр. документов.

Под ценой понимается количество денег, запрашиваемое за продукцию или услугу, или сумма благ, ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги. (Цена не всегда выражается в денежной форме, возможен бартер; мы рассматриваем денежное выражение цены). Т.о. цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать.

Цена служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия. Предприятие производит продукцию, чтобы, реализовав ее не только возместить расходы, но и получить прибыль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.035 с.)