Вопрос № 26.Показатели рентабельности, классификация, расчеты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 26.Показатели рентабельности, классификация, расчеты.



Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельно­сти разных хозяйствующих субъектов.

Размер прибыли характеризует абсолютную доходность производства, но не дает представления об эффективности работы фирм. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность и позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.

Рентабельность реализованной продукции – это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости.

Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единицу товарной продукции или его обратной величиной.

(Т-С)/Т × 100,

где Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;

С - полная себестоимость товарной продукции.

Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С)/С × 100.

Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

Рентабельность является одной из базовых экономических категорий экономики. Толкование термина «рентабельность» не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. Рентабельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капиталу (активам), рентабельность издержек - отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж - отношение прибыли к цене (выручка от реализации).

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Rз) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):

Rз = Пб/З или Rз = ПЧ

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rп) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Rпб/РП

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Rк = Пб/åИК

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой при­были, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой:

Э. эф. = Экономический эффект (прибыль)/ ресурсы или затраты × 100.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Однако сравнения с предприятиями-конкурентами в нашей отрасли не представляется возможным, так как этих предприятий в нашей стране нет, а получить данные заграничных компаний не представляется возможным. Наше предприятие узко специализированное, работает по государственным и оборонным заказам.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100 и делённой на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

 

Рентабельность оборота = × 100

 

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

 

Число оборотов капитала =

 

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что

Уровень общей рентабельности =

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Показатели рентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятии решений потенциальными кредиторами и инвесторами.

Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технике -экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно -хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д. Шереметом.

Р =

где Р - общая рентабельность предприятия %;

Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной продукции;

У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов, доли единицы;

М - коэффициент фондоотдачи активной части основные производственных фондов;

К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

 

Методика анализа общей рентабельности:

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реали­зации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ТУ). Характеризует эффективность предпринимательской деятель­ности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рас­считывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Формирование показателя рентабельности продаж представлено ниже:

 
 

 

 

 

 


Вопрос № 27. Анализ рентабельности производства на фирме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.017 с.)