Классификация налогов по способу налогообложения и взимания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация налогов по способу налогообложения и взимания.



Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает - доход, прибыль, заработная плата и стоимость имущества (основные средства, земля, дача, машины).

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов и устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщика. Косвенные налоги выступают в трех видах:

- акцизы;

- монопольные налоги;

- таможенные пошлины.

Акцизы это налоги, которыми как правило облагаются товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и т.д.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные услуги и другие, имеющие широкое распространение (телефонная связь, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов). В большинстве развитых стран акцизы обеспечивают около четверти всех налогов поступлений в бюджет. Их плательщики это потребители подакцизных товаров и услуг.

Монопольные налоги - это косвенное обложение товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возникли эти налоги из "регалии" - присвоения государством исключительных прав на какой-либо вид деятельности. В России еще с Петровских времен существовала монополия государства на производство спиртных напитков, всегда объектом государственной монополии было производство изделий из меха, драгоценных металлов и камней. К сожалению, на сегодняшний день Российское государство, утратив данные монополии, не имеет данного вида налогов, чем значительно уменьшает бюджетные поступления.

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары (товары, пересекающие границу страны). В зависимости от целей, которые преследует государство, пошлины подразделяются на следующие виды:

- фискальные;

- протекционные;

- антидемпинговые;

- преференциальные.

Фискальные пошлины - это обыкновенные пошлины, которые преследуют лишь одну цель, пополнение бюджетных доходов государства.

Протекционные пошлины - это пошлины, которые помогают защитить внутренний рынок. то есть собственных производителей, от иностранной конкуренции и поддержать высокий уровень цен на их товары. Но введение протекционных пошлин может оказать и "медвежью услугу" своей экономике. Так, например, США, ограничив ввоз японских автомобилей на свой рынков ходе "автомобильной войны", отбросили собственную автомобильную промышленность от уровня современных технологий на несколько десятилетий, утратив прежние позиции в конкуренции на внешнем и внутренних рынках.

Антидемпинговые пошлины - пошлины, призванные защитить национальную экономику. Вводятся в случае появления в стране демпинга - "бросового" экспорта - продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам.

Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (новые технологии) или на весь импорт из какой-либо страны по договору (политические цели).

Классификация налогов по способу воздействия на налогоплательщика или на объект налогообложения делит налоги на три вида

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные.

Прогрессивные налоги - это налоги, которые возрастают быстрее, чем прирастает доход. Они действуют по принципу - чем выше доход, тем выше ставка налогов.

Регрессивные налоги - это налоги с более высокой ставкой с низкого дохода и меньшей ставкой с высокого дохода. Эти налоги возрастают медленнее сем доход. В России к таким налогам относится единый социальный налог.

Пропорциональные налоги - это налоги с единой ставкой при любой величине дохода. В Росси в основном действуют пропорциональные налоги.

 

Все налоги, действующие в России в рамках Налогового Кодекса, можно разделить на три группы, в зависимости от того, каким органом власти они вводятся в действие и в какой бюджет поступают. Таким образом, можно выделить:

  • федеральные налоги;
  • региональные налоги (налоги субъектов Российской федерации);
  • местные налоги.

Рассмотрим классификацию налогов по их принадлежности к уровням власти и управления.

Классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления

 

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
статья 13 часть I НК РФ статья 14 часть I НК РФ статья 15 часть I НК РФ
1. налог на добавленную стоимость 2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья 3. налог на доходы физических лиц 4. единый социальный налог 5. налог на прибыль (доход) организации 6. налог на добычу полезных ископаемых 7. налог на наследование или дарение 8. водный налог 9. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 10. государственная пошлина 1. налог на имущество организаций 2. налог на игорный бизнес 3. транспортный налог 1. земельный налог 2. налог на имущество физических лиц  

 

Федеральные налоги - это налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления налогов в бюджет определяется законом РФ. В соответствии со статьей 13 НК РФ существует шестнадцать видов федеральных налогов.

Но все же, не весь взимаемый федеральный налог поступает в федеральный бюджет, часть его может оставаться в бюджете субъекта РФ или в местном бюджете (например, налог на прибыль).

Региональные налоги определяются законом РФ лишь, в общем, то есть определяются лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер налоговых ставок (или общей величины налогового обложения). В компетенции органов власти соответствующих уровней (республик, краев, областей, городов) вводить в действие на своей территории те или иные налоги из рекомендованного общего списка, устанавливать размер ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные льготы и тому подобное. В соответствии со статьей 14 НК РФ существует семь видов федеральных налогов.

Местные налоги устанавливаются и действуют так же, как и региональные налоги. В соответствии со статьей 15 НК РФ существует пять видов федеральных налогов.

 

Кроме налогов, сборов и пошлин существуют отчисления во внебюджетные фонды. Доходная часть внебюджетных фондов формируется за счет целевых отчислений. Государственные внебюджетные фонды входят в налоговую систему России. На долю отчислений в эти фонды приходится около 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему России. Причем, 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так, называемые социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Ставки отчислений в фонды составляют:

Ставки единого социального налога

  до 01 января 2005 года с 01 января 2005 года
в Пенсионный Фонд 28,0 % 20,0 %
в Фонд Социального Страхования 4,0 % 3,2 %
в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования 0,2 % 0,8 %
в Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования 3,4 % 2,0 %
ИТОГО 35,6 % 26,0 %

 

В дополнение к государственному социальному страхованию существует обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы этих страховых взносов зависят от категории риска, которая устанавливается для организации, также привязаны к оплате труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Минимальная ставка составляет 0,2%.

 


Вопрос № 88. Налог на прибыль организаций.

Экономическая сущность

Налог на прибыль организаций — федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. В Федеральном бюджете поступления от налога запланированы в размере 15% от общей суммы доходов. Еще более значимую роль он играет в формировании доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

Второй значимой причиной обращения внимания на регулирующую функцию данного налога, является тот признанный факт, что в вопросе совершенствования косвенного налогообложения государство уже достигло небывалых высот. Ведь только за счет НДС в консолидированный бюджет поступает 44,1%. Но ведь реальным плательщиком НДС является конечный потребитель, т.е. население. Организации выступают лишь в роле сборщиков налога и дальнейший абсолютный прирост сбора налога на добавленную стоимость ограничен, главным образом, снижением покупательной способности населения.

Таким образом, в теории и практике налогообложения прибыли организаций четко пролеживается тенденция поиска со стороны государства оптимального сочетания двух разнонаправленных функций налога — фискальной и производственно-стимулирующей.

Плательщик налога

Плательщиками налога на прибыль признаются все предприятия, организации, являющиеся по Российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности.

К ним так же следует отнести коммерческие банки и организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности, негосударственные пенсионные фонды. Бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности являются плательщиками налога (по этой части дохода). К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства.

Одновременно с этим законом установлен ряд категорий предприятий и организаций, которые не являются плательщиками налога на прибыль

 

Не являются плательщиками налога на прибыль
Организации по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, по прибыли от тех видов деятельности, которая осуществляется на основе свидетельства об уплате единого налога ЦБ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения Организации, применяющие упрощенную система учета и отчетности

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.124.210 (0.008 с.)