ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели уровня использования оборотных фондов.



Для анализа и планирования расхода материальных ресурсов могут быть использованы показатели:

1. Коэффициент использования характеризует степень использования сырья и материалов и определяется отношением полезного расхода(массы, теоретического расхода) к норме расхода материалов, установленной на изготовление единицы продукции (работы).

2. Коэффициент раскроя – показатель, характеризующий степень полезного использования листовых, полосных, рулонных материалов главным образом в заготовительном производстве; определяется отношением массы (площади, длины, объема) производственных заготовок к массе (площади, длине, объему) исходной заготовки раскраиваемого материала.

3. Расходный коэффициент – показатель, обратный коэффициенту использования и коэффициенту раскроя. Он определяется как отношение нормы расхода материальных ресурсов, установленной на производство единицы продукции (работы, к полезному их расходу.

4. Выход продукта (полуфабриката) выражает отношение количества произведенного продукта (полуфабриката) к количеству фактически израсходованного сырья. Например, выход ткани из пряжи.

5. Коэффициент извлечения продукта из исходного сырья характеризует степень использования полезного вещества, содержащегося в соответствующе виде исходного сырья. Он определяется отношением количества извлеченного полезного вещества из исходного сырья к общему его количеству, содержащемуся в этом сырье.

Важнейшим обобщающим показателем уровня использования всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции; обратный ей показатель – материалоотдача.

Материалоемкость = Количество израсходованных / Выпуск товарной продукции

Материалов

Материалоотдача = Выпуск товарной продукции / Количество израсходованных

Материалов

Частными показателями материалоемкости являются металлоемкость, энергоемкость, электроемкость. Все эти показатели могут быть определены как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Важным показателем, характеризующим уровень использования материальных ресурсов на любом предприятии, является удельный расход любого материального ресурса на единицу выпускаемой продукции в натуральном выражении. Анализ этого показателя в динамике позволяет судить о том. проводится ли на предприятии политика в области ресурсосбережения, успешно ли. Если в динамике фактический расход материальных ресурсов на единицу продукции снижается, то реализуется политика по рациональному использованию материальных ресурсов.

Показателями эффективности управления производственными запасами являются:

1. оборачиваемость производственных запасов

К= себестоимость реализованной продукции

Производственные запасы

Если компания подвержена сезонным колебаниям, то берут среднюю величину стоимости производственных запасов, если не подвержена, то берут на конец года.

Данный коэффициент характеризует оборачиваемость запасов: чем больше К, тем выше ликвидность.

2. средний период оборачиваемости производственных запасов

К = 360(365) = 360*ПЗ

Оборачиваемость ПЗ с/с реализ. продукции

 

Показателями эффективности управления производственными запасами являются:

1. Коэффициент оборачиваемости:

Коб =Np/OC

где, ОС - средние остатки оборотных средств;

Np – объем реализации на оборотные средства.

Коб = Np/МОС(ТМЗ)

МОС – материальные оборотные средства (ТМЗ – запасы НЗП, сырье)

 

В основе расчета Коб лежит реализация продукции.

Коэффициент оборачиваемости наывают «скорость» оборота или «число оборотов».

Медленная оборачиваемость может указывать на:

· Излишки запасов;

· Наличие устаревшей продукции;

· Стратегию накопления запасов.

Быстрая оборачиваемость может свидетельствовать:

· О высокой эффективности оборотных средств;

· О недостатке оборотных средств.

2. Показатель продолжительности одного оборота:

L = T/Kоб = OC * T/ Np L = 360/5 = 72 дня

Т – число дней в периоде.

Эти показатели (1. и 2.) рассчитываются как по всем ОС так и по их отдельным элементам.

  1. Коэффициент закрепления ОС:

Кз = 1/Коб = ОС/Np

Это сумма средств расходуемая на рубль выручки, показывает сколько фирма должна иметь оборотных средств для реализации 1руб. продукции.

4. Рентабельность ОС:

Кр = Прибыль/средние остатки ОС

Используя эту формулу можно определить потребность фирмы в оборотном капитале.

Следующей составляющей оборотных средств является дебиторская задолженность. Как и в случае с производственными запасами предприятие стремится минимизировать этот элемент, т.к. рост дебиторской задолженности также приводят к омертвлению капитала, росту безнадежных, сомнительных долгов. Однако избежать дебиторской задолженности нельзя, т.к. отпуск товаров со 100 процентной предоплатой может привести к снижению числа клиентов. Для того, чтобы этого не происходило предприятие разрабатывает кредитную политику. Оптимальная кредитная политика заключается в более свободном расширении коммерческого кредита до тех пор, пока дополнительная прибыль от увеличения объемов от реализации не станет равна прибыли, требуемой для покрытия издержек от дополнительной дебиторской задолженности, возникающей при достижения такого объема от реализации.

Показателями эффективности управления дебиторской задолженности являются:

1. оборачиваемость дебиторской задолженности

К= выручка от реализации

Дебиторская задолженность

 

Этот коэффициент показывает сколько раз дебиторская задолженность оборачивалась в данный период. Если оборачиваемость низкая, то ликвидность низкая, значит компания плохо собирает долги.

2. средний период оборачиваемости (инкассация) дебиторской задолженност

К= 360(365) = 360(365)*ДЗ

Оборачиваемость ДЗ выручка от реализации

 

Этот коэффициент показывает сколько времени проходит от отгрузки товара до получения денег.

Следующими составляющими оборотных средств являются денежные средства и краткосрочные финансово вложения. Их, как правило, объединяют в одну группу. Цель управления денежными средствами заключается в том, чтобы регулировать денежные операции таким образом, чтобы инвестировать денежные средства для получения дополнительной прибыли и в тоже время иметь достаточную ликвидность.

Предприятие вынуждено иметь запасы денежных средств для

-поддержки расчетов

-спекуляции (спекулятивный запас)

-предосторожность

-компенсационных выплат (возникают по требованию банков (например, поддержание определенного остатка на расчетном счете).


Вопрос 7. Планирование и анализ эффективности материально – технического обеспечения фирмы в условиях маркетинговой ориентации.

Задачей плана материально-технического обеспечения является определение оптимальной потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.

Цель планирования МТО и сбыта - обеспечение полноты, ритмичности и качества поставок материальных ресурсов. Другой задачей, стоящей перед МТО может быть обеспечение максимальной эффективности поставок (минимум совокупных затрат).

Этапы планирования МТО:

А. Анализ рыночной конъюнктуры:

1. изучение рынка по видам материальных ресурсов (поставщики, качество материалов, надежность поставщика, цены),

2. выработка стратегии материально-технического снабжения (самостоятельное производство, организационно-экономические связи с поставщиками - акционирование или объединение, закупки по договорам).

3. Закупки по договорам предполагают анализ следующей информации - виды материалов, необходимых для закупки, поставщики, цены с ТЗР, стоимость собственного производства. Информация набирается путем прямых контактов, косвенной информации - отзывы, бюллетени, обзоры, специальная информация, выставки, ярмарки и т.д.

В. Разработка планов закупки материальных ресурсов. Рассчитываются потребности к расходу Мр и к завозу Мз, которые не обязательно равны, Мр<,>Мз. Обосновывается план поставок (план закупок) материальных ресурсов.

С. Планирование вида закупок, которые в условиях маркетинговой ориентации можно осуществлять путем:

1) заключения прямых договоров;

2) через биржу;

3) через оптовые магазины;

4) через аукционы.

Д. Выбор потенциального поставщика, которому предшествует предварительный отбор по общим критериям и отсев нежелательных поставщиков. Такими общими критериями могут быть производственные мощности, удаленность, качество поставок, комплектность поставок, упаковка, цена с ТЗР, вид платежа. Окончательный отбор поставщиков производится по частным критериям: финансовые условия, время и периодичность поставок, сервисное обслуживание, наличие складов и т.п.

Е. Заключение договоров на поставку материальных ресурсов. Принципами заключения должны стать добровольность, согласованность интересов партнеров, равенство сторон, взаимная ответственность, возможность корректировки договора (цены, форс-мажора), законодательное обеспечение договора. Договор - это обязательства сторон по поводу осуществления сделки.

МТО в условиях рыночной модели характеризуется нелимитируемым товарооборотом ресурсов на рынке, свободным выбором клиентов (партнеров), наличием свободных цен на материальные ресурсы (договор осуществляется по свободным ценам.), договор на поставку является основой для МТО, увеличением доли посреднических отраслей в н/х, главная задача МТО это не только обеспечение бесперебойности работы фирмы, но и обеспечение эффективной сделки на снабжение.

Производственная структура материальных ресурсов определяет структуру служб снабжения.

Задачи производственных подразделений, которые занимаются МТО:

1. Обеспечение бесперебойным комплектованием материально-техническими ресурсами.

2. Обеспечение качества и ритмичности поставок.

3. Поиск хозяйственного партнера.

4. Оценка конъюнктуры рынка (оценить не только возможных, партнеров, но и качества их продукции, сроков их поставки и др.)

5. Определение рациональной цены и условий поставок (цены могут быть различны: траспортно-заготовительные расходы, а также о цене можно договориться.)

6. Установление рациональной системы платежей (полностью, частично, в кредит).

7. Обеспечение юридической гарантии выполнения договоров и экономической ответственности.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.013 с.)