Объединение Германии (XIX век). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединение Германии (XIX век).



Объединение Германии (XIX век).

К началу XIX века Германия все еще оставалась Священной римской империей германской нации. В ее составе числилось более 300 государств. Они были малоземельными и малочисленными по населению.

Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и была населена главным образом славянскими народами – поляками, хорватами, словенцами, чехами и венграми.

Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция, Германию можно назвать экономически, социально и политически отсталой.

Французская революция «точно громовая стрела ударила в этот хаос, называемый Германией» (Энгельс), Наполеон не оставил камня на камне от так называемой «Священной римской империи Германской нации».

Таким образом, с 1806 по 1813 годы на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз, куда вошли такие крупные государства, как Баден, Вюртемберг, Бавария и др. (всего - 16). Рейнский союз отделился от остальной Германии и принял руководство Франции, обязался участвовать в военных действиях на ее стороне. Наполеоном был введен здесь французский Гражданский кодекс 1804 г., отменено крепостное право и вместе с тем феодальные привилегии вообще.

Но после сокрушительного поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 г. Рейнский союз распался.

 

Наполеон перекроил карту Германии следующим образом: из 51 вольных городов он оставил всего пять, остальные же были переданы десятку наиболее сильных в то время государств. Он положил начало дальнейшим территориальным переделам, которые были произведены уже после поражения Франции и отречения Наполеона.

Австрия и Пруссия приняли участие, хотя и на вторых ролях, в победе над Наполеоном, которая давала Германии новый шанс к объединению в единое государство. К тому же этот шанс был наиболее вероятен, так как «Римская империя Германской нации» была ликвидирована французскими завоевателями.

 

Поражение Франции не восстановило архаической германской империи. Вместо нее был создан Германский союз – объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств и 4 вольных городов. Это объединение произошло 8 июня 1815 года на Венском конгрессе.

Итак, каждое из объединившихся государств сохраняло свою независимость, хотя главенство в союзе принадлежало Австрии.

Германский союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Правящим органом Германского союза был так называемый Союзный сейм, который заботился лишь о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов. Каждое из объединившихся в Союзе государств было суверенным и управлялось по-разному. В одних государствах удерживалось самодержавие, в других создавались подобия парламентов («Земские собрания») и лишь в немногих конституции фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.).

Развивается буржуазное промышленное производство, особенно в Рейнской области. В 1834 г. Образуется Таможенный союз, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Руководство в Союзе принадлежало Пруссии, которая претендовала на роль объединительной силы в Германии вместо Австрии. Выдвижению Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивавшаяся с каждым годом.

Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после разгрома Австрии в войне с Пруссией (к 1866 г. в него входило 32 государства).

Между двумя крупнейшими из германских государств – Пруссией (в ней правил король из династии Гогенцоллернов) и Австрией, находившейся под властью императора из династии Габсбургов, разгорелась борьба за руководящую роль в объединении Германии.

В 1861 г. прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединению Германии – войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия».

Дания г. стала первой жертвой бисмарковской политики. В 1864 году Пруссия и Австрия отторгли от Дании две немецкие провинции – Шлезвиг и Гольштейн – и стали управлять ими совместно.

Такое совместное управление стало источником постоянных трений между Пруссией и Австрией и таило в себе возможность военных столкновений. Это как раз и входило в расчеты Бисмарка.

Летом 1866 г. началась война между Австрией и Пруссией. Прусские войска, которые были лучше вооружены и подготовлены к войне, наголову разбили австрийцев

Победа открыла дорогу немецким войскам в глубь Австрии. Важнейшим итогом австро-прусской войны было присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в числе которых были Ганновер, Гессен - Кастель, Франкфурт – на - Майне, Нассау.

Под именем Северо-Германского союза в Центральной Европе возникло по сути дела новое государство. Оно получило новую особую конституцию, датированную 1867 годом. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права.

Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и др. Таким образом, объединение Германии не было завершено. Император Франции Наполеон III препятствовал объединению южных германских земель с Пруссией из-за боязни иметь опасного соседа на восточных границах.

Бисмарк стал готовить третью войну за объединение Германии «сверху», на этот раз против Франции.

Желая во что бы то ни стало спровоцировать войну, Бисмарк подделал важный дипломатический документ. 13 июля 1870 г., получив из Эмса телеграмму с изложением беседы прусского короля с французским послом, Бисмарк сократил текст депеши, придав ему оскорбительный для Франции характер. Фальсифицированную таким образом «эмскую депешу» он приказал опубликовать в печати.

19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. Прусская армия в августе отбросила одну часть французских войск к крепости Мец и осадила ее там, другую окружила под Седаном. Здесь 82-тысячная французская армия сдалась в плен вместе с императором Наполеоном III. После седанской катастрофы дорога на Париж была открыта, и прусские войска двинулись на французскую столицу. Буржуазное правительство Франции вступило в переговоры с пруссаками о капитуляции.

Итак, в этой войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство, принявшее название Германской империи.

 

Причины и последствия промышленного подъема середины XIX в. В Германии

Запаздывание промышленного переворота в Германии объясняется господством феодальных

отношений, наличием сильной цеховой системы и отсутствием единой государственной власти в

Стране. Вплоть до середины XIX века Германия оставалась типично аграрной страной, и ей было

Трудно угнаться за своими соперниками.

Зарождение фабричной системы в Германии можно отнести к рубежу XVIII-XIX веков. Но

Первая практически пригодная полиграфическая плоскопечатная машина (1810), камнеточильная

Веретен.

Менее успешно развивалось полотняное производство, сосредоточенное в Силезии. Дело в том,

что основной покупатель полотна - Англия установила высокие таможенные тарифы на эту продукцию,

а внутренний германский рынок был весьма узок. Кроме того, в 1840-х годах началось строительство

парового флота, что сразу же привело к сокращению спроса на парусину. В результате выработка

льняных тканей сократилась, что вызвало кризис в этой отрасли, который, в свою очередь, заставил

многих предпринимателей начать перевод льняного производства на машинную основу. Уже в 1846

Сукна.

Значительные изменения происходили в тяжелой промышленности. Появление паровых машин

на транспорте, а также широкое использование угля в металлургии заметно повысили спрос на127

каменный уголь. Интенсивно разрабатывался Рурский угольный бассейн, где добыча угля в 1830-

Году.

Почти в 3,6 раза.

Раза, а импорт - в 2 раза.

В 1850-1860-х годах Германию охватила "учредительская горячка", т.е. массовое

Пошлины)

• Появление новых отраслей экономики

• Объем промышленного производства в Германии с 1870 по 1900 года вырос в 3 раза.

• Тяжелая промышленность развивается в 2 раза быстрее легкой (и хорошо и плохо)

Демографический взрыв. (в 1870-1913 население увеличилось с 40 млн человек до

67 млн => рост городского населения и увеличение количества работников )

• Достижения германской инженерной мысли (которые имели место во многом

благодаря немецкой системе образования, компания Siemens)

70-е – пик развития ж/д строительства. Теперь дорогу строит не государство, а

частники!

• Рост эффективности сельского хозяйства, но к концу века Германия уже зависела от импорта сельскохозяйственной продукции.

• Активное участие в международной кооперации и разделении труда.

Превращение Германии в крупнейшего мирового экспортера. Немецкая

Предприятий.

• Воздействие протекционистской политики

• К 1879 году насчитывалось 14 картелей.

Самые крупные монополии:

• Рейнско-Вестфальский угольный синдикат – 95% добычи угля.

• Концерн Круппа – ВПК.

• Гамбург-Америка – судостроение.

• Ускоренная концентрация капитала (85% банковских капиталов – у 9 банков).

Социальная политика.

• Формирование новых социальных групп.

• Рост городского населения.

• Развитие профсоюзного движения.

• Начало социальной политики

o 1878 г. – Закон об ограничении детского труда.

O 1889 г. – Пенсии.

O Фридрих Третий (1888 г.)

Продолжение прежнего курса.

4-й этап. Бернгард фон Бюлов (1900 – 1909 гг.).

Внешняя политика.

1873 год – Союз трех императоров (Германия, Россия, Австро-Венгрия).

• 1875 год – Возникла угроза новой франко-германской войны. Лишь позиция России

СпаслаФранцию.

1879– 1882 гг. – Тройственный союз (Австро-Венгрия, Германия, Италия).

• Ухудшение русско-германских отношений.

• 1881и1884 года – продление Союза Трех императоров.

• 1887год– договор перестраховки между Россией и Германией.

Немецкая внешняя политика становилась все более агрессивной. Она захотела «места по солнцем»(из выступления Бюлова).

Марокканские кризисы (1905 и 1911 года). Германская колониальная экспансиявсе

Сильнее обостряла англо-германские и франко-германские отношения.

• Германия принимала активное участие в разделении Китая на сферы влияния.

Германия

Когда фашисты пришли к власти, экономика Германии была в печальном положении из-за Великой депрессии (с 1928 по 1932 объем производства уменьшился на 40%, высокий уровень безработицы). Все эти задачи и начало решать новое руководство.

1) Организованы общественные работы, призванные дать людям работу, благодаря чему уже в 1933 безработица сократилась почти вдвое, а к началу войны дошла почти до нуля.

2) Автаркия.

3) Гос. контроль за распределением основных ресурсов.

4) Централизация экономики. 1933 – декрет о картелях (укрупнение промышленности: «имперские группы»). Однако центрального органа планирования нет.

5) Политика направлена в первую очередь на капиталистов (их положение улучшилось). Положение рабочих ухудшается, зарплаты маленькие, налоги высокие

6) Сельское хозяйство объявлено одним из важнейших направлений. Однако над ним установлен тотальный государственный контроль, что плохо сказывается на эффективности.

7) Большую роль в успехе в бизнесе играет принадлежность к арийской расе. У всех остальных порой даже отбирали собственность.

8) Слияние экономики и партийного аппарата (партийные лидеры становятся крупнейшими промышленниками).

 

В итоге с 1933 по 1937 промышленное производство возросло на 102%, а на-циональный доход удвоился.

Италия

1) Госконтроль над бизнесом. Создание «национальных предприятий», на которых представитель государства и частного сектора находили компромиссные решения по регулированию экономики.

2) Требование ко всем банкам, бизнесам и частным лицам отказаться от иностранных ценных бумаг в пользу облигаций Банка Италии.

3) Регулирование з/п и цен (с 1938).

4) Высокие импортные пошлины для всех стран, кроме Германии (попытка утверждения автаркии). Протекционизм.

5) «Битва за землю» (комплексная мелиорация земель, осушение болот и т.п.).

6) Национализация крупных банков (во время Великой депрессии).

7) Привлечение безработных к общественным работам.

Германия

После прихода к власти нацисты активно начали реализовывать свои планы относительно преодоления кризиса, ведь на тот период экономика Германии была далеко не в самом лучшем состоянии. К примеру, общий объем производства за 1932 год составлял лишь 60% от 1928 года. Помимо того, пожалуй, наиболее существенной проблемой, так и не решенной за период Веймарской республики, являлся очень высокий уровень безработицы. Число официально зарегистрированных безработных составляло почти 6 млн. человек, а еще миллион не имел постоянного заработка. В связи с этим, новая власть объявила главной задачей решение проблемы занятости населения, с чем успешно справилась благодаря организации общественных работ. К примеру, уже в конце 1933 года уровень безработицы сократился до 3.8 млн. человек (почти в два раза), а в последние годы довоенного периода безработными официально числились лишь 200 тысяч человек.

В своей экономической политике руководство страны сделало ставку на автаркию, а именно на возможность Германии самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами, поскольку опыт Первой мировой войны показал, что изоляция смертельна для немецкой экономики. Автаркия весьма характерна для тоталитарных милитаристских режимов, которым и являлся режим Гитлера. Следующим логическим шагом, характерным для тоталитаризма, была централизация экономики, поскольку государство обеспечивало контроль над всеми сферами жизни общества. Однако будет преувеличением

говорить, что на данном периоде немецкая экономика была централизованной. Определенные меры по ее централизации принимались, например, издание «Декрета о картелях» от 15 июля 1933 года, по которому сокращалось число акционерных предприятий и мелких фирм, создавались «имперские группы» по контролю над производством продукции. Однако, несмотря на это, в немецкой экономической системе не существовало единого центрального органа, который бы занимался планированием производства (как Госплан в СССР). Более того, даже существовала конкуренция между крупными концернами-производителями. Правда, в какой-то степени она искусственно создавалась государством, делавшим одинаковые заказы на производство сразу нескольким фирмам.

Особенно это ощущалось в сельском хозяйстве, которое так же было объявлено нацистами одним из важнейших направлений. Проблема обеспечения продуктами остро стояла и во времена Веймарской республики, и эта проблема не была решена ни тогда, ни после прихода национал-социалистов к власти. Это объяснялось чрезмерным контролем государства над сельским хозяйством. По закону от 1933 года «О наследственных дворах» все сельское население делилось на две категории: крестьяне и сельские хозяева. Крестьяне составляли меньшую часть (около 10%), и ими могли быть лишь владельцы участков размером от 7.5 до 125 га, и, примечательно, арийского происхождения. Основную же массу составляли сельские хозяева, т.е. мелкие фермеры. Их деятельность была очень четко регламентирована, что, как показала практика, крайне негативно отражается на сельском хозяйстве. К примеру, без санкции местных властей сельский хозяин не мог продать даже птицу (куриц, гусей и т.п.) Способ организации хозяйств напоминал советские колхозы, особенно наличием тотального контроля со стороны государства.

В связи с тем, что национал-социалистический режим был крайне идеологизированным, он оказывал существенное влияние и на экономику. Это выражалось не только в том, что у представителей не «арийской» расы владельцы концернов, приближенные к верхушке власти, зачастую ―безвозмездно" изымали предприятия, банки и т.д.1, но и в том, что главари нацистов сами становились богатейшими людьми в стране, контролировавшими большую часть производства. Герман Геринг был богатейшим человеком в стране, обладателем множества шахт, заводов и рудников, и его примеру следовали чиновники рангом намного ниже. Таким образом, шло слияние экономики и партийного аппарата, поскольку нацистская верхушка превращалась в крупнейших промышленников, а крупнейшие промышленники покупали или получали высокие должности в знак поощрения. (взято из моего реферата прошлогоднего, на плагиат строго пофиг. Ковалев поставил 7, в основном из-за других ошибок и сносок, так что инфа точная и верная.)

Италия.

Честно говоря, не занимался вплотную Италией, поэтому информация из википедии и прочей лабуды. Если билет достанется, советую вкратце рассказать про Италию и размазать про Германию побольше.

Муссолини стремился к государственному контролю над бизнесом: в 1935 году Муссолини утверждал, что три четверти итальянских фирм находятся под государственным контролем. В том же году он издал несколько указов для дальнейшего контроля экономики, в том числе заставил все банки, предприятия и частных граждан отказаться от всех своих иностранных акций в пользу облигаций Банка Италии. В 1938 году он установил заработную плату и регулировал цены. Он также попытался превратить Италию в самостоятельную автаркию, устанавливая высокие пошлины на торговлю с большинством стран, исключая Германию.

24 декабря 1928 года Муссолини утверждает «Программу комплексной мелиорации земель», благодаря которой за 10 лет страна получила более 7700 тыс. гектаров новых пахотных земель. Заброшенные и невозделываемые территории были быстро приведены в порядок и заселены 78 тыс. крестьян из самых бедных районов Италии. Работы стали проводить на берегах реки По, на заболоченных равнинах по берегам Тирренского и Адриатических морей. Более 60 тыс. гектаров болот, столетиями являвшихся рассадниками малярии, были осушены и разделены на 3 тыс. участков для бедных. Там же строились новые города. С 1922 по 1930 год число клиник и больниц увеличилось в четыре раза. На Сардинии в 1930 году был построен образцовый сельскохозяйственный город Муссолиния, который в 1944 году переименовали в Арборею. Этот город был первым из тех тысяч, что Муссолини надеялся построить по всей стране для улучшения сельскохозяйственного производства в стране. Этот план направил ценные ресурсы для производства зерна, вдали от других, менее экономически жизнеспособных сельскохозяйственных культур. Огромные тарифы, связанные с проектом, способствовали его неэффективности, а государственные субсидии, предоставляемые фермерам, толкнули страну в ещѐ большие долги. Также Муссолини начал «Сражение за землю», политику, основанную на освоении земли, обрисованную в общих чертах в 1928 году. Инициатива осуществлялась с переменным успехом. Муссолини надеялся поднять благосостояние крестьян, но в действительности, выгоду от его политики получили только владельцы крупных поместий. В то время такие проекты как осушение Понтийских болот в 1935 году были хороши для сельского хозяйства и в пропагандистских целях, обеспечивая занятостью безработных, и разрешая крупным землевладельцам контролировать субсидии, другие проекты в «Сражении за землю» велись не очень успешно. Эта программа была несовместимой со «Сражением за зерно» (маленькие участки земли были выделены неправильно для крупномасштабного производства пшеницы), а Понтийские болота были утрачены во время Второй мировой войны. Программа «Сражение за Землю» была прекращена в 1940 году.

По мере того, как Муссолини «укреплял вертикаль власти», идеи либерализма вытеснялись прецедентами государственного вмешательства в экономику, «свободная торговля — протекционизмом, а цели экономического роста формулировались на языке увещеваний и военно-командной терминологии». Под давлением «капитанов итальянской индустрии», требовавших для отечественных производителей защиты от внешней конкуренции и субсидий на внутреннем рынке, в 1925 году де Стефани ушѐл в отставку. В 1926 году Муссолини выступил со страстной речью, требуя от финансистов остановить инфляцию и стабилизировать курс лиры. Он также ввѐл официальный запрет на какие-либо забастовочные действия. При следующих министрах финансов, в 1927—1929 годах, Италия проводила дефляционную политику.

В годы мирового экономического кризиса 1929-33 годов Италия пострадала так же, как и другие страны с рыночной экономикой. Безработица выросла с 300,787 в 1929 году до 1,018,953 в 1933 году. В попытках остановить кризис правительство национализировало крупные банки, в ресурсах которых находились ценные бумаги крупных промышленных предприятий[32]. Были также эмитированы новые ценные бумаги с тем, чтобы предоставить кредитные ресурсы банкам и приступить к оказанию финансовой помощи картелям (в Италии они назывались консорциумы, итал. consorzi), которые создали в стране «капитаны индустрии» после 1922 года. Этим организациям правительство обещало поддержку в обмен на обязательство проводить ценовую политику в соответствии с ценами, которые должно было диктовать государство[20]. Не в Германии, а именно в Италии силами бывших безработных, привлечѐнных на работу по госзаказу, уже в 1924 году была построена первая в мире автострада (нем. автобан) Милан—Варезе[33].

В Италии был создан ряд смешанных по форме собственности предприятий, которые назывались итал. istituti или enti nazionali («институты» или «национальные предприятия»), целью которых было совместное управление крупными предприятиями. В этих институтах представители государства и частного сектора совместно находили компромиссные решения по определению экономического курса этих предприятий, их политики цен и заработной платы. По мнению правительства, эта задача была успешно решена, так как стране удалось пережить кризис, не покушаясь на частную собственность.

Совместная деятельность государства и крупных промышленников по управлению частными предприятиями вскоре вышла за пределы экономики в сферу политики, и тем самым родилась известная модель государственно-монополистического регулирования экономики, известная под именем корпоративизма. По окончании мирового кризиса, после 1934 года в Италии (как и других странах — см. О. Шпанн) стали распространяться теории универсализма, составной частью которых была идея автаркии, как хотя бы временного способа избежать негативного влияния мирового рынка на национальную экономику. Многим казалось, что если бы не зависимость от внешних рынков, мирового кризиса можно было бы избежать. С этого времени во внешней торговле Италии начинают вводиться тарифные и нетарифные барьеры, и в 1935 году Муссолини торжественно объявил, что уже три четверти промышленного производства страны зависит не от внешнего рынка, а только от правительства

 

№80: Основные направления внутренней политики национал-социализма. Проблема «преодоления прошлого» в послевоенной Германии.

Внутренняя политика

1933 – Гитлер – канцлер Германии. Вскоре он становится еще и президентом.

Когда он пришел к власти страна была разорена Великой депрессией. До трети трудоспособных граждан не имели работы. Поэтому в 1933-1935 нацистское правительство особое внимание уделяло преодолению экономического кризиса, оживлению механизма экономической конъюнктуры и созданию рабочих мест. В сознании немцев это время оказалось связанным с удивительно быстрой ликвидацией экономических и материальных невзгод последних кризисных лет Веймарской республики.

В июле 1933 г. был создан Генеральный Совет германского хозяйства в который вошли представители крупного капитала. Этот Совет совместно с министерством экономики ввел в действие «закон об органическом построении экономики». Закон усиливал централизованное управление и контроль со стороны министерства экономики за народным хозяйством.

Популярность экономических мероприятий обеспечивалась также психологическим воздействием на население. Средства массовой информации постоянно демонстрировали национальную солидарность и успешный прорыв Германии на пути создания «народного сообщества». Эмоциональный подъем был важным стимулом к экономическому росту. Граждане страны стали чувствовать, что после долгих лет депрессий и сомнений наступило время стабилизации и улучшения жизни.

Экономические успехи и пропаганда затеняли неприглядную сторону режима: разрастание террористического аппарата, разрушение правового строя, подготовку новой войны. Расходы на вооружения стали год от года расти. В 1935 г. была введена всеобщая воинская повинность. С 1936 взят курс на автаркию.

Но все эти мероприятия требовали надежных тылов в лице населения страны. Только террором и пропагандой нельзя было привлечь население на свою сторону. Свои завоевательные цели нацисты прикрывали привлекательной для населения идеей народного сообщества – созданием на расовой основе некоего нивелированного с нечеткими классовыми границами общества. В основе нацистские идеологи взяли проповедь расовой чистоты арийцев. С осуждением смешения немцев с иными «чуждыми расами». Одновременно проповедовалась необходимость очищения арийской расы от влияния недоразвитых элементов и уродливой наследственности.

Во всех проблемах обвинялись внешние враги. В первую очередь – евреи. 1935 – Нюрнбергские законы (лишение евреев германского гражданства, запрет евреям на брак и внебрачные связи с арийцами, запрет нанимать прислугу из арийцев, ограничение в правах и т.п.).

В 1936 созданы молодежные организации. Для мальчиков: Пимпфе (6-9), Юнгфольк (9-14), Гитлерюгенд (14-18). Для девочек: Юнгмедель (10-14), Лига немецких девушек (14-18). Образование идеологизируются. Переписываются учебники, науки даются под нацистским углом.

Преодоление прошлого

В Германии преодоление национал-социалистического прошлого началось с юридических мероприятий (Нюрнбергский процесс): наказания виновных в преступлениях против человечности и военных преступлениях и реабилитации жертв нацизма. За этим последовало историческое исследование «Третьего рейха». «Преодоление прошлого» было начато победившими Германию государствами (прежде всего, США и Великобританией), которые стремились правовым путем свести к минимуму возможность повторения случившегося, а также понять причины совершенных преступлений и документировать их. Преодоление нацистского прошлого стало важнейшей частью национальной и культурной самоидентификации современных немцев.

 

 

№85: Фашизм, как исторический феномен.

Фашизм — политическое движение крайне правого толка, а также идеологий. В тоже время, обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм.

Основоположником фашизма считается Б. Муссолини.

 

В политологическом плане фашизм характеризуется следующими критериями:

- радикальный национализм (в Италии больше именно национализм, происхождение от Римской империи; в Германии - расизм);

- экстремизм;

- ультраправая внутренняя политика;

- традиционализм (обращение к инстинктам общества);

- этатизм (абсолютизация роли государства в обществе, подчинение личностных интересов государственным);

- популизм

- корпоративизм (общество плохо интегрировано, социальные группы разделены, а государство находит между ними компромисс);

- милитаризм;

- вождизм.

 

Для 20-40-гг. фашизм считался движением близким к социалистическим движениям, Бенито Муссолини был социалистом и издавал социалистическую газету. Поэтому в традициях фашизма в межвоенный период была провозглашенная опора на широкие слои населения, включая рабочий класс. Пропагандировалась защита обездоленных, а также мелкого бизнеса. Социальное недовольство умело переключалось на этнические меньшинства, соседние державы и предшествующие власти.

НО! Практически все фашистские режимы пытаются взять под контроль экономику, стараясь опираться на крупный капитал, экономическую олигархию. Никто не объявлял национализации экономики. Фашизм всегда пытается монополизировать идеологическую сферу.

Для этого нужны деньги, но беда в том, что авторитарные режимы себя не окупают. Отсюда и идет стремление к войне: нужно захватить ресурсные территории. К концу 30-х годов Германия была банкротом. Более того, милитаризация помогает занять чем-то молодых мужчин - самый опасный для государства слой населения.

 

Репрессивный характер данных режимов ярко представлен в виде:

- жесткого подавления инакомыслия в обществе;

- отрицание всех проявлений экономического и политического либерализма;

- открытый террор против левых и центристских партий.

 

Интересна фашистская версия государства – государства корпораций, как противоположность демократии. Корпорации должны были гармонизировать интересы всех слоев обществ. Эту идею провозгласил бывший социалист Бенито Муссолини. В 1910 г. в Италии зародился фашизм и в 1922 году фашисты пришли к власти в Италии.

 

Внешняя политика:

Министр иностранных дел – Робер Шуман

Цель – самостоятельность ФРГ + Курс на сближение с США и западноевропейскую интеграцию. Прозападная ориентация!

 

1950 – план создания ЕОУС, проект ЕОС (Европ.оборонительное сообщество: «европейская армия под общим командованием», но французское Нац собрание было против, после этого Германия создала СВОИ вооруженные силы)

1952 – Боннский договор (отмена Оккупационного статута, ФРГ получила гос суверенитет!!!)

1955 – Парижские соглашения, вхождение ФРГ в НАТО (США считали, что это позволит им держать ФРГ под контролем, тк один раз они уже отлучили ФРГ от западного сообщества, и известно, что произошло + они были под впечатлением от Корейской войны: ФРГ им нужна, чтобы противостоять советской агрессии). НО: на территории Германии еще были иностранные войска + запрет ядерного оружия.

Германия согласилась выплачивать компенсации Израилю и частным лицам – жертвам нацистских преступлений против евреев.

1955 - визит Аденауэра в СССР (дип отношения, возвращение в Германию немецких военнопленных).

1957 – Европейское экономическое сообщество, Евратом.

1961 – Берлинская стена

1958-1963 – создание оси Бонн-Париж (в 1963 – «Елисейский договор» - договор о сотрудничестве, причина - де Голль хотел превратить Францию в ядерную державу и нуждался в поддержке ФРГ, а ФРГ стала сотрудничать с Францией из-за неопределенности Англии и США по поводу Берлинского кризиса).

 

* КОНЕЦ ЭРЫ АДЕНАУЭРА:

1957 – победа Аденауэра на новых выборах, задачи выполнены, НО нет новых внутренних целей (ориентировался в основном на внешнюю политику). Ему уже 80, возможно стоит его заменить другим, НО с другой стороны, с ним – стабильность и преемственность. Перед выборами 1961 Эрих Менде, лидер СвДП (Свободная демократическая партия) заявил, что его партия создаст коалицию с ХДС, только если ее лидером будет НЕ Аденауэр.

1962 – полиция заняла редакцию «Шпигеля», якобы разгласившего в статье о маневрах НАТО гос.секреты, касающиеся плохой подготовки бундесвера. Аденауэр встал на защиту Штрауса (министр обороны), но тот всё равно ушел в отставку, а в народе – недоверие к власти, демонстрации, правительственный кризис, отставка Аденауэра.

 

 

С СССР:

1970 – начало советско-западногерманских переговоров о заключении договора о добрососедских отношениях (противоречия: Москва хотела закрепить послевоенные границы, Бонн хотел иметь возможность на их будущее изменение). Договор о сотрудничестве и отказе от применения силы (речь об эконом сотрудничестве, признание ФРГ итогов 2МВ и послевоенных границ в Европе).

1973 – договор о сотрудничестве «газ-трубы» («они нам трубы, мы им газ»)

С ПОЛЬШЕЙ:

Затем – аналогичные договор в Варшаве (+ вопрос «неприкосновенности» границы по Одеру-Нейсе + отказ от территориальных претензий). Переговоры проходили сложно (только после предоставления Польше кредита в 1 млрд марок удалось договориться о переселении этнических немцев из Польши).

С ЧЕХОСЛОВАКИЕЙ:

1973 – договор с Чехословакией (аналогичный)

 

Внутренняя и внешняя политика правительства Гельмута Коля (+ политико-экономический кризис в ГДР в 80е и объединение Германии)

 

Политика Г.К. получила название «неоконсерватизм» - возвращение к традиционным ценностям (патриотизм, религия, семья).

Экономика:

Политика Коля – западногерманский вариант «рейганомики» и «тэтчеризма»:

резкое сокращение расходов на соц нужны,

  • изменения в системе налогообложения (льготы крупным предпринимателям при снижении налогов с них и сокращении их взносов в фоны предпринимателей, НО увеличение налогов с менее обеспеченных слоев общества и увеличение взносов рабочих!!!),
  • уменьшение вмешательства гос-ва в частное предпринимательство,
  • развитие малого и среднего бизнеса.
  • + денационализация экономики (передача гос предприятий в частные руки), выделение средств для развития промышленности

В итоге ФРГ вышла в мировые лидеры, 1 место в мире по объему экспорта.

 

80е – политические скандалы (подкуп промышленным концерном Флика высокопоставленных лиц с целью освобождения от налогов итп).

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА:

Упор на сотрудничество с США: активное участие ФРГ в реализации программы СОИ (стратегическая оборонная инициатива) – предполагалось создать космические системы, которые перехватывали бы ракеты, пущенные противников в космосе.

В Европе основной партнер ФРАНЦИЯ: совместная разработка Европейской программы создания новейших технологий «Еврика»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.115 с.)