ТОП 10:

Тема 17: «Основы конституционного права Германии»



1. Основной закон ФРГ.

2. Германский федерализм.

3. Органы государственной власти в Германии.

4. Правовой статус человека и гражданина в ФРГ.

 

Литература:

нормативные правовые акты:

1. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. Учебное пособие – 8 изд./ Сост. В.В. Маклаков. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 640 с.

2. Конституции зарубежных государств: учебное пособие/ Сост. Солодовченко Д.Д. – Воронеж; ВФ РАГС, 2008. – 130 с.

основная:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран : учебное пособие для студентов вузов / А.М. Арбузкин. - М.: Юристь, 2010. - 704 с.

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2010. - С.396-419.

дополнительная:

1. Бергманн В. Административно-процессуальное право Германии. – М:2007 – 288 с.

2. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для студентов вузов - 2 изд. – М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 727 с.

3. Чихладзе Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран..- М.:Феникс, 2008 – 344 с.

 

Активная форма семинарского занятия

(решение предлагаемых преподавателем заданий, задач и тестов)

Время – 2 часа

План:

1. Основной закон Германии 1949 года, его характеристика и развитие.

2. Федеральный президент и федеральное правительство Германии.

3. Конституция Италии 1947 года, ее характеристика и развитие.

4. Конституционные основы судебной системы Италии.

Контрольные вопросы (основы конституционного права Германии)

1. Конституционное развитие Западной и Восточной Германии после второй мировой войны.

2. Основной закон ФРГ 1949 года, его характеристика и развитие.

3. Конституционная реформа 1968 года.

4. Объединение Германии.

5. Конституции земель.

6. Конституционный статус человека и гражданина и его гарантии.

7. Практика «запрета на профессии».

8. Чрезвычайное законодательство.

9. Партийная система, политические партии и их конституционный статус.

10. Избирательная система. Активное и пассивное избирательное право.

11. Избирательные округа, система распределения мандатов.

12. Бундестаг и бундесрат. Порядок их формирования, их полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения.

13. Законодательный процесс.

14. Федеральный президент. Порядок избрания, компетенция и порядок ее осуществления, ответственность, реальная политическая роль.

15. Федеральное правительство. Порядок его формирования, компетенция, акты.

16. Статус федерального канцлера.

17. Особенность парламентской ответственности. Чрезвычайные полномочия.

18. Федеральный правительственный аппарат.

19. Федеральный конституционный суд.

20. Система конституционного контроля.

21. Правовое положение земель и их взаимоотношения с Союзом в нормальных и чрезвычайных условиях.

22. Политико-административное устройство земель. Органы земель: ландтаги и правительства.

23. Особенности системы власти Берлина, Гамбурга и Бремена.

24. Организация местного управления и самоуправления в землях.

25. Конституционные основы судебной системы Германии.

Тесты.

1. После объединения Германии (ФРГ и ГДР) в 1990 г. создано новое государство. Принята новая Конституция (А) или действует Конституция ФРГ 1949г.(Б)?

2 Федеральный конституционный суд Германии принял решение о неконституционности местной экстремистской правой партии "Карающий меч". Лидер партии заявил, что решение Федерального кон­ституционного суда неправильное, так как этот вопрос рассматривается в конституционном суде земли Геосен, в которой и только в кото­рой действует партия, а суд земли еще не вынес решение по делу. Заявление верно (А) или неверно (Б)?

3 Ландтаг (местный парламент) земли Бреген решил избрать положенное ему по Конституции Германии число представителей земли в верхнюю палату федерального парламента (3 представителя). Правительство земли возражает против выборов и заявляет, что око само назначит этих представителей. Кто прав: А — ландтаг; Б — правительство земли.

4 Граждане и некоторые партии в округе Келъзен (округа — единицы, на которые делятся земли) предлагают в помощь регирунгспрезиденту (управляющему) округа избрать местный орган самоуправления — окружной сонет, Право на самоуправление признано Конституцией федерации и конституцией земли Баварии, в которую входит округ. Парламент земли (А) возражает против создания такого органа. Правительство земли (Б) настаивает на создании. Кто прав?

 

Тема 17-18 «Основы конституционного права Германии. Основы конституционного права Италии»

Активная форма семинарского занятия

(решение предлагаемых преподавателем заданий, задач и тестов)

Время – 2 часа

План:

1. Основной закон Германии 1949 года, его характеристика и развитие.

2. Федеральный президент и федеральное правительство Германии.

3. Конституция Италии 1947 года, ее характеристика и развитие.

4. Конституционные основы судебной системы Италии.

Контрольные вопросы (основы конституционного права Германии)

1. Конституционное развитие Западной и Восточной Германии после второй мировой войны.

2. Основной закон ФРГ 1949 года, его характеристика и развитие.

3. Конституционная реформа 1968 года.

4. Объединение Германии.

5. Конституции земель.

6. Конституционный статус человека и гражданина и его гарантии.

7. Практика «запрета на профессии».

8. Чрезвычайное законодательство.

9. Партийная система, политические партии и их конституционный статус.

10. Избирательная система. Активное и пассивное избирательное право.

11. Избирательные округа, система распределения мандатов.

12. Бундестаг и бундесрат. Порядок их формирования, их полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения.

13. Законодательный процесс.

14. Федеральный президент. Порядок избрания, компетенция и порядок ее осуществления, ответственность, реальная политическая роль.

15. Федеральное правительство. Порядок его формирования, компетенция, акты.

16. Статус федерального канцлера.

17. Особенность парламентской ответственности. Чрезвычайные полномочия.

18. Федеральный правительственный аппарат.

19. Федеральный конституционный суд.

20. Система конституционного контроля.

21. Правовое положение земель и их взаимоотношения с Союзом в нормальных и чрезвычайных условиях.

22. Политико-административное устройство земель. Органы земель: ландтаги и правительства.

23. Особенности системы власти Берлина, Гамбурга и Бремена.

24. Организация местного управления и самоуправления в землях.

25. Конституционные основы судебной системы Германии.

Тесты.

1. После объединения Германии (ФРГ и ГДР) в 1990 г. создано новое государство. Принята новая Конституция (А) или действует Конституция ФРГ 1949г.(Б)?

2 Федеральный конституционный суд Германии принял решение о неконституционности местной экстремистской правой партии "Карающий меч". Лидер партии заявил, что решение Федерального кон­ституционного суда неправильное, так как этот вопрос рассматривается в конституционном суде земли Геосен, в которой и только в кото­рой действует партия, а суд земли еще не вынес решение по делу. Заявление верно (А) или неверно (Б)?

3 Ландтаг (местный парламент) земли Бреген решил избрать положенное ему по Конституции Германии число представителей земли в верхнюю палату федерального парламента (3 представителя). Правительство земли возражает против выборов и заявляет, что око само назначит этих представителей. Кто прав: А — ландтаг; Б — правительство земли.

4 Граждане и некоторые партии в округе Келъзен (округа — единицы, на которые делятся земли) предлагают в помощь регирунгспрезиденту (управляющему) округа избрать местный орган самоуправления — окружной сонет, Право на самоуправление признано Конституцией федерации и конституцией земли Баварии, в которую входит округ. Парламент земли (А) возражает против создания такого органа. Правительство земли (Б) настаивает на создании. Кто прав?

Контрольные вопросы (основы конституционного права Италии)

1. Конституция Италии 1947 года и ее характеристика.

2. О конституционной реформе.

3. Конституционный статус человека и гражданина и его гарантии.

4. Партийная система и политические партии Италии.

5. Политическая роль профсоюзов и социально-экономических организаций предпринимателей.

6. Наиболее значимые средства массовой информации.

7. Избирательная система Италии. Активное и пассивное избирательное право.

8. Избирательные округа. Системы распределения мандатов.

9. Порядок выбора депутатов и сенаторов.

10. Референдум и порядок его проведения.

11. Парламент Италии. Полномочия, внутренняя организация и взаимоотношение палат.

12. Законодательный процесс и его особенности.

13. Президент республики. Порядок его избрания, компетенция и порядок ее осуществления, акты, ответственность. Реальная политическая роль.

14. Правительство. Порядок его формирования, компетенция, акты, ответственность. Статус и политическая роль главы правительства.

15. Конституционный суд Италии. Система конституционного контроля.

16. Национальный совет экономики и труда.

17. Государственный совет.

18. Счетная палата Италии.

19. Высший совет магистратуры.

20. Конституционные основы судебной системы Италии.

21. Политико-территориальное устройство. Областная автономия. Особенности статуса пяти областей.

22. Территориальная организация в областях.

23. Местное управление и самоуправление в Италии.

24. Организация власти на областном, провинциальном и муниципальном уровнях.

Литература:

1. Ковачев Д.А. Конституции Республики Италия 50 лет // Право и экономика. -1997. - № 1

2. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Афанасьева О.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред Н.А. Мишле. - Юрайт, 2011

3. Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии / Васильева Т.А. // Государство и право. – 1993. - № 1. – С.133-140.

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ И ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ" (НА ПРИМЕРЕ США И ГЕРМАНИИ)

Продолжительность деловой игры – 2 академических часа.

Цели деловой игры:

– уяснение участниками деловой игры роли и значения института выборов для развития демократического общества и правового государства;

– изучение правил ведения избирательной компании, принятых в США и Германии;

– усвоение студентами стадий избирательного процесса на примере двух государств, принадлежащих к различным правовым системам и практикующих различные избирательные системы, – США и Германия;

– овладение навыками сравнительно-правового анализа на примере сравнения действующего избирательного законодательства США и Германии с целью выявления их сходств и различий;

– сравнение избирательного процесса США, Германии и России.

Возможные участники деловой игры:

1) преподаватель, координирующий работу студентов-участников деловой игры:

2) студенты, выполняющие роли субъектов избирательного процесса, например:

  • политические партии (в Германии и США);
  • партийные собрания (съезды) (в Германии и США);
  • кандидаты в депутаты (в Германии и США);
  • представители (доверенные лица) кандидатов в депутаты (в Германии и США);
  • избиратели (в Германии и США);
  • избирательные комитеты (комиссии) различных уровней (в Германии и США);
  • органы, рассматривающие избирательные споры, включая суды (в Германии и США);
  • средства массовой информации (в Германии и США);
  • местные органы управления (в Германии и США).

Задачи участников деловой игры:

Каждый из участников деловой игры должен выполнять отведенную ему роль субъекта избирательного процесса, наделенного строго определенными правами и обязанностями на основании законодательства о выборах соответствующей страны.

В процессе проведения игры ссылки на конституции и законодательство США и Германии являются необходимыми.

Например, студенты, выполняющие роль " кандидата в депутаты" , составляют предвыборную программу кандидата в депутаты. Студенты, выполняющие роль " местных органов управления" , составляют списки избирателей от соответствующих избирательных округов. Студенты, выполняющие роль " органов, рассматривающих избирательные споры" , подготавливают решение, в котором констатируется факт отсутствия (наличия) нарушения избирательного законодательства. Участники деловой игры, выполняющие роль " средств массовой информации" , готовят публикации на тему выборов, представляют информацию о кандидатах в депутаты и т.д.

Участникам деловой игры " со стороны США" и " со стороны ФРГ" рекомендуется представлять свои роли параллельно, по стадиям избирательного процесса.

Процедура деловой игры:

1. Преподаватель – руководитель деловой игры определяет цели и содержание деловой игры, называет состав участников.

2. Несколько участников деловой игры могут огласить наиболее важные черты избирательных систем и положения избирательного законодательства США и Германии, желательно в форме сравнения этих положений, в т.ч. прав и обязанностей субъектов избирательного процесса.

3. В дальнейшем ход деловой игры определяется действиями ее участников, которые выполняют роли субъектов избирательного процесса в соответствии со стадиями избирательного процесса.

По завершении деловой игры преподаватель подводит ее итоги, оценивает работу студентов-участников деловой игры.

Общие рекомендации преподавателю, организующему деловую игру, и студентам-участникам деловой игры:

Необходимым условием результативного проведения деловой игры является хорошее знание студентами положений Конституций, имеющих отношения к выборам, а также избирательного законодательства США и Германии. Большую помощь участникам деловой игры окажет изучение научных статей по соответствующей проблематике.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.008 с.)