Тема № 7-8 «Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах. Территориальная организация публичной власти» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 7-8 «Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах. Территориальная организация публичной власти»



Время – 4 часа.

Занятие № 1 «Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах» - 2 часа.

1. Монархическая форма правления и ее разновидности.

2. Республиканские формы правления в зарубежных странах.

3. Смешанные формы правления в зарубежных странах.

Литература:

нормативные правовые акты:

1. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. Учебное пособие – 8 изд./ Сост. В.В. Маклаков. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 640 с.

2. Конституции зарубежных государств: учебное пособие/ Сост. Солодовченко Д.Д. – Воронеж; ВФ РАГС, 2008. – 130 с.

основная:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / А.М. Арбузкин. - М.: Юристь, 2010. - 704 с.

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2010. - С.136-154

 

дополнительная:

1. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник/ М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак. – М.: КНОРУС, 2011. - 384 с.

2. Червонюк В. И., Варнавский А. Г. Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи//Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2010.

 

Тесты.

1. Конституция (Основной закон) Саудовской Аравии 1992 г. устанавливает, что власть исходит от народа, но акты, имеющие силу закона, принимает монарх после обсуждения в совете аш-шура. Конституция Кувейта 1962 г. устанавливает, что существует парламент, право вето короля (эмира) может быть опрокинуто решением 2/3 состава парламента, чего не бывает, а парламент принемает законы только с санкции монарха, министры отвечают перед королем (эмиром) и назначаются им: А – Саудовская Аравия – типичная абсолютная монархия; Б - Саудовская Аравия – дуалистическая монархия; В - Саудовская Аравия – абсолютная монархия с некоторыми внешними признаками конституционной; Г – Кувейт – абсолютная монархия; Д - Кувейт – дуалистическая монархия; Е – Кувейт – конституционная монархия, но не дуалистическая с точки зрения фактических отношений ветвей власти.

2. Парламент Италии проголосовал за доверие правительству, сформированному партийным большинством в парламенте. Президент своим декретом назначил правительство, не включив а его состав двух членов от партии «Черный крест». Италия: А — парламентарная республика; Б — президентская республика; В - полупрезидентская республика; Г — президент поступил верно; Д — президент поступил неверно.

3. Президент США — глава государства в президентской республике с согласия Сената назначил министром образования мистера Смита. Нижняя палата — Палата представителей возражает против назначения и приняла решение о недоверии мистеру Смиту. Как должен поступить президент: А — сместить министра; Б — оставить его на посту: В - обратиться к Сенату - верхней палате, чтобы она подтвердила свое согласие о назначении мистера Смита; Г — распустить парламент с назначением даты новых выборов.

4. Президент Украины получил согласие парламента — Верховной Рады на назначение премьер-министра Кабинета министров, назначил его, а затем самостоятельно назначил всех членов Кабинета. Верховная Рада одобрила программу правительства. Через год был выражен вотум недоверия правительству. В соответствии с Конституцией оно подало в отставку и президент уволил его. Украина: А — президентская республика; Б — парламентарная; В — полупрезндентская; Г — парламентарная с чертами президенциализма: Д — президент действовал правильно; Е - президент действовал неправильно.

5. Правительство (Государственный совет) Китая формируется Всекитайским Собранием Народных Представителей (ВСНП) и ответственно перед ним. Председатель республики (глава государства) также избирается ВСНП. Конституция устанавливает, что вся власть принадлежит народу, народ осуществляет власть через ВСНП и местные Собрания народных представителей разных ступеней, которые также избираются либо гражданами непосредственно (низовая ступень), либо нижестоящими Собраниями народных представителей. Конституция устанавливает также, что Китайская Народная Республика — социалистическое государство демократической диктатуры народа. В Китае существует несколько партий. Конституция устанавливает, что руководящей силой общества и государства является коммунистическая партия. Выбоы, деятельность правительства, всех органов государства осуществляется а соответствии с указаниями ее центральных и местных органов. В Италии. Японии и многих других странах партия (коалиция партий), победившая на выборах в парламент, также определяет политику государства. Китай: А — демократическая социалистическая республики: Б - парламентарная социалистическая республика; В – авторитарная республика; Г – тоталитарная социалистическая республика советского типа.

 

Занятие № 2 «Территориальная организация публичной власти»- 2 часа

План:

1. Особенности унитарной формы государственно-территориаль­ного устройства зарубежных стран.

2. Федеративная модель государственно-территориального уст­ройства зарубежных стран.

3. Способы распределения предметов веде­ния и полномочий между федерацией и ее субъектами в США и ФРГ.

Тесты.

1. Франция делится на регионы (их более 20), в каждом из них есть избираемый совет и назначенный представитель государственной власти — префект, контролирующий законность деятельности совета. Франции: А - центральное унитарное государство; Б децентрализованное унитарное государство; В — регионалистское государство; Г — относительно централизованное унитарное государство.

2. Италия состоит из 20 автономных областей, которые охватывают всю территорию страны. Иных автономных образований в Италии нет. Италия: А - простое унитарное государство; Б - сложное унитарное государство; В - регионалистское государство.

3. Автономная республика Крым на Украине имеет свою конституцию, свой парламент - Верховную раду. А — она вправе принимать свои законы; Б - она вправе принимать решения по определенным вопросам; В — Крым — политическая автономия; Г — Крым — административная автономия; Д — Крым — законодательная автономия.

4. В США асе штаты равноправны, но сильно различаются по размерам территории, численности населения. В составе государства есть также политико-территориальные образования, не являющиеся штатами. США: А — симметричная федерация; Б — асимметричная федерация. Почему?

5. Статья 10 конституции федеративного государства Плутонии гласит: «Нации Плутонии имеют право на самоопределение а Плутонской федерации». Избиратели нации гуканов па своем референдуме приняли решение о выходе из состава федерации, ссылаясь на ст. 10 конституции Плутонии и на ст. 5 конституции Республики Гуканов, в которой записано право на самоопределение вплоть до отделения. Дело рассматривает конституционный суд федерации. Его решение: А — решение референдума соответствует ст. 10 конституции Плутонии и ст. 5 конституции Республики Гуканов; Б — достаточно ссылки на ст. 5 и дополнительно — на принцип международного права о праве народов (ц нации) на самоопределение; В — решение референдума недействительно.

6. В индийском штате Бихар возникли беспорядки. Кабинет дал президенту республики совет: ввести в штате чрезвычайное положение. Президент не согласился и издал прокламацию о введении в штате президентского правления. Президент поступил: А — верно; Б — неверно.

7. Кантон Юра - субъект федерации а Швейцарии, ссылаясь на ст. 3 Конституции Швейцарии, в которой говорится, что «кантоны суверенны, поскольку их права не. ограничены федеральной конституцией», заключил с Баварией (земля — субъект федерации в Германии) сначала соглашение о мерах по защите природы, а затем — об ускорении почтового сообщения. Статья 9 Конституции Швейцарии гласит, что в виде исключения субъекты могут заключать договоры с иностранными государствами по вопросам народного хозяйства, соседских отношений и полиции. Соглашения: А — оба неправомерны; Б - правомерно соглашение об охране природы: В — правомерно соглашение об ускорении почтового сообщения; Г - неправомерно первое; Д - неправомерно второе.

8. При подготовке поправки к ст. 71 конституции Федеративной Республики Молодежи в качестве консультантов пригласили известных юристов - выпускников юридического факультета Института стариков. Мнения консультантов разошлись по вопросу о предметах ведения федерации и ее субъектов. Некоторые предлагали ст. 71 конституции формулировать таким образом: А — исключительные полномочий — это, в частности, оборона, иностранные дела, связь, правоохранительная деятельность, налоги; совместная компетенция — принятие федеральной конституции, авиатранспорт; исключительная компетенция субъектов - защита прав и свобод граждан, регулирование вопросов труда и т.д.; Б — исключительная компетенция федерации — регулирование преступлений и наказаний, земля, денежная эмиссия и др., совместная — природопользование, охрана государственной границы и др., исключительная компетенция субъектов — налоги, и др.; В - исключительная компетенция федерации — принятие федеральной конституции, оборона, иностранные дела, трубопроводный транспорт (нефть, газ и др.) и т.д., совместная - основные права человека и гражданина, земля, федеральные налоги, судоустройство и др., исключительная компетенция субъектов — охрана памятников истории и культуры, кадры прокурорских работников, меры по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями и т.д. Какие предложения правильны? Все неверные — 0.

9. Автономная республика Актиния в унитарном государстве Бутании имеет право по конституции федерации издавать законы по местным вопросам, автономная республика Гоча имеет конституцию, но законы не издает, а автономная область Бегония, имеющая право по конституции Актинии пользоваться местным языком в школах, средствах массовой информации, приняла положение об автономии, в котором содержатся нормы о принадлежности всей политической власти народу Бегонии и о ее государственном суверенитете. А - все три автономии — политические; Б — Актиния — политическая автономия; В — Бегония — политическая автономия; Г — Актиния - административная автономия; Д — Бегония - административная автономия; Е — Гоча - политическая автономия. Ж — Бегония — административная автономия, а ее положение об автономии противоречит конституции Актинии.

Литература:

1. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Афанасьева О.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред Н.А. Мишле. - Юрайт, 2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.008 с.)