ТОП 10:

Тема 16: «Основы конституционного права Франции»



1. Конституция Франции.

2. Президент Франции и Правительство Франции.

3. Судебная система.

4. Органы местного самоуправления.

Литература:

нормативные правовые акты:

1. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. Учебное пособие – 8 изд./ Сост. В.В. Маклаков. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 640 с.

2. Конституции зарубежных государств: учебное пособие/ Сост. Солодовченко Д.Д. – Воронеж; ВФ РАГС, 2008. – 130 с.

основная:

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран : учебное пособие для студентов вузов / А.М. Арбузкин. - М.: Юристь, 2010. - 704 с.

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2010. - С.371-395.

 

дополнительная:

1. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Афанасьева О.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2010. – 416 с.

2. Маклаков.В.В Политические институты и конституционное право Франции//Иностранное конституционное право – М.: Юристъ, 2007. – 512с. – С. 72-76

3. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 576с.

 

Интерактивная форма занятия «круглый стол»

Время – 2 часа

Цель занятия:

- усвоить концептуальное построение Конституции Франции 1958 г.; уметь показать сущность конституции, раскрыть её функции и юридические свойства;

- максимально детально изучить текст рассматриваемой конституции;

- проанализировать конституционно-правовое развитие Франции, после второй мировой войны.

- воспитание студентов в духе уважения к конституционному строю и защиты конституционных прав и свобод личности, интересов общества и государства.

Подготовительный этап:

Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 5 мин. по основным вопросам занятия:

- конституционное развитие Франции после второй мировой войны;

-характеристика конституции 1958 года и ее последующих изменений;

- концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод в Конституции Франции;

- статус президента и правительства во Франции;

- система судебной власти Франции;

- особенности регионального и местного управления.

Вступительное слово преподавателя.

Аналитический этап:

1. Обсуждение выступлений по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль модератора.

2. Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего мнения.

Заключительный этап:завершающее слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия каждого студента в работе «круглого стола».

ДЕЛОВАЯ ИГРА

"ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ" (НА ПРИМЕРЕ ПАРЛАМЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ФРАНЦИИ)

Продолжительность деловой игры – 2 академических часа.

Основные цели деловой игры:

1) Изучение студентами парламентских процедур, прав и обязанностей субъектов парламентских процедур в Великобритании и Франции.

2) Сравнительно-правовой анализ парламентских процедур в двух государствах, принадлежащих к англо-саксонской и романо-германской правовым системам.

Дополнительные цели деловой игры:

1) уяснение сложностей и проблем, с которыми сталкиваются парламентарии двух стран,

2) изучение механизмов преодоления разногласий между ветвями власти.

Процедура деловой игры:

1. Преподаватель в начале деловой игры определяет ее задачи, состав и роли участников.

2. В случае необходимости преподаватель отвечает на вопросы студентов в начале или в процессе проведения деловой игры, координирует ее проведение.

3. Одному из участников деловой игры может быть поручено кратко охарактеризовать основные стадии законодательного процесса.

4. По завершении деловой игры преподаватель подводит ее итоги, дает оценку ее участникам.

Возможные участники деловой игры:

  • Глава государства,
  • Премьер-министр, министры,
  • Председатели палат, руководители парламентских фракций, лидер оппозиции, квесторы, кнуты,
  • Комитеты (комиссии) палат,
  • контрольные и следственные комиссии,
  • согласительная комиссия,
  • Премьер-министр, министры,
  • Парламентский уполномоченный по делам администрации, Медиатор.

Общие рекомендации преподавателю, организующему деловую игру, и студентам-участникам деловой игры:

Каждый из участников деловой игры должен выполнять отведенную ему роль субъекта парламентских процедур, наделенного строго определенными правами и обязанностями на основании законодательства соответствующей страны.

Участникам деловой игры " со стороны Великобритании" и " со стороны Франции" рекомендуется представлять свои роли параллельно.

В процессе проведения игры ссылки на конституции и законодательство являются необходимыми. Студентам, участвующим в деловой игре, следует ознакомиться с конституциями и нормативными актами двух стран, в т.ч. Актами о парламенте 1911–1949 гг., Конституционным законом Франции № 95–880 от 4 августа 1995 г., регламентами палат, стенограммами заседаний Парламента (Hansard – в Великобритании), парламентскими изданиями и другими источниками, в которых публикуются акты, прннятые парламентами.

Следует обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • правовая основа деятельности парламентов,
  • структура и численность парламентов,
  • место заседаний палат,
  • открытие и порядок проведения сессий,
  • специфика функций и организации работы палат,
  • правовое положение председателей палат в Великобритании и Франции, коллегиальных органов (бюро, президиум, постоянный комитет) палат, вице-председателей палат и квесторов во Франции;
  • роль кнутов в Палате общин и Палате лордов Великобритании в дисциплинировании депутатов;
  • роль парламентских группы Национального собрания и партийных групп Сената во Франции в организация дебатов и распределении времени выступлений; партийная дисциплина и голосование;
  • требования к одежде, поведению в палате; процедурные правила ведения заседаний;
  • способы поддержания порядка; нормы парламентской этики; формы обращения депутатов друг к другу;
  • способы предоставления слова; порядок выступлений, голосования, принятия решений;
  • особые приемы свертывания дебатов;
  • реформа Палаты лордов, конституционная реформа 1995 г. во Франции, направленная на улучшению функционирования и расширению полномочий высшего законодательного органа.

Наиболее оптимальным для проведения деловой игры является выборочное рассмотрение двух парламентских процедур, например, законодательный процесс (прохождение законопроекта в палатах) и парламентский контроль за деятельностью Правительства.

При изучении законодательного процесса необходимо изучить следующие вопросы:

  • субъекты права законодательной инициативы; роль правительства в инициировании законопроектов;
  • процедурные правила, установленные для каждой стадии и механизм принятия законов в целом; роль комитетов палат Великобритании и комиссий палат во Франции в разработке и доработке законопроектов;
  • внесение поправок в законопроект, реализация палатами права отлагательного вето на законопроект, принятый другой палатой;
  • способы разрешения конфликта между палатами, роль согласительных комиссий во Франции в разрешении разногласий между палатами;
  • особенности обсуждения законопроектов о бюджете;
  • урегулирование конфликтов путем компромисса;
  • среднее число ежегодно принимаемых законов;
  • особенности языка законов в Великобритании и Франции;
  • ограниченная законодательная функция Парламента Франции, ограниченные права депутатов в осуществлении законодательной инициативы;
  • внесение законопроектов Правительством и законопредложений депутатами;
  • принятие ордонансов Правительством с разрешения Парламента;
  • роль Конституционного Совета в решении вопроса о разграничении компетенции между Парламентом и Правительством;
  • Роль Генерального секретариата при Совете Министров и его Генерального секретаря в подготовки проектов всех нормативных актов центральных органов власти, декретов Президента во Франции;
  • право Президента Франции требовать от парламента повторного обсуждения принятого закона (ряд его статей) и частота использования этого права

При изучении вопроса о парламентском контроле за деятельностью Правительства необходимо исследовать:

  • особенности контроля за деятельностью Правительства в Великобритании и Франции и степень его использования;
  • формы контроля Парламента за деятельностью Правительства в Великобритании:

1) выступления членов Правительства перед Парламентом,

2) резолюции о недоверии Правительству, что влечет его отставку или роспуск палаты,

3) отказ в выделении Правительству средств, необходимых для покрытия государственных расходов,

4) постановка Премьер-министром вопроса о доверии в связи с прохождением правительственного законопроекта ("связанный вотум недоверия"),

5) письменные вопросы парламентариев к министрам, устные вопросы парламентариев к министрам, законные основания министров отвечать на вопросы,

6) срочные устные вопросы лидера оппозиции по неотложным проблемам или проблемам, представляющим государственную или общественную значимость, для дополнительного обсуждения ("обсуждения в перерыве"),

7) правительственные заявления Премьер-министр или министров перед обеими палатами,

8) контроль 15 специальных комитетов Парламента,

9) вынесение порицания министру за неуважение к Парламенту,

10) постоянная парламентская экспертиза делегированного законодательства, исходящего от Правительства,

11) контроль, осуществляемый Парламентским уполномоченным по делам администрации,

12) контроль Палаты общин за расходованием финансов через Генерального аудитора,

13) предоставление Правительством и министрами информации Парламенту,

  • формы контроля Парламента за деятельностью Правительства во Франции:

1) устные и письменные вопросы к Правительству,

2) парламентские представительства по делам Европейских Сообществ,

3) резолюция порицания Правительству или отказ в доверии, если вопрос о доверии поставлен Правительством,

4) постановка Правительством вопроса о доверии в связи с изложением правительственной программы или декларации по вопросам общей политики,

5) контрольные и следственные комиссии.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы особенности законодательного процесса в Великобритании и Франции?

2. Равноправны ли палаты при осуществлении законодательной деятельности?

3. Возможно ли утверждение законопроекта без согласия одной палаты?

4. Как преодолеваются разногласия палат парламента в Великобритании и во Франции?

5. Возможно ли принятие законопроектов, внесенных Премьер-министром Франции, без утверждения Национального собрания?

6. Может ли Национальное собрание внести изменения в Правительственную программу, касающуюся принятия новых законов?

7. Каковы наиболее действенные формы контроля за Правительством трудности использование этого средства парламентского контроля?

8. Лоббизм в правотворческой деятельности (на примере Великобритании и Франции).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.005 с.)