Категории экономической социологии как методологическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории экономической социологии как методологическая



Категории экономической социологии как методологическая

Основа исследований экономических явлений.

Методологический подход при изучении социальных проблем экономики предполагает систему категорий, способствующих разработке теории экономической социологии; выдвижению и обоснованию концепций и учений; применению конкретных методик изучения социальных механизмов экономики и регулирования социально-экономических процессов. Два методологических подхода: теория об общественно-экономической формации; концепция множественности факторов детерминации экономической системы. Совокупность категорий, описывающая предмет науки, законы и способы изучения социально-экономических процессов. Три группы понятий: общенаучные, частнонаучные (общесоциальные), специфические. Общенаучные категории «процесс», «структура», элемент», «развитие», «устойчивость». Частнонаучные понятия: производство, средства производства, производственные отношения, социальная группа, коллектив, социальная мобильность и т.д. Специфические понятия, присущие собственно экономической социологии: социальный механизм развития экономики, экономическое сознание, экономический интерес, экономическое поведение и прочие. Совокупность методов, набор процедур и методик как научная реализация методологии. Методы социологического исследования экономических систем разделены на два типа: методы сбора информации и методы анализа экономической информации. Методы и способы использования в исследованиях электронно-вычислительной техники, компьютерных технологий. Методологическая основа исследования предполагает две взаимосвязанные исследовательские процедуры или модели: описание и объяснение.

 

Классический этап становления экономической социологии

Классический этап становления экономической социологии (Середина 19в – 20 годы 20 в.) – это этап ее теоретической подготовки, формирования исходной методологии: принципов анализа реальных процессов под углом зрения взаимосвязи экономики и общества, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения этих связей. Представители: О.Конт (анализ разделения труда);

К. Маркс (теория класса).;

М. Вебер (анализ религиозных факторов в развитии экономики); Э. Дюркгейм (проблема разделения труда и проблема солидарности); Т.Веблен (идея демонтративного потребления).

Особенность этого этапа в постановке и теоретических проблем, лежащих «на стыке» экономики и общества, в разработке социологической альтернативы чисто экономическому взгляду на развитие экономики.

 

Тенденции и направления развития западной экономической социологии 20 – нач. 21 в.: обзор основных этапов и школ.

История западной экономической мысли – это исторя постепенного расширения социального фона, на котором рассматривается развитие экономики.

Первый этап (20-50 годы) – поиск путей эффективного управления человеческим фактором экономики: концепция «человеческих отношений» (Мэйо); теория формальных и неформальных групп (Саймон, Бавелас), теория малых групп (Кули); концепция лидерства (Далтон, Митчеле).

Второй этап (50-70 годы) связывают с развитием теоретической социологии: теория социальной стратификации и теория социальной мобильности (Сорокин); теория структурно-функционального анализа (Парсоне); развитие принципов функционализма (Мертон).

Третий этап (70-90 годы) – этап новой экономической социологии. Ее главные черты – ориентация на сравнительные исследования между странами, анализ целостных социальных систем, проблемы мировой экологии, развития технологий, организации экономических связей, демографии.

Сегодня экономическая социология в ее западном варианте – это не столько целостная мононаука, сколько широкое научное направление в изучении стыковых экономико-социальных проблем.

Развитие отечественной (российской и белорусской) экономической социологии: обзор основных этапов и направлений развития

Становление отечеств. соц. Экономической жизни – это формирование исследований, посвященных изучению взаимосвязи экономики и общества.

Первый этап (20-30 годы) – теоритические изыскания средств научного обоснования общественных явлений в новых экономических условиях (Бухарин, Кондратьев, Чаянов и др.) Вкладом Бухарина в осмысление и обоснование экономики переходного периода явилось создание им общей теории трансформационного процесса. Вклад Чаянова состоит в построении целостной теории организации крестьянского хозяйства и создании новой методологии исследования крестьянских хозяйств.

Второй этап (60-80 годы) – характеризуется быстрым развертыванием исследований на «стыке» экономики и социологии. Это исследования трудовой мобильности, отношения молодежи к труду и профессии, бюджетов и времени, социальных проблем города и деревни.

Третий этап (80-е годы – настоящее время) – период оформления экономической социологии в науку о механизмах связи между экономикой и обществом. Важная черта этого этапа – институционализация социологии экономической жизни.

Осн-ые социально-эконом. законы (закон разделения труда, перемены труда и конкуренции)

Закон разделения труда – определяет динамику разделения труда на различные виды, а также основу деления общества на соц-ые группы, занятые этими видами труда. Зародился в рабовладельческом обществе, в условиях почти полного отрыва умственной деятельности от задач материального производства. Разделение труда внутри предприятия выявило свое разрушительное действие на личность работника, вынужденного всю свою жизнь выполнять ограниченный набор простых операций.

Закон перемены труда – отражает объективные связи между изменениями в техническом базисе произ-ва и функциями работников в процессе труда: работник может переходить от одного виды труда к другому. К. Маркс характеризовал перемену труда как «всестороннюю подвижность рабочего», как абсолютную пригодность человека для изменяющихся потребностей в труде.

Закон конкуренции – социально-экономический закон общественного произв-ва, выражающий объективные, существенные, непрерывно усиливающиеся и расширяющиеся связи между революционными изменениями в техническом базисе производства, с одной стороны, и функциями рабочих и общественными комбинациями процесса труда - с другой; подразумевает соперничество, конкуренцию на рынке труда.

 

Рынок как объект экономико-социологического исследовании: понятие и подходы

Рынок как совок-ть структурно-связанных продавцов и покупателей определенного товара или товарной группы, деятельность которых регулируется сходными правилами и разделяемыми большинством участников концепциями контроля.

Подходы:

1. историко-антропологический;

2. политико-экономический – анализирует роль властных отношений во взаимодействии между участниками рынка.

3. сетевой – участники рынка, вступая в добровольный рыночный обмен, с большей вероятностью завязывают отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных им партнеров. Широко используется при анализе рынков труда.

4. неоинституционный – акцентируют роль правил в функционировании рынка.

5. социально-культурный – рынки рассматриваются как культуры.

 

Понятие экономической системы. Капиталистическая и социалистическая экономические системы как две общие модели экономических систем.

Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни общества, иными словами – это что? Как? И для кого? Производить.

Капиталистическая экономическая система – это экономическая система, при которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг находятся в частной собственности. Особенности: право частной собственности, стремление к личной выгоде, конкуренция и суверенитет потребителя.

Социалистическая экономическая система – это экономическая система, в которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг являются коллективной собственностью.

Мотивация эк-го поведения.

Под мотивацией экономического поведения понимается совокупность движущихся сил, побуждающих субъекта (субъектов) осуществлять хозяйственные действия. Такие силы вынуждают людей осознанно или неосознанно совершать те или иные поступки. Широко известна и активно применяется в организации эк-кой деятельности теория мотивации, разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно этой мотивационной теории, большинство желаний и побуждений индивида взаимосвязаны. Самыми базовым из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Индивид, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Но что происходит с человеческими желаниями, когда человек сыт? — спрашивает Маслоу и отвечает: — Сразу всплывают другие, более высокого уровня потребности, и уже они, а не физиологические нужды управляют организмом. А когда и они в свою очередь удовлетворены, на первый план опять выходят новые, еще более высокого уровня потребности и т.д. В теории А. Маслоу выделяются пять групп потребностей: 1. Физиологические потребности (в пище, воде, воздухе, убежище, и т.п.);2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности);3. Потребности в принадлежности и любви (принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым);4. Потребности в уважении и самоутверждении, а также познавательные и эстетические потребности (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет, гармония, красота);5. Потребности в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности).

 

Сущность эк-ой культуры.

Эк-ая К. – это способ взаимодействия эк-го сознания и эко-го мышления, регулирующий участие индивидов и социальных групп в эк-ой деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах эк-го поведения. Особенности эк-ой К. как механизма, регулирующего индивидуальное эк-ое поведение:1) взаимодействие ценностей и норм общественного масштаба и социальных норм, возникающих из внутренних потребностей экономики; 2)экономические интересы, социальные стереотипы и социальные ожидания как каналы данного взаимодействия; 3) ориентация эк-ой культуры на управление экономическим поведением социальных субъектов (отдельных индивидов, социальных групп, трудовых коллективов).В качестве социального механизма экономическая культура регулирует экономическое поведение посредством выполнения следующих функций:1)Трансляционная - передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения. 2)Селекционная - это сбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.3)Инновационная - обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур. Чем более развиты и более полно осуществляются названные функции в процессе регулирования экономического поведения социального субъекта, тем успешнее проявляет себя экономическая культура как социальный механизм данного процесса.

 

Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями(работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:1)Личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду. 2) Прямое или опосредованное отделение работника от средств производства, отчуждения способности к труду на принципах “купли-продажи”;3)заинтересованность владельца средств производства в их максимальном использовании. Компоненты рынка труда - цена, конкуренция, спрос и предложение рабочей силы. Цена выступает в виде заработной платы, спрос - в форме потребности той или иной отрасли, того или иного региона, предприятия в рабочей силе, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов. Функции: 1. согласовывает экономические интересы субъектов трудовых отношений;2. обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;3. поддерживает равновесие между спросом на труд и предложением рабочей силы;4. формирует резерв трудовых ресурсов в сфере обращения для нормального хода процесса общественного воспроизводства;5. опосредует распределительные отношения и стимулирует труд;6. содействует формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры;7. воздействует на условия реализации личного трудового потенциала.

 

Категории экономической социологии как методологическая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.014 с.)