Проблема бедности, ее виды и способы измерения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема бедности, ее виды и способы измерения



Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Различают следующие виды уровней бедности: 1) Национальный уровень бедности — это доля населения, живущего ниже национальной черты бедности(доход ниже прожиточного минимума, т.е. не позволяющий покрывать стоимость набора самых необходимых в данный период времени товаров и услуг. 2) международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой задачей в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

Средний класс и его роль в социально-экономич. процессах общества

Средний класс — это основная производительная сила общества, способная напряженно трудиться, осваивать новые знания, заниматься творчеством, воспитывать новое поколение и т. д. Средний класс заинтересован в сохранении такого общественного строя, который предоставляет (создает) ему условия для успешного развития.

Основными социальными признаками принадлежности к среднему классу являются: наличие в собственности средних и мелких средств производства (мастерских, магазинов, ателье и т. д.) или иных источников дохода, размеры которого колеблются в средних пределах; наличие высшего или среднего специального образования (интеллектуальной собственности); достаточно высокий престиж профессиональной или общественной деятельности; активная гражданская позиция, которая предполагает эффективную защиту своих интересов от посягательств государственных чиновников, мафиозных структур, олигархов и др.

 

Эконом-ие отношения (понятие, основные группы эконом-их отношений и их субъекты) и соц-ые механизмы их регулирования

Эконом-ие отношения - возникают между людьми и группами людей относительно материальных вещей, обстоятельств и проблем, их произ-ва, распределения, обмена, присвоения, владения и использования.

Общий признак эконом-их отношений – субъективность.

Эконом-ие отношения делятся на распределительные, отношения обмена, купли-продажи, отношения потребления.

Субъекты: производители, потребители, собственники.

Социальный механизм регулирования экономических отношений - устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Социальный механизм организации рассматривается как ее "ядро" и складывается не из двух, как в кибернетической модели, а из трех частей: объекта управления, механизма текущего управления и механизма выживания и развития. Объект управления составляют исполнители (социальные субъекты и физические лица). Механизм текущего управления осуществляет непосредственное управление объектом, выполняя решения механизма выживания и развития.

 

Мотивация эк-го поведения.

Под мотивацией экономического поведения понимается совокупность движущихся сил, побуждающих субъекта (субъектов) осуществлять хозяйственные действия. Такие силы вынуждают людей осознанно или неосознанно совершать те или иные поступки. Широко известна и активно применяется в организации эк-кой деятельности теория мотивации, разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно этой мотивационной теории, большинство желаний и побуждений индивида взаимосвязаны. Самыми базовым из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Индивид, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Но что происходит с человеческими желаниями, когда человек сыт? — спрашивает Маслоу и отвечает: — Сразу всплывают другие, более высокого уровня потребности, и уже они, а не физиологические нужды управляют организмом. А когда и они в свою очередь удовлетворены, на первый план опять выходят новые, еще более высокого уровня потребности и т.д. В теории А. Маслоу выделяются пять групп потребностей: 1. Физиологические потребности (в пище, воде, воздухе, убежище, и т.п.);2. Потребности в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности);3. Потребности в принадлежности и любви (принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым);4. Потребности в уважении и самоутверждении, а также познавательные и эстетические потребности (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет, гармония, красота);5. Потребности в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности).

 

Взаимосвязь эк-го сознания и эк-го мышления.

Сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании соц.-эк. законов. Однако же довольно часто экономическое сознание разделяют на теоретическое и эмпирическое, которое называют, в свою очередь, экономическим мышлением.Теоретическое сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий. Такая система является результатом научного познания производственных отношений.Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельности, теми связями, в которые они вступают в своей повседневной хозяйственной жизни. Эк-ое сознание и эко-ое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.Можно рассматривать экономическое мышление как процесс и результат познания эк-их отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Последние входят в содержание эк-го сознания. В этом смысле сознание — продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания. В данном аспекте экономическое сознание играет роль первичного элемента по отношению к экономическому мышлению. Мышление же как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результат этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание экономического сознания.

 

 

Сущность эк-ой культуры.

Эк-ая К. – это способ взаимодействия эк-го сознания и эко-го мышления, регулирующий участие индивидов и социальных групп в эк-ой деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах эк-го поведения. Особенности эк-ой К. как механизма, регулирующего индивидуальное эк-ое поведение:1) взаимодействие ценностей и норм общественного масштаба и социальных норм, возникающих из внутренних потребностей экономики; 2)экономические интересы, социальные стереотипы и социальные ожидания как каналы данного взаимодействия; 3) ориентация эк-ой культуры на управление экономическим поведением социальных субъектов (отдельных индивидов, социальных групп, трудовых коллективов).В качестве социального механизма экономическая культура регулирует экономическое поведение посредством выполнения следующих функций:1)Трансляционная - передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения. 2)Селекционная - это сбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.3)Инновационная - обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур. Чем более развиты и более полно осуществляются названные функции в процессе регулирования экономического поведения социального субъекта, тем успешнее проявляет себя экономическая культура как социальный механизм данного процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.83 (0.005 с.)