Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и модели экономической системы.

Поиск

Экономическая система — это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и по­требления в рамках определенной географической территории (П. Грегори, Р.Стюарт).

Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведе­ния, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведе­ние и результаты.(Ф. Прайор)

Наибольшее распространение в мировой экономической литера­туре получила классификация хозяйственных систем по двум при­знакам:

1) по форме собственности на средства производства;

2) по способу, посредством которого координируется и управ­ляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:

- командную или тоталитарную экономику, которая устанавливает следующие приоритеты: эко­номическая власть централизована; рынок не выполняет функцию регулятора экономики; поведение субъектов рынка опосредовано наличием общей цели, общий интерес доминирует над личным или стесняет его; соб­ственность на условия производства может быть общественной или частной. Централизованная экономическая власть осуществляется административно-бю­рократическими методами и обеспечивает в присвоении приоритет отношениям распределения; присвоению через обращение отводится второстепенная роль. Государство может быть основным экономическим субъектом.

. Сюда относят бывший СССР, Северную Корею и др.

- рыночную экономику или, капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономи­ческой деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск.. Сюда относят, например, Гонконг;

- смешанную экономику, где и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в про­изводстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране, где государство вмешивается в рыноч­ную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирую­щую роль рынка. Сюда относят развитые страны, в том числе, США, Англию, Францию, Германию и др.

Традиционная экономика характерна для стран, которые с позиции технокра­тической цивилизации определяются как неразвитые;

Традиционная экономика устойчива и с трудом поддается рефор­мированию.

Рассмотрим модели организации экономических систем.

М. Фридмен в книге «Капитализм и свобода»[1] рассматривает два способа ко­ординации экономической деятельности людей. Первый — это централизован­ное руководство, сопряженное с принуждением, или иерархия; таковы методы армии, современного тоталитарного государства. Второй — это добровольное сотрудничество индивидов или спонтанный, стихийный порядок; главный сиг­нал к действию здесь — цены. Понижение или повышение цен на ресурсы и результаты труда подсказывает хозяйственникам, в каком направлении нужно действовать.

Главные направления современной эконо­мической мысли.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ — наука об экономичес­ких отношениях и объективных законах, управляющих про­изводством, распределением, обменом и потреблением благ, услуг на различных ступенях развития человеческого обще­ства. МИКРОЭКОНОМИКА — раздел экономической теории. исследующий деятельность отдельных экономических субъектов, играющих существенную роль в функциониро­вании экономики: деятельность промышленных и сельско­хозяйственных предприятий, их внутренние подсистемы и элементы.

МАКРОЭКОНОМИКА — раздел экономической теории, исследующий поведение национальной экономической систе­мы в целом (инфляция, безработица, государственный бюд­жет и т. д.)

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА — наука о международных аспектах экономического развития: международном разделе­нии труда, всемирном хозяйстве, международной валютной системе и т. д.

Экономические ресурсы и их ограниченность.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА — это на­ука, изучающая экономические отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребле­ния материальных благ в целях удовлетворения потребнос­тей людей при эффективном использовании ресурсов.

РЕСУРСЫ — все то, что используется для производ­ства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей. Они подразделяются на:

1) людские — труд и предпринимательские способности;

2) материальные — земля (природные блага) и капитал;

ТРУД — целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Экономически труд реализуется в рабочей силе — способнос­ти человека (физической и умственной) к труду

ЗЕМЛЯ — это все естественные ресурсы, или "даровые" блага, которые приемлемы в воспроизводственном процессе. Это пахотные земли, леса, месторождения минералов и не­фти, водные ресурсы. Природные ресурсы классифицируют на исчерпаемыте и неисчерпаемые, которые в свою очередь подразделяются на воспроизводимые (например, лес) и невос­производимые (уголь, нефть и т. д.).

КАПИТАЛ — это средства производства, т. е. компьюте­ры, инструменты, машины, оборудование, здания транспор­тные средства, неподвижные сооружения и т. д., используе­мые в производстве товаров и услуг и доставке их конечно­му потребителю с целью получения максимальной прибыли.

СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - -совокупность средств труда и предметов труда. Средства труда -- все то, с помо­щью чего создается товар (продукт) или услуга. В свою оче­редь, средства труда представляют собой:

1) совокупность орудий труда — это станки, машины, оборудование, или костно-мускульная система производства,

2) сосудистую систему — трубы, цистерны, бочки и т. д.,

3) производственную инфраструктуру, или общие усло­вия, непосредственно не участвующие в создании продукта, но без которых производство невозможно. Это информация, линии электропередачи, дороги, здания, сооружения и т. д.

Предметы труда — все то, из чего непосредственно со­здается продукт. Это сырые материалы, или сырье: сталь, хлопок, зерно и т. д.

Эффективность использования экономических ресурсов и основные показатели.

Экономическая эффективность — это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно посто­янно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-друго­му, вести себя рационально. Рациональное поведение заключает­ся в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наи­высшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и ми­нимизируют затраты.

 

Вильфредо Парето (1848—1923), исследуя эффектив­ность производства и распределения товаров на рынке при ограниченности ресурсов, Парето пришел к выводу, что это такое со­стояние рынка, при котором никто не может улучшить свое состо­яние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Подобное определение эффективности часто называют оптиму­мом Парето, оптимальностью по Парето, Парето-оптимальным состоянием.


 

Рынок как экономическая система.

Сущность рынка. Объекты и субъекты рынка. Функции рынка. Позитив­ные и негативные стороны рынка.

Конъюнктура рынка.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и по­лучению ими прибыли, а также удовлетворению платежес­пособного спроса покупателей на основе свободного, взаим­ного соглашения, возмездности, эквивалентности и конку­рентности.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обраще­ния. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Кроме обращения как такового ры­ночные отношения включают:

• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной ос­нове;

• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включаю­щей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформирован­ный.

Объекты рынка земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность (проекты по строительству, реконструкции и т.п.), рабочая сила и т.п., все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи,

В экономической теории выделяют три группы основных субъ­ектов рыночных отношений: домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство — экономическая единица, представленная од­ним или несколькими лицами, которая владеет экономическими ресурсами, продает их или сдает в аренду производителям това­ров и услуг, а на полученные от этих сделок доходы стремится максимально удовлетворить свои потребности, покупая товары и услуги для конечного потребления.

Фирма — предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели и для их реали­зации покупающая экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью их продажи и получения прибыли.

Государство - это понятие используется в широком смысле и включает в себя:

1) государственное предпринимательство, т.е. деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется не только на коммерческой основе. Сочетание коммерческих и некоммерческих начал в разных странах неодинаково;

2) юридическую и политическую власть для осуществления, I в случае необходимости, контроля над хозяйственными субъектами, и, в частности, рынком в целом, для достижения общественных целей;

3) все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, но действующие порой не как единый орган, что наглядно иллюстрирует противоречия между законодательной и исполнительной властями.

На экономическое положение субъектов рынка оказывает влияние рыночная конъюнктура — соотношение спроса и предложения, как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом. Когда предложение превышает спрос, покупатели имеют возможность сравнивать между собой различные сорта товаров, их цены и оказывать предпочтение тому или иному товару. Такая ситуация возможна на рынке покупателей т.е. на таком рынке, где имеет место конкуренция производителей и продавцов. Если спрос превышает предложение, отсутствует конкуренция между произво­дителями и продавцами; главную роль играет количество товаров и услуг, а не их качество, то это рынок продавца. На таком рынке то­варный ассортимент беден, отсутствует предпродажное и после­продажное обслуживание, все продается сразу.

Современный рынок является рынком покупателя.

При равенстве спроса и предложения цены на товары уста­навливаются на уровне общественно необходимых затрат и вы­ступают как цены равновесия. При увеличении спроса и неиз­менном предложении происходит рост цен, результатом чего яв­ляется рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов про­изводства и рост предложения, а увеличение предложения при неизменном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нарушенное равновесие между спро­сом и предложением.

Рынок является самонастраивающейся системой..

Информативная функция. Динамика рыночных цен на потребительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные товары и производительные услуги, 'на капитал и другие объекты рынка дает участникам производства, потребителям, посредникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок; характеризует возможности производства, позволяет каждому субъекту рыночных отношений сверять собственные возможности с меняющимися условиями рынка.

Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров и услуг. Цены стимулируют научно-технический процесс, экономию затрат факторов производства, улучшение качества продукции, совершенствование структуры производства и потребления.

Распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями, различными формами собственности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, социально-экономическими группами. Рост цен — это сигнал к расширению производства, падение — сигнал к его сокращению. В результате изменения цен стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. В этой функции! цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей как количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм и др.), так и качественных (рентабель­ность, производительность, фондоотдача и др.).

Важнейшими преимуществами рынка являются:

• функционирование как саморегулирующийся механизм, который через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство;

• эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;

• высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 70-е годы в За­падном мире вызвало внедрение ресурсосберегающих тех­нологий, поиск альтернативных источников энергии;

• возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информа­цию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономиче­ских ресурсов для нормального хозяйствования);

• рыночная экономика — бездефицитная экономика. В лю­бых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения;

• создание рынком мощной системы стимулов;

• широкое использование достижений НТР. В погоне за при­былью товаропроизводители внедряют в производство но­вейшие достижения науки и техники, и конкуренция де­лает этот процесс непрерывным;

• обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

• способность быстро и эффективно удовлетворять разнооб­разные потребности людей;

• рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.

К недостаткам рынка относятся:

• автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего об­щество может нести существенные потери;

• рынок не создает стимулы для производства товаров и ус­луг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

• игнорирование рынком возможных негативных для обще­ства последствий принимаемых решений;

• рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономи­ческих ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство долж­но решать социальные проблемы;

• отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

• нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъ­юнктуры чередуются с ее падением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.145 (0.007 с.)