Закон убывания предельной отдачи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон убывания предельной отдачи



Суть закона снижения предельной отдачи (уменьшения пре­дельного продукта) заключается в следующем: расширение про­изводства за счет увеличения степени использования только од­ного (или нескольких) из всех видов используемых ресурсов по­могает росту эффективности фирмы лишь до определенного пре­дела, затем эффективность начинает падать. Этот предел есть момент достижения равенства двух показателей — предельной и средней отдачи фактора производства.

Деятельность фирмы в долгосрочном периоде Эффект масштаба

Рост отдачи от масштаба производства возможен только в дол­госрочном периоде, когда все факторы Производства выступают переменными. Рост отдачи выражается в, увеличении показателя средней суммарной отдачи всех факторов производства. Показа­тель же предельной отдачи для долгосрочного периода не рассчи­тывается, поскольку по своей природе он предполагает неизмен­ность факторов производства. Рост отдачи от масштаба производ­ства в долгосрочном периоде не является беспредельным: в ка­кой-то момент чрезмерная специализация ресурсов ведет к поте­ре эффективности и к снижению отдачи от масштаба производст­ва (например, в результате разрастания бюрократического аппа­рата для поддержания связей между специализированными уча­стками производства).

Трансакционные издержки.

Трансакционные издержки можно определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Они включают все, что, так или иначе, отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

Таким образом, трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами.

Отрицательные и положительные внешние эффекты

Внешние эффекты (экстерналии) — это не учтенные в цене товаров и услуг побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект — это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц. Положительный внешний эффект - не отраженный в ценах побочный эффект деятельности рыночных субъектов, обеспечивающий выгоды для третьих лиц.

Наличие отрицательных внешних эффектов обусловливает су­ществование наряду с частными издержками также внешних и со­циальных издержек.

С отрицательным внешним эффектом связаны предельные внешние издержки, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими ли­цами.

Прибыль фирмы: бухгалтерская, экономическая, нормальная.

Превышение доходов над издержками — это бухгалтерская прибыль, так как она отражает разницу между выручкой фирмы от реализации продукции и денежными (реально оплаченными) затратами фирмы на ее производство. Но для фирмы важна экономическая прибыль — превышение дохода фирмы над всеми осуществленными с ее стороны и возможными, но упущенными затратами.

Такая очищенная от всех видов издержек (включая издержки, возникающие в процессе экономического выбора) прибыль по­лучила в экономической теории название экономической прибы­ли. Она представляет собой разницу между выручкой от реализа­ции продукции и альтернативными издержками.

За­работная плата, или вознаграждение, предпринимателя называ­ется нормальной прибылью. Это минимальный доход предприни­мателя в какой-то определенной сфере производства. По определе­нию, выплата такой нормальной прибыли входит во вмененные из­держки. Экономическая же прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек.


12. Инвестиции и инвестиционная политика. Потребление. Сбереже­ние.

Потребление сбережение. Инвестиции.

Национальный доход и совокуп­ный спрос.

Под потреблением (С) в экономической теории понимается об­щее количество товаров, купленных и потребленных в течение како­го-то периода времени. Размер потребления, или потребительских рас­ходов, в основном зависит от уровня дохода и цен. Изменение в по­треблении движется в том же направлении, что и изменение в доходе.

Под сбережением (S) понимается та часть дохода, которая не потребляется. Размер сбережений зависит от величины дохода, нор­мы процента, потребления и психологического фактора, так назы­ваемой предельной склонности к сбережению.

Экономисты рассматривают сбережения как основу инвести­ций. Размер инвестиций, или инвестиционного спроса, как и потре­бительского, зависит от: объективных факторов — дохода, нормы процента, уровня изменения выпуска продукции, прибылей, запа­сов капитала и субъективного фактора — желания предпринима­телей инвестировать, или склонности к инвестированию.

Теория определения уровня дохода

Классики считали, что неравенство сбережений и инвестиций яв­ляется причиной подъемов и спадов в экономическом цикле: если сбережения больше инвестиций, то неизбежна депрессия или спад; если же инвестиции превышают сбережения, то наступает опасность инфляционного бума.

Кейнсианцы доказали, что сбережения равны инвестициям, так как фактически они равны разнице между доходом и потреблением. От­сюда суть теории определения уровня дохода такова: точка пере­сечения кривых сбережения и инвестиций отражает то состояние равновесия, к которому будет стремиться доход.

Инвестиции

Процент и инвестиции.

Инвестиции — один из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП.

Под инвестициями в экономической теории понимают фи­нансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, на образова­ние кадров и на научные исследования. В масштабах национальной экономики инвестиции — это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества,.

Инвестиции можно классифицировать по месту осуществле­ния, а также по направлениям инвестирования.

Инвестиции могут направляться в запасы, жилищное строи­тельство, человеческий капитал, капитальные ресурсы.

Инвестиции в запасы направляются на формирование товаров, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершенное производство и готовые изделия.

Согласно классической теории объем планируемых в нацио­нальной экономике инвестиций функционально связан с вели­чиной реальной процентной ставки.

Так, с понижением ставки процента вследствие роста пред­ложения денег снижаются и издержки на инвестиции, и пред­приятия начинают больше инвестировать. Повышение ставки, наоборот, приводит к сокращению инвестиций. Суть этой зави­симости состоит в следующем. Фирмы постоянно планируют осуществление инвестиций как в основной капитал, так и в то­варно-материальные ценности. Источниками инвестиций могут быть либо собственные средства, т.е. часть прибыли, либо заем­ные — кредиты финансовых учреждений. Но каковы бы ни бы­ли источники инвестирования, приобретение элементов капита­ла или товарно-материальных ценностей всегда связано с оцен­кой альтернативной стоимости инвестиций.

Необходимо иметь в виду, что изменения в потреблении, го­сударственных закупках и экспорте также подвержены эффекту мультипликатора.

Мультипликатор может действовать в двух направлениях: не­большое увеличение инвестиций дает существенный прирост ЧНП (чистый национальный продукт) и, наоборот, небольшое снижение инвестируемых средств ведет к значительному сокращению произведенного продукта. Явление мультипликатора существует благодаря двум особенно­стям экономического развития. Во-первых, для любой экономи­ки характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где деньги, потраченные одними субъектами, получа­ют в виде доходов другие субъекты хозяйствования. Во-вторых, любое изменение доходов влечет изменения в потреблении и сбережении в том же направлении.

Мультипликатор, отражающий только использование сбере­жений на инвестиции, называется простым. Но полученный до­ход используется не только на потребление и сбережение, из него уплачиваются налоги, закупаются товары за границей. Мультипликатор с учетом всех изъятий — сбережений, налогов и импорта — называется сложным.

С действием мультипликатора непосредственно связан прин­цип акселерации. Его сущность заключается в том, что возрос­ший доход, полученный в результате мультиплицирующего воз­действия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие такие това­ры, расширяются, и это вызывает увеличение спроса на товары производственного назначения, т.е. на средства производства. Причем изменения в спросе на потребительские товары вызыва­ют гораздо более резкие изменения в спросе на товары производ­ственного назначения. Это связано с некоторыми особенностями воспроизводства основного капитала. Последний требует едино­временных крупных затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного времени. Поэтому в случае необходимости расширения существующих или строительства новых предпри­ятий затраты на создание нового основного капитала превосходят стоимость выпускаемой продукции. Другими словами, принцип акселерации касается изменения спроса на готовую продукцию.

Под акселерацией понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.

Принцип акселерации обладает двусторонним действием. Вначале небольшой прирост продаж дает громадный прирост инвестиционных расходов, и для того чтобы не упали инвестиции, необходимо поддерживать растущее потребление. Если темпы роста потребления будут увеличиваться, то инвестиционные расходы станут возрастать в соответствии с величиной акселератора и принцип акселерации приобретет повышательный характер. При убывающих темпах роста спроса на потребительские товары, естественно, последует падение спроса на инвестиции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.007 с.)