Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.



Антимонопольная политика.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.

Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей. Этой модели прису­щи четыре характерные черты: продавец выступает как единственный; отрасль —это синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма постав­ляет принципиально новый продукт); монополист обладает рыночной властью, контролирует це­ны, поставки на рынок; на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непре­одолимые для конкурента барьеры как естественного, так и ис­кусственного происхождения.

Монополистическая конкуренция —это рыночная ситуация, при ко­торой относительно большое число производителей предлагает похо­жую, но не идентичную продукцию. В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совер­шенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизирован­ную или однородную продукцию, при монополистической — диф­ференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, каче­ство продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров дли­тельного пользования), близости к покупателям, интенсивности рек­ламы и т.п. Фирмы на рынке монополистиче­ской конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию про­дукции и услуг. Эта черта является главной для этой модели рынка.

Еще одна важная характеристика рынка монополистической конкуренции — относительная легкость вступления в рынок.

Олигополия. Главной особенностью олигополии является немногочислен­ность участников конкуренции. Когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической. Четко установленных границ между различными рынками нет, поэтому модель олигополии охваты­вает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Классические олигополии" образуются тремя—пятью производителями.

Олигополии могут производить как однородные, так и диф­ференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента, техниче­ского спирта и т.д., дифференциация — на рынках потребитель­ских товаров.

Важное отличие олигополистического рынка от рынка совер­шенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на конку­рентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то на олигопо­листическом — имеют тенденцию к устойчивой фиксации и из­меняются не столь часто.

Антимонопольная политика — государственная деятельность, связанная с формированием условий функционирования субъектов рыночных отноше­нии, направленная на достижение оптимального для данного места и време­ни сочетания эффективности и конкуренции.

Совершенная конкуренция, цено­вая и неценовая конкуренция.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономи­ческой системы, когда влияние каждого участника экономическо­го процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пре­небречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однород­ность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производ­ственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

В условиях свободной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству — в другой. Рост доходов од­них фирм сопровождался разорением других:

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конку­ренты.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность.

Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы изменения спроса.

Спрос и величина спроса.

Спрос — это форма выражения потребности, пред­ставленной на рынке и обеспеченной денежными сред­ствами. Он выступает в виде платежеспособной по­требности, т. е. потребности покупателя, располагаю­щего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью покупателя.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое желают купить от­дельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, год) при определенных услови­ях. Желание покупателей приобрести данный товар означает, что они располагают необходимой для совер­шения покупки суммой денег, т. е. их желания реальны.

существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Ее можно представить графически в виде кривой DD (рис. 1.1). Цена Р1 соответствует объему спроса Q1, цена Р2 —объему спроса Q2, т.е. чем больше цена, тем меньше объем спроса. Кривая спроса DD идет вниз и вправо, так как связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная.

Рис. 1.1. Функция спроса

Рассмотрим основные неценовые факторы и их влияние на спрос.

1. Потребительские вкусы и предпочтения потре­бителей.

2. Население. Чем больше рынок, тем больше будет приобретено товаров и услуг, и наоборот.

3. Денежные доходы потребителей.

4. Цены на сопряженные товары.

5. Потребительские ожидания относительно бу­дущих цен и доходов способны изменить спрос.

6. Сезонность потребности, удовлетворяемой дан­ным товаром.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.007 с.)