Особенности рынка монополистической конкуренции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рынка монополистической конкуренции



Монополистическая конкуренция – это форма строения рынка, в которой присутствуют черты, как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это обстоятельство сближает монополистическую конкуренцию с олигополией (рисунок 8.4).

Монополистическая конкуренция
Дифференциация продукции
Большое количество продавцов и покупателей
Низкие барьеры  
Несовершенная информация

 

Рисунок 8.4 – Черты монополистической конкуренции

Таким образом, мы видим, что в условиях монополистической конкуренции на рынке действует множество фирм, причём среди них или нет, крупных, или они не имеют решающих преимуществ над мелкими. Барьеры проникновения относительно невысоки: незатруднителен и вход на рынок и уход с рынка.

Допущение модели монополистической конкуренции, взятое из модели монополии, следующие: на рынке продаются разные продукты, являющиеся близкими заменителями друг друга. В этом случае говорят, что продукт неоднороден или дифференцирован. Чем круче наклон кривой спроса на продукцию конкурирующей монополии, тем большее воздействие может оказать эта фирма на цену продукта. Процесс дифференциации продукта изображён на рисунке 8.5 стрелкой, где Dc – кривая спроса на продукт конкурентной фирмы, Dm – кривая спроса на продукт монополии, Dcm – кривая спроса на продукт конкурирующей монополии.

Р
Q
Dc
Dcm
Dm
Рисунок 8.5 – Спрос на продукцию конкурирующей монополии
Каждая фирма, действующая в усло-виях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка определённого продукта. Однако дифференциация приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, самостоятельные части (сег-менты) и на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать значительной. Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

Таким образом, объём производства и цена в условиях монополистической конкуренции находятся под влиянием, с одной стороны, конкуренции на рынке, а с другой – степени монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

P
Pcm
Pc
A
B
MC
AC
Dc
Dcm1
Dcm
MR
Qcm
Qc
Q
Рисунок 8.6 – Монополистическая конкуренция
Равновесие фирмы предполагает, что выполняется известное условие равенства MC = MR. В течение краткосрочного периода фирмы могут получать как прибыль, так и нести убытки. Но возможность в долгосроч-ном периоде получать сверхприбыль исклю-чается: барьеры практически отсутствуют, фирмы невелики. Долгосрочное равновесие в условиях конкурирующей монополии пока-зано на рисунке 8.6.

Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средние издержки (АС), то фирма, кривая спроса которой (Dcm) находится выше кривой средних издержек, будет получать сверхприбыль. Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате кривая спроса (Dcm1) будет сдвигаться влево до тех пор, пока не примет положение касательной к кривой средних издержек (точка А). В этой точке цена (Pcm) равна средним издержкам, а прибыль – нулю. Точка А не соответствует эффективному использованию ресурсов, так как нет равенства цены предельным издержкам. Это означает, сто фирма производит желаемый объём продукции (Qcm) c издержками, превышающими минимальные. Поэтому, фирма будет менее эффективна, чем при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные мощности. Это своего рода «плата» за монопольную власть, полученную фирмой на основе дифференциации товара, поэтому производство благ обходится дороже. Другим фактором, удорожающим стоимость продукции, являются затраты на рекламу, совершенный конкурент тоже не расходует средства на рекламу, а вот монополистически конкурентная фирма за счёт рекламы может увеличить свою долю на рынке.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.009 с.)