Формирование цен на ресурсы: рента, процент, прибыль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование цен на ресурсы: рента, процент, прибыль



Производство товаров зависит от издержек, которые, в свою очередь, определяются ценами на факторы производства. Эти факторы имеют свой рынок, на котором они продаются и покупаются, а цена на них устанавливается в соответствии с законами спроса и предложения.

Определение цен на факторы производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли, связано с решением проблемы «для кого должны производиться товары». Поэтому её детальный анализ относится к теории распределения. В то же время механизм образования цен на факторы производства даёт возможность ответить, каким путём должно быть организовано производство, чтобы оно было эффективным.

Рынки факторов производства – это сферы товарного оборота важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности – земля, природные ископаемые, искусственные сырьевые ресурсы, ресурсы труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технические ресурсы. Перечисленными группами рынки факторов производства не исчерпываются. В развитой рыночной экономике они насчитывают миллионы наименований, включая информацию, интеллект и способы их передачи.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой (капиталом), и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырьё сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряжённых с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, объём каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряжённые с ними ресурсы и факторы. Рынок даёт информацию о движении цен на каждый из них. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, её ископаемых ресурсов и недвижимости называются рентными. В узком смысле под экономической рентой подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором её собственнику за возможность произво-дительного использования и получения прибыли. Рента является частью этой прибыли и уплачивается путём её распределения в пользу собственника земли. Собственность на землю с её естественными ресурсами и недвижимостью в виде построенных сооружений даёт основание для получения чистой, т.е. абсолютной ренты, а также доходов в виде арендной платы. Порою рента включает в себя арендную плату, если земельный участок арендуется для хозяйственного использования с построенными на ней сооружениями. Арендная плата выступает самостоятельной формой платежа, при которой используется лишь недвижимость, т.е. сооружения, здания и т.п. Выделяют также дифференциальную ренту – доход, полученный в результате использования земли с более высокой производительностью в результате ранжирования по её плодородию, удалённости относительно рынка сбыта продукции.

Можно повысить производительность земли, улучшить её качество, можно повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить этот уровень до минимума, но количество совокупного предложения этого фактора производства в каждый фиксированный момент времени увеличить невозможно. Если изобразить на графике кривую предложения земли, то она будет иметь вид абсолютно вертикальной линии.

Относительно неэластичного предложения земли, её ресурсов и недвижимости как факторов производства рыночный спрос выступает важнейшим условием ценообразования, включающим ренту и арендную плату в издержки производства. Для предпринимателей спрос на землю и связанные с ней факторы производства должен совпадать с размером получаемого предельного продукта в денежном выражении. Отрицательный наклон кривой спроса означает постепенное убывание дохода, противодействовать чему можно улучшением методов землепользования, применением прогрессивных техноло-гий и способов использования подобных факторов производства.

Одним их условий изменений спроса на землю и сопряжённые с её использованием факторы производства является рыночная норма процента. Исчисление ренты в зависимости от нормы процента представляет собой разновидность дисконтирования такого капитального актива, как земля, её ресурсы или расположенная на ней недвижимость. Дисконтированный размер ренты, т.е. цены земли, необходим при заключении договоров об использовании этих факторов производства на тот или иной период. Дисконтирование, то есть исчисление будущего размера дохода в виде ренты, осуществляется следующим образом:

P = R/r,

где P – цена земли,

R – ежегодный размер земельной ренты,

r – рыночная ставка процента.

Цена земли как капитального актива помогает лучше понять сущность одного из рынков факторов производства, существующих в нормальной рыночной экономике.

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К нему относятся все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов, сырье и материалы; энергия и идеи, разнообразная информация экономического содержания. В современной экономике границы понятия капитала распростра-няются на физически осязаемые и неосязаемые объекты.

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определённый период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала и капитальных активов, вплоть до таких форм, как наличные деньги, предоставляемые в ссуду, ценные бумаги и т.д. Формы капитала и капитальных активов разнообразны, однако рынок требует их единообразной оценки и соизмерения.

Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка. По существу, все экономические блага производственного назначения, будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке.

Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капиталь-ными активами как факторами производства.

Для сложных производственных процессов в текущий момент или для осуществления их в будущем требуется накопление денежных средств, которые по мере превращения их в реальный капитал будут высокопроизводительными, а, следовательно, принесут более высокий доход в будущем. С этой целью осуществляется накопление капитала и его инвестирование. Оценка прибыль-ности осуществляется на основе чистой производительности капитала, исчисляемой, во-первых, после всех платежей от прибыли, и, во-вторых, в сопоставлении с осуществленными затратами. Эффективный инвестиционный проект – это проект, годовой доход от которого не ниже рыночной нормы процента по любому другому капитальному активу, включая банковскую процентную ставку.

Дисконтирование – исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала. Банковская процентная ставка играет в этих расчётах определяющую роль. На её основе осуществляется расчёт дохода в форме процентов, которые могут быть получены от будущих инвестиционных проектов.

Дисконтирование осуществляется по формуле

D = Dt/(1+r)t,

где D – текущая дисконтированная стоимость актива,

Dt – ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t лет,

r – норма банковского процента.

Инвестиции имеют экономический смысл только в том случае, если годовой доход от них выше, чем процент по банковским вкладам, а тем более по всем другим активам, инвестирование которых связано с риском. Цены на оборудование, сырьё, материалы и т.п. устанавливаются в зависимости от будущих доходов от их производительного использования, вычисляемых с помощью дисконтирования.

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора производства как предпринимательство. Нельзя трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком земли и капитала. Прибыль обычно определяют как разность между общим доходом и общими издержками фирмы. Выделяют понятия экономической и бухгалтерской прибыли в зависимости от наличия явных и неявных издержек фирмы. Экономическая прибыль возникает в том случае, если общий доход фирмы превышает все издержки фирмы – и явные, и неявные, включая в последние и нормальную прибыль. Нормальная прибыль – минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Неопределённость рынка (вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределённостью), с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный доход.

К основным функциям прибыли относят: создание стимулов для расширения производства и выступление в качестве источника финансирования.

Главная цель фирмы – максимизация прибыли – достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода фирмы: MC=MR. Фирме потребуется такое количество и соотношение факторов производства при их данных рыночных ценах, которое необходимо для выпуска продукции в пределах равенства MC и MR.

Деятельность любой фирмы – это перекрёсток двух рынков: потребительских товаров индивидуального спроса и факторов производства. На потребительских рынках фирма выступает как поставщик готовой продукции конечного потребительского назначения. На рынках факторов производства – покупателем ресурсов. Информация о рыночных ценах готовой продукции позволяет осуществлять расчёт потенциального дохода и прибыли от её продажи. Цены на рынках факторов производства позволяют вычислить издержки производства. Суммируя данную информацию, фирма может обеспечить себе равновесие MC и MR, при котором достигается максимизация прибыли.

Основные понятия: рынки факторов производства, экономическая рента, абсолютная рента, дифференциальная рента, цена земли, процентная ставка, дисконтирование, экономическая прибыль, нормальная прибыль.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды ренты.

2. Как определяется цена земли?

3. Какова роль дисконтирования в процессе принятия инвестиционных решений?

4. Определите функции прибыли и её основные виды.

 

Несостоятельность рынков

 

Рынок не только мощный фактор экономического роста, но и не менее сильный катализатор возникновения негативной экономической ситуации и социальных конфликтов в обществе. Современная экономическая наука критикует «невидимую руку» рынка. Критика касается «несостоятельности» рынка и его ограниченности, «несправедливого распределения доходов» и «несправедливого распределения собственности».

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособ-ление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Несостоятельность рынка проявляется в том, что он не способен противостоять монополистическим тенденциям; не заинтересован и не способен производить общественные блага; рыночный механизм непригоден для устранения внешних эффектов; рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов; рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию.

Из многих возможных причин отказов рынка особого внимания заслуживают внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, а также асимметричность информации.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечивать передачу информации о редкости в форме цен. Для того чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации при которых поведение производителей и потребителей оказывает воздействие на третьих лиц. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты.

Внешними эффектами называют прямые, неопосредованные рынки воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными (внешние выгоды) неблагоприятными (внешние затраты).

Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда действия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Это означает не выявленное в сделке использование ресурсов без оплаты.

Отрицательный внешний эффект имеет место, когда предприятия загрязняют окружающую среду. В этом случае внешний эффект представляет собой внешние издержки предприятий. Такие издержки выражаются в дополнительных издержках фирм, которые они имеют в связи с тем, что должны принимать дополнительные меры, предотвращающие загрязнение окружающей среды. Эти внешние издержки не учитываются предприятиями. Следовательно, имеет место ситуация, когда предприятия, загрязняющие окружающую среду, часть своих издержек перекладывает на другие фирмы. Сокращая таким образом свои издержки, предприятия получают конкурентные преимущества перед предприятиями, которые имеют дополнительные издержки для сокращения или ликвидации своих отходов. Конкурентные преимущества предприятия получают за счёт деградации окружающей среды за счёт перекладывания бремени дополнительных издержек на другие фирмы, так же на потребителей продуктов и услуг этих фирм.

Положительные внешние эффекты являются выгодой третьих лиц, участвующих в сделке, но которая производится экономическими агентами. Они означают невыявленное в данной сделке производство блага без соответствующей оплаты. Рынок в денежной форме недооценивает полезность производимого блага, и не доплачивает за него.

Классическим примером, иллюстрирующим наличие положительного эффекта служит ситуация «фруктовый сад – пасека». Пчёлы активно опыляют цветы, тем самым значительно снижают издержки на опыление. Цветы хорошо «кормят» пчёл, и тем самым значительно снижают издержки пасеки.

MEC(y1) + MC(y1) = MSC(y1).

Внешние эффекты отрицательно влияют на экономику, обнаруживая сбои в работе «невидимой руки» рынка, снижают эффективность рыночного механизма.

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо постав-ляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность. В то же время эти блага являются общественно необхо-димыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых случаев.

Общественные блага – блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение всех других. Они, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Они обладают двумя важными свойствами: несопер-ничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трём.

Неисключаемостъ блага означает, что потребители не могут быть исключены из сферы его потребления. Примером неисключаемого блага может служить национальная оборона.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действии государства.

Общественное благо – один из случаев несостоятельности рынка, когда необходимо вмешательство государства. В случае общественных благ вмеша-тельство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпоч-тениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя.

Достижение эффективного объёма производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителя уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчёте на то что это сделают другие. Данное явление получило название проблема «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуслов-ливает неэффективность при их производстве.

Третьим источником несостоятельности рынка является недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, отказ рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, отказ рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. В качестве экстремального случая рассматривается рынок монополии.

Основная претензия к монополистам заключается не в том, что они получают монопольную прибыль, а в том, что монополия разрушает соответствие между предельной нормой замещения в потреблении предельной нормой производственной трансформации. Монополия порождает Парето-неэффек-тивность структуры выпуска даже в том случае, когда прибыль монополиста ничтожно мала из-за равенства монопольной цены и средних затрат. Смысл и цель антимонопольного законодательства в том, чтобы сократить или ликвидировать расхождение между предельной нормой замещения благ в потреблении и предельной нормой продуктовой трансформации.

Отказы рынка, обязанные своим происхождением недостаточной конкурен-ции, не обязательно исчерпываются такой экстремальной ситуацией как монополия. При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.

Ассиметричность информации приводит к несовершенному функцио-нированию рынков и порождает целый спектр теоретических прикладных проблем. Если сделка заключена, то участники сделки находятся в рыночном равновесии, которое, скорее всего, будет локальным. Если участники сделки заключили её в условиях симметричности информации, то и равновесие оказывается Паретто-эффективным. Если участники сделки заключили её, в условиях асимметричности информации, то равновесие уже будет, скорее всего, Паретто-эффективным. Таким образом, имеет место потеря Паретто-эффективности в условиях асимметричности информации.

Асимметричность информации – ситуация, когда покупатель или продавец обладают различной информацией о качестве продукта, по поводу которого они готовы заключить сделку. Эта разница позволяет получать сверхприбыль торговцам товаров плохого качества и вынуждает людей, предлагающих продукцию высокого качества, работать в убыток. Такая ситуация возникает поскольку получение недостающей информации оказывается экономически нецелесообразным с точки зрения соотношения затрат и результата. Явление вытеснения с рынка высококачественных товаров товарами низкокачественными – это и есть, по существу, неблагоприятный отбор.

Ущерб, потерю эффективности функционирования от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы и страхователи – словом, участники всех рынков, на которых эффект неблагоприятного отбора оказывается значительным. Среди механизмов, которые этому препятствуют можно выделить лицензирование, гарантии на продукцию, общественные организации по защите прав потребителей и т.д.

Итак, к числу основных факторов, определяющих несостоятельность рынка, относятся тенденции монополизации производства отдельных видов продукции, существование внешних эффектов при производстве и потреблении частных благ, специфика потребительских свойств общественных благ, асимметричность информации между экономическими субъектами. В связи с этим в рыночном хозяйстве возрастает аллокативная роль государства, которая заключается в предотвращении монополизации производства; выпуску оптимальных объёмов смешанных благ; содействию распространения достоверной информации.

Основные термины и понятия: рынок, рыночный механизм, несостоя-тельность рынка, внешние эффекты, общественные блага; асимметричность информации; неравномерное распределение дохода.

Контрольные вопросы

1. В чём проявляется несостоятельность рынков?

2. Дайте характеристику внешних эффектов, их видов.

3. Что такое общественные блага и чем они отличаются от частных благ?

4. Как государство влияет на функционирование монополий?

5. Каковы пути преодоления асимметрии на рынке информации?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.026 с.)